UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осужденный Кавальере

Итальянское общество, кажется, уже прошло точку невозврата в процессе "берлусконизации" - растлении развлекательными программами и рекламными потоками, льющимися с телеканалов медиамагната Берлускони.

Автор: Юлия Загоруйко

Табель о криминальных рангах Сильвио Берлускони пополнилась очередным вердиктом - городской суд Милана приговорил бывшего премьер-министра Италии к одному году тюремного заключения за разглашение тайны следствия. Однако отбывать наказание Берлускони начнет только в том случае, если проиграет апелляционный и кассационный суды. А до их вердикта он будет находиться на свободе. Точно так же, на свободе, он ожидает решения апелляционного суда по предыдущему приговору, вынесенному в ноябре 2012 г. за финансовые махинации в его же медиакомпании Mediaset. В настоящее время экс-премьер-министр является фигурантом еще двух судебных процессов, приговоры по которым могут быть вынесены до конца марта.

О разглашении тайны следствия

7 марта приговор в миланском суде был зачитан для двух братьев Берлускони. И если старший Сильвио получил год тюрьмы, то младший Паоло - два года и три месяца. Оба брата обвинялись в разглашении конфиденциальной информации, незаконно полученной от следственных органов. Дело это случилось еще в 2005 г., когда страховая компания Unipol пыталась приобрести банк BNL (Banca Nazionale del Lavoro) в обход установленных правил и процедур. На эту тему состоялся разговор между управляющим Unipol Джованни Консорте и политиком Пьеро Фассино, на тот момент одним из лидеров левоцентристской Демократической партии и по совместительству - главным политическим оппонентом тогдашнего премьера Берлускони. Перехваченный телефонный разговор был опубликован на страницах газеты Il Giornale, принадлежащей брату Паоло. В результате сделка не состоялась, банк позже был продан французам, а репутация Фассино оказалась существенно "подмоченной".

По меркам украинской современности, статья обвинения ничтожна: телефоны-разговоры, прослушка-публикация. Однако замечу, что главные строки в обвинении - о незаконном доступе к телефонным разговорам политического оппонента.

И хотя приговор обвинительный, до самих тюремных застенков осужденным братьям Берлускони еще далеко. После вердикта суда низшей инстанции последует прохождение еще двух - апелляционного и кассационного. И приговор вступит в силу только в том случае, если оба суда окажутся не в пользу братьев. Но итальянская юрисдикция такова, что апелляционный суд, как правило, рассматривает дело не менее года. А срок давности уголовной ответственности по данному преступлению истекает летом текущего года. Кроме того, еще до окончания судебного заседания Сильвио Берлускони заявил одному из судей отвод, который все еще рассматривается в кассационном суде. Парадокс в том, что кассационный суд Италии может удовлетворить это заявление об отводе, и тогда приговор будет считаться недействительным.

Так что вероятность перемещения за решетку бывшего итальянского премьера именно по делу Unipol - за разглашение тайны следствия - весьма и весьма призрачна. Похожая ситуация произошла ровно год назад, когда суд Милана закрыл дело против бывшего премьера по истечении срока давности. Тогда Берлускони обвинялся в том, что в 1990-е оплатил британскому юристу Дэвиду Миллзу лжесвидетельствование в ходе расследования деятельности холдинговой компании Fininvest. Стоит заметить, что именно за успехи в строительстве, достигнутые промышленной группой Fininvest, в 1977 г. Берлускони удостоился почетного звания "Кавалер труда". С тех пор титул "кавальере" - наиболее подходящий эпитет для него, ибо совмещает в себе две характеристики - кавалер труда (а он действительно трудоголик) и дамский угодник (что не требует доказательств).

Сегодня Берлускони неустанно повторяет, что очередной обвинительный приговор не что иное, как "тяжелое вмешательство в демократическую жизнь страны". Секретарь партии "Народ свободы" Альфано заявил, что "осуществляется попытка устранить Берлускони при помощи суда, поскольку его не удалось устранить в результате демократических выборов".

Дальше - больше. Однопартийцы Берлускони на этой неделе устроили шествие в резиденцию президента Италии Джорджио Наполитано и вручили ему петицию "о рисках, которым подвергается итальянская демократия", поскольку считают, что судебные процессы в отношении лидера их партии носят политическую направленность. И хотя президент страны не может вмешиваться в деятельность судебной власти, Наполитано немедленно встретился с комитетом, возглавляющим Верховный совет судей (такого не происходило никогда ранее). Президент призвал к "изменению сложившейся ситуации" и заметил, что лидеру партии, занявшей на выборах второе место, должно быть гарантировано право участия в политическом процессе.

О подкупе избирателей

В перерыве между оглашением обвинительных приговоров неутомимый Кавальере поучаствовал в парламентских выборах. И хотя его партия "Народ Свободы" не набрала большинства голосов, она отнюдь не проиграла, неожиданно показав второй результат.

Прогнозы для партии Берлускони в самом начале избирательной кампании не были особо оптимистичны. Тяжелые последствия экономических неудач его правительства и шлейф уголовных дел обвалили его рейтинг. Максимум, что прочили его партии, - это 15% голосов. Но два месяца предвыборных шоу с участием главного артиста в стране - Сильвио - дали в результате второе место с минимальным отрывом от левоцентристской Демократической партии во главе с Пьером Луиджи Берсани. Интересно, что именно коалиция последнего получит в Палате депутатов существенный перевес. Благодаря Берлускони.

Еще в 2005 г. премьер и лидер самой крупной парламентской партии Берлускони внес поправки в избирательный закон. В нем появился так называемый "бонус большинства", согласно которому выигравшая партия получает больше мест в парламенте, чем ей полагается в соответствии с набранным числом голосов.

На прошедших выборах Берлускони со товарищи изобрели новый способ подкупа избирателей - в кредит. За три дня до начала выборов миллионы жителей Сицилии, Кампании, Ломбардии и Венето (регионов, которые могли сыграть решающую роль в голосовании) получили официальные конверты с призывной надписью: "Важная информация: возврат налога на недвижимость за
2012 г.". Дон Берлускони обещал замороченным кризисом людям отменить налог на недвижимость, введенный правительством Марио Монти, а тем, кто уже уплатил, вернуть деньги. Более того, он даже пообещал сделать это за собственный счет, в случае если станет министром экономики, а в казне не окажется денег: "Я готов... заплатить четыре миллиарда евро из собственного кармана. И с оставшейся половиной миллиарда евро буду жить очень хорошо". Избирателям пришлось по душе обещание живых денег в обмен на голоса. И они почти удвоили прогнозируемый процент Берлускони.

"Дело Руби"

В Милане тем временем подходит к концу еще один, самый скандальный из судебных процессов "имени Берлускони". Бывшему премьеру выдвигают два обвинения: растление несовершеннолетних и использование служебного положения. Речь об интимных вечеринках "бунга-бунга" на миланской вилле Берлускони Аркоре, куда, по данным прокуратуры, свозили совсем юных амбициозных девушек. Некоторые из них "трудились" за деньги, но многие соглашались на стриптиз и секс ради политической карьеры или места телеведущей на телеканалах, принадлежащих Берлускони. Более того, в обвинительном заключении прокурор назвал ужины в Аркоре "отработанной системой проституирования, созданной ради развлечения Берлускони".

Марокканская танцовщица Карима Махруг, известная сегодня всему миру как Руби-сердцеедка, также бывала на вилле Аркоре и, как считает прокуратура, в возрасте 16 лет являлась сексуальным партнером Берлускони. Экс-премьера обвинили в сексуальных отношениях с несовершеннолетней и в использовании служебного положения и подкупа, когда он с помощью связей и своих людей освободил арестованную Руби, попавшуюся на краже.

Узнав о содержании обвинительной речи, мачо Кавальере не упустил случая покрасоваться: "Мне никогда не приходилось платить девушке или женщине за то, что она имела со мной интимные отношения". И добавил своей "фирменной" фарисейской пошлости: "Возможно, прокурору не так повезло в жизни, и он судит по себе, когда оглашает обвинения против меня".

Однако не так безоблачно небо над Берлускони, как это звучит в его бравадах. И если первые два судебных процесса экс-премьер встречал ухмылкой, а приговоры по ним считает ритуальными, то так называемое "дело Руби" он, судя по всему, воспринимает более чем серьезно, хотя все обвинения отрицает.

За секс с несовершеннолетней проституткой Берлускони грозит три года тюрьмы. А если будет доказано превышение должностных полномочий и давление на полицию при аресте Руби, то могут присудить
12 лет лишения свободы. Вместе - 15 лет.

8 марта в суд по "делу Руби" Берлускони не явился - по болезни. На процессе в этот день ожидалось объявление меры пресечения для подсудимого. А он тем временем с диагнозом конъюнктивит даже переместился в больничную палату на шесть дней. Коллегия судей, ознакомившись со справкой от врачей, заподозрила попытку саботировать и затянуть процесс. В результате врачебная комиссия, направленная судом для обследования здоровья Берлускони, пришла к выводу, что болезнь его не так тяжела, дабы не являться в суд. Но, по итальянским законам, обвиняемый может и не прислушаться к заключению медкомиссии и продолжать не посещать судебные заседания. Так, очевидно, Берлускони и поступит. По причине отсутствия обвиняемого заседание отложено до 18 марта - тогда и состоится оглашение судебного вердикта для бывшего премьера.

О коррупции

В перечне официальных обвинений Берлускони есть также дело о коррупции, расследование по которому начато прокуратурой Неаполя буквально две недели тому. Фигурант обвиняется в том, что в 2006 г. заплатил сенатору из партии левого толка 3 млн долл., и тот перешел в правоцентристский блок Берлускони (такая себе "тушка" по-итальянски). Этот потерянный голос привел к распаду правительства Романо Проди и его отставке в 2008 г. На последовавших затем досрочных выборах Берлускони выиграл и вернулся в премьеры. Получилась многоходовая "удачная" операция, которая тогда ничего кроме успеха не сулила. Кто же знал, что она всплывет через шесть лет в качестве уголовного преступления?

Обвинение требует ускоренного процесса по данному делу. В случае предоставления прокурорами неопровержимых доказательств итальянские законы дают судье право отменить длительные (год и более) предварительные слушания. Начиная с 11 марта 2013-го у судьи по данному делу есть
10 дней, чтобы принять решение об ускоренном судебном процессе, то есть без предварительных слушаний.

Когда-то синьор Берлускони объяснял обилие своих судебных процессов тем, что прокуроры Милана, левые по своим взглядам, сводят с ним политические счеты, преследуют его намеренно и необоснованно. Как же тогда оценить действия прокуроров Неаполя? Кажется, что судить Кавальере бросились в одночасье все прокуроры и судьи Италии.

Неугомонный Кавальере в долгу не остался - призвал своих сторонников выйти 23 марта на манифестацию против служителей Фемиды. Ибо считает, что "некоторые судьи являются источником проблем нашей системы юстиции. Они - раковая опухоль итальянской демократии". При этом Берлускони намеренно указывает пальцем на отдельных судей, ибо назови он всю судебную систему несправедливой, ему придется взять на себя немалую часть ответственности - ведь со времен Муссолини он находился на посту премьера Италии дольше всех.

И сегодня, если многочисленные судебные процессы не остановят Кавальере, у него есть шанс опять взобраться на верхушку политической жизни страны. Его методы борьбы за власть весьма примитивны, но действенны. Все его словесные удары - ниже пояса. Он отвергает правила приличия, попирает законы, пренебрегает нормами морали. Всего год пребывания вне власти, а он бичует власть как заядлый оппозиционер со стажем. Он знает: его народу нравятся предлагаемые им зрелища - эпатажные и скабрезные выступления. Простые незамысловатые лозунги, необоснованные обещания падают на благодатную почву: итальянское общество, кажется, уже прошло точку невозврата в процессе "берлусконизации" - растлении развлекательными программами и рекламными потоками, льющимися с телеканалов медиамагната Берлускони.