UA / RU
Поддержать ZN.ua

Операция «Оранжевая простыня»

Оранжевый брэнд украинских политтехнологов настолько пришелся по вкусу современным революционерам, что даже на Земле обетованной среди вечнооранжевого раскаленного зноя не придумали ничего более оригинального...

Автор: Светлана Белоус

Оранжевый брэнд украинских политтехнологов настолько пришелся по вкусу современным революционерам, что даже на Земле обетованной среди вечнооранжевого раскаленного зноя не придумали ничего более оригинального. Нет, в Израиле революции пока не наблюдается, здесь готовятся к гражданской войне…

Неумолимо приближается день эвакуации еврейских поселений в секторе Газа, который запланирован на конец августа. И чем он ближе, тем активнее сопротивление поселенцев. Именно они, будущие защитники своих форпостов, и являются на сегодняшний день революционерами. С каждым днем их ряды пополняются. И чтобы все знали и ничего не перепутали, на индивидуальном транспорте закрепляется отличительная метка. Правда, делается это в целях производственной необходимости. Ну не ходить же людям в израильскую жару по улицам в оранжевых шапочках. Не проще ли прохлаждаться в кондиционированных машинах? Так и снуют по трассам страны автомобили с оранжевыми шлейфами ленточных гирлянд. Нужно сказать, что борьба под названием «акции протеста» не менее гениальна, нежели испытанный на поле боя оранжевый цвет победы. Не обратить внимания на формы и методы, которыми поселенцы пытаются противостоять реализации «плана размежевания», практически невозможно, что весьма спорно в случае с дальтониками, которым все равно, какого цвета реет ленточка на авто.

Народ впечатляют оригинальные способы сопротивления. Яркий пример тому — «демонстрация ягнят», проведенная перед зданием кнессета.

Овцы понадобились активистам для того, чтобы наглядно продемонстрировать главный лозунг предстоящего митинга: «Мы не будем твоими баранами, Арик!». Блеющие демонстранты — это, по всей видимости, намек то ли на увлечение Ариэля Шарона домашними животными, то ли на знаменитый фильм «Молчание ягнят». В любом случае поселенцы не хотят быть безмолвным стадом. Или, к примеру, дабы привлечь к себе внимание, революционеры регулярно жгут покрышки от машин на центральных автомагистралях страны. Время выбирается самое подходящее — час пик. Если учесть, что автострад в Израиле не так уж много, то можно себе представить настроение водителей, когда вся страна превращается в одну многокилометровую пробку! Тем не менее это тоже своего рода психологический прессинг. Противники плана размежевания максимально используют время до начала эвакуации поселений для активной пропагандистской работы, и нельзя не признать, что их акции протеста выглядят ярко и, по большому счету, даже остроумно. Чего стоит хотя бы «заклеивание» дверей государственных учреждений: под покровом ночи «диверсанты» залили замки специальным клеем так, что спасателям и слесарям пришлось изрядно потрудиться, чтобы восстановить трудовой ритм страны.

В свете последних событий нынешнее лето будет явно богато «сюрпризами». Представители радикально настроенных правых уже сообщили, что готовятся не только блокировать транспортные магистрали, но и нарушать водоснабжение, а также электроснабжение крупных городов страны. Если предположить, что это пока только угрозы, то израильская служба безопасности (ШАБАК) получила вполне конкретное предупреждение о начале операции под кодовым названием «Оранжевая простыня». Революционеры планируют перебросить в эвакуируемые районы 100 тысяч добровольцев для укрепления своих рядов. О масштабах предстоящего сопротивления по «уходу из Газы» говорит акция протеста, состоявшаяся на этой неделе. С севера на юг вдоль автострад, практически через весь Израиль выстроилась 350-километровая цепочка людей с оранжевыми лентами и плакатами: «Остановись. Мы должны еще раз подумать!». Устроители демонстрации настоятельно просили водителей автомашин припарковаться на обочине на 15 минут, чтобы дать кратковременную возможность всем жителям страны, и в первую очередь автору «плана размежевания», еще раз взвесить свои шаги.

По отношению к предстоящему уходу из Газы израильское общество разделилось пополам. А ведь еще совсем недавно людей, сочувствующих поселенцам, было значительно меньше. В Израиле, где по восточной традиции уважают силу, упорная борьба за свои права обычно вызывает сочувствие и понимание. В какой-то степени поэтому противников шароновского плана становится все больше. Многие израильтяне начинают сомневаться в правильности принятого правительством решения. Эти перемены в обществе произошли не только потому, что израильтянам тяжело смириться с изгнанием «передового отряда сионистов» из их домов. И не только потому, что в теплицах поселений производится 15% израильского сельскохозяйственного экспорта, который приносит миллиарды долларов в государственную казну.

Граждане Израиля всерьез опасаются, что в результате плана одностороннего отделения они могут остаться в дураках. Зачем, собственно говоря, евреям уходить из Газы, если исламистские террористические организации все равно угрожают уничтожить весь Израиль? После некоторого затишья ракетные обстрелы израильских территорий возобновились, а Абу Мазену при всем его желании никак не удается усмирить боевиков. Да он и сам не скрывает своего бессилия: «Я не обманываю, я действительно хочу мира, — сказал он на встрече с Ариэлем Шароном. — Я делаю все, что в моих силах, но у меня нет волшебной палочки…». Естественно, все это не может не вызывать разочарования и у израильтян, и у палестинцев, ведь обещанное урегулирование мирного процесса откладывается, а с ним и политическая стабильность, подъем экономики и наступление новой эры на Ближнем Востоке. Обладатели оранжевых ленточек вовсе не уверены, что «план Шарона» принесет долгожданный мир на Святую землю.

С другой стороны, чтобы оправдать свои действия, «оранжевые» пытаются найти юридические доказательства правомерности присутствия евреев в секторе Газа. Каждый мало-мальски грамотный израильтянин сегодня интенсивно приобщается к истории своего государства. Самое популярное чтиво в стране — документ под названием «Декларация Бальфура», подписанный 2 ноября 1917 году министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром. Согласно этому документу у евреев есть два основных права: на возвращение в Палестину и на поселение в любой ее части, по крайней мере в любом уголке к западу от реки Иордан, как это было решено в 1922 году, когда британцы поделили Трансиорданию на Западную и Восточную. Что касается других территорий, в том числе сектора Газа, оставшихся за пределами образовавшегося в 1967 году государства Израиль, то они, можно сказать, стали бесхозными. Великобритания покинула эти земли, Египет никогда не заявлял права на сектор Газа, а Иордания, поначалу собиравшаяся аннексировать Иудею и Самарию, отказалась от этого в 1988 году. Так что в какой-то степени евреи являются преемниками Британского мандата. Или хотят таковыми себя видеть…

Несмотря на яростное сопротивление поселенцев, факт эвакуации уже практически неизбежен, людей все равно будут отселять. В живописных уголках, где уже выстраиваются первые «каравиллы» (модернизированные караваны) для переселенцев, но они почему-то не спешат в них переселяться, предпочитая оранжевые демонстрации и ежедневный экстрим.

Совсем недавно до премьер-министра Израиля дошел некий документ, в котором перечислялись на первый взгляд безобидные вещи: 1200 палаток, 1000 биотуалетов, 100 генераторов, несколько тысяч метров кабелей — вот далеко не полный список оборудования, заказанного руководством поселений в рамках подготовки к предстоящей эвакуации. Как тут не беспокоиться и не задуматься? Ведь непрекращающиеся последнее время акции протеста и перечень «предметов первой необходимости» говорят о том, что поселенцы просто так не покинут насиженные места, никакие «каравиллы» их не прельщают. Возможно поэтому Ариэль Шарон произнес фразу, впоследствии облетевшую СМИ: «Атмосфера в Израиле накалена, как в преддверии гражданской войны…».

В то же время ни у правительства, ни у армии, ни у полиции до сих пор нет ни малейшего представления о том, как «мирным» способом вывезти из сектора Газа сотни тысяч людей, готовых в любой момент бросаться под бульдозеры. А что делать с революционерами, которые пообещали заблокировать все дороги страны? Им уже предписано явиться на баррикады с рюкзаками, куда дальновидно должен быть уложен «набор политзаключенного» — полотенце, зубная щетка и смена белья. Эти люди, одержимые идеей, очень напоминают диссидентов, за правое дело готовых отправиться даже на каторгу. Тогда тоже заранее упаковывали чемоданы. Сейчас в Израиле, как-никак демократия и иные времена, поэтому в моде рюкзаки — болтаясь за спиной, они не мешают «сковать» оранжевыми лентами поднятые вверх руки демонстрантов.

У полиции на этот счет другие инструкции. Для сотрудников, которые будут участвовать в операции «Депортация», уже закуплено 240 фото- и видеокамер на общую сумму порядка полмиллиона долларов. С их помощью планируется задокументировать каждое движение, каждое слово, каждый взгляд депортируемых. Предназначение дорогостоящей техники — «вооружиться» вещественными доказательствами, которые можно будет предъявить в судебных инстанциях в случаях ареста сопротивленцев по обвинению в проведении несанкционированных демонстраций.

Армия обороны Израиля также разрабатывает свою тактику и стратегию к предстоящим событиям. На военных полигонах солдат обучают правилам «эвакуационного этикета». Вести себя нужно уверенно, но аккуратно, особенно по отношению к женщинам с детьми. В случае, если женщина с ребенком будет оказывать активное сопротивление, солдаты получили указания — постараться не разделять мать и ребенка. Если по каким-то причинам мать и ребенка придется разделить, то они должны находиться в пределах видимости друг друга. В руководстве армии принято решение выделить на каждого «мятежника» по пять солдат: на каждую конечность — по одному военнослужащему, а пятый солдат будет освобождать дорогу для коллег, уносящих поселенцев в автобус. Стрелять разрешено только в качестве устрашения, и то решение о применении оружия было принято совсем недавно. Армия также может прибегнуть к техническим новшествам — «ароматизированным гранатам». Это ноу-хау при взрыве распространяет невыносимые, мягко говоря туалетные, запахи, от которых и лошадь не устоит. Кстати, конные отряды израильской полиции при депортации поселений будут в первых рядах.

Служба безопасности Израиля не исключает, что на время эвакуации поселений в Израиле могут ввести комендантский час. Во всяком случае, уже сегодня шеф полиции Моше Каради в телевизионном обращении к израильтянам попросил проявить терпение и понимание. Терпения у еврейского народа не занимать, но уже сегодня грядущее размежевание для многих выглядит национальной катастрофой. Гражданской войны, конечно, в Израиле может и не быть, но оранжевый цвет совершенно точно до конца лета будет главным в политической радуге страны, затмив даже бело-голубой.