Резня, мародерство, поджоги, десятки тысяч беженцев… Юг разочарованы президентской деятельностью героя тюльпановой революции 2005 года: расцвет коррупции, кумовство... Потому руководства РФ и Штатов ведут полноценный диалог с новыми властями Киргизстана, хотя о всеобъемлющей поддержке апрельских революционеров со стороны внешних партнеров говорить не приходится.
Роза Отунбаева в первые дни кровопролития обратилась за военной помощью к ближайшему союзнику — России. Логика призыва вполне понятна: Киргизстан входит в Организацию договора о коллективной безопасности, где первую скрипку играет Москва. Однако блок, созданный в противовес НАТО, показал, что является лишь воплощением геополитического самолюбия его создателей, продуктом амбиций Кремля, не подкрепленных реальными возможностями. Российское руководство сподобилось лишь уклончиво заявить: ОДКБ создавался для отражения внешних угроз, но никак не внутренних.
Бездеятельность России можно понять: зачем вступать в конфликт, в котором рискуешь увязнуть на долгие годы. В Москве также осознают, что создание серьезной военно-политической организации требует определенной ответственности, в том числе связанной со множеством рисков. Одного лишь желания стать геополитическим игроком не достаточно для того, чтобы им быть.
Несмотря на то, что спустя несколько дней противостояние в Киргизстане пошло на спад, закрывать страницу новой ошской резни рановато. Пока неясно, как будет дальше развиваться ситуация в стране. Новые власти Киргизстана сегодня пытаются не просто вернуть спокойствие в страну, они стремятся ее по-новому склеить, повторяя, как мантру: Киргизстан не делится на узбекский юг и киргизский север, Киргизстан — един. Непонятной остается судьба десятков тысяч беженцев, находящихся в Узбекистане. Еще более мрачными представляются перспективы всего региона: очевидно, что соседние государства еще больше будут укреплять властную вертикаль, базирующуюся на авторитаризме.