Итак, вердикт ІІІ Коллегии по антимонопольным вопросам Высшего земельного суда Дюссельдорфа обнародован. Суд рассмотрел жалобу швейцарской по месту регистрации, стопроцентно газпромовской по собственности компании-оператора Nord Stream 2 AG на то, что немецкое Федеральное сетевое агентство Bundesnetzagentur отказало ей в выведении «Северного потока-2» из-под действия Третьего энергопакета ЕС. Жалоба отклонена.
Таким образом, «Северный поток-2» не может получить исключение и быть выведен из-под действия Третьего энергопакета, а «Газпром» может использовать мощности газопровода всего на 50%.
Этот вердикт суда в Дюссельдорфе логично дополняет решение Суда юстиции ЕС в Люксембурге от 15 июля 2021 года по газопроводу-отводу OPAL от первого «Северного потока» в деле «C-848/19 P Германия против Польши». Суд ЕС также ограничил «Газпром» в использовании этого отводного газопровода 50% его мощности.
Но особенность данного решения состоит не только в том, что суд указал на норму Газовой директивы ЕС, прежде всего он акцентировал внимание на обязательстве стран — членов ЕС руководствоваться принципом энергетической солидарности на практике. Германия, пытаясь обжаловать польскую претензию по ограничению использования OPAL, аргументировала свою позицию в Суде ЕС тем, что принцип энергетической солидарности является только политическим понятием или же обязанностью взаимопомощи лишь в кризисных ситуациях, но не является правовым критерием. Суд ЕС доказал, что «солидарность фигурирует в первичном праве ЕС как ценность и цель, которые во все большей степени служат ориентирами для политических и экономических решений ЕС». Тем более что в базовых документах Энергетического союза ЕС (кажется, в Брюсселе забыли, что он существует с 2015 года) четко зафиксированы его базовые принципы — безопасность, солидарность, доверие.
И это еще не все камни преткновения «Северного потока-2».
Еще одной угрозой для «Газпрома» является штраф антимонопольного ведомства Польши от 6 октября 2020 года, наложенный на него по итогам антимонопольного расследования. Размер штрафа немалый — 7,6 млрд долл. с одновременным обязательством расторгнуть соглашение по реализации проекта «Северный поток-2» между «Газпромом» и его европейскими партнерами. «Газпром» официально признает этот риск. Он фигурирует в недавно выпущенной отчетности ПАО «Газпром» за второй квартал 2021 года. Решение польского суда можно ожидать еще в этом году, но оно будет обжаловано «Газпромом» в судебных инстанциях ЕС. Однако польская сторона сможет прибегнуть к началу процедуры взимания путем замораживания активов «Газпрома» в разных странах Европы. В частности, путем ареста акций ряда дочерних компаний «Газпрома» в Европе или еще где-либо.
Принимая все вышеизложенное во внимание, а также то, что Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, имеет Меморандум о взаимопонимании по стратегическому энергетическому партнерству между Украиной и ЕС, является членом Энергетического сообщества, Киев должен требовать применения принципа энергетической солидарности между Украиной, ЕС и странами-членами.
В Договоре Энергетического сообщества прописан принцип солидарности: «Стороны… будучи преисполнены решительности основать между Сторонами интегрированный рынок природного газа и электроэнергии на основе общих интересов и солидарности».
Упомянутый Меморандум содержит положение о стремлении сторон «к укреплению взаимной энергетической безопасности на основе принципа солидарности и доверия». Признавая стратегическую роль Украины как газотранзитного государства, стороны должны продолжать сотрудничать для обеспечения безопасного, надежного и прозрачного транзита газа по территории Украины... С учетом этого ЕС поддерживает усилия Украины, направленные на сохранение роли важного газотранзитного государства.
Статья 274 Соглашения об ассоциации также содержит важное положение о том, что каждая сторона должна учитывать энергетические сети и возможности другой стороны.
Что будут означать для Украины решения обоих судов — в Дюссельдорфе и Люксембурге?
В совокупности это означает ограничение использования обоих потоков. Вместо 110 млрд кубометров суммарной проектной мощности может быть задействовано только 65 млрд кубометров: «Северный поток-1» — 37,5 млрд кубометров/год, «Северный поток-2» — 27,5 млрд. Если евроинституты окажутся в состоянии заставить «Газпром» исполнять решения судебных инстанций, то ГТС Украины сохранит существующий статус-кво. А если удастся еще применить принцип энергетической солидарности в формате Договора Энергетического сообщества, то можно ограничить и использование по территории Европы второй нитки «Турецкого потока», фигурирующего под маскировочным названием «Балканский поток». Тогда можно даже несколько увеличить объемы транспортировки газа через территорию Украины в случае роста европейского спроса.
Но если эти ограничения не сработают, то это будет означать, что на самом деле полнота власти в ЕС принадлежит не Еврокомиссии, Европарламенту и Суду ЕС, а отдельной государственной компании из страны, не являющейся членом ЕС.
На текущем этапе в контексте противодействия «Северному потоку-2» было бы важно создать дополнительные проблемы «Газпрому». О них уже шла речь, но то ли позорная некомпетентность, то ли дерзкая небрежность антимонопольного ведомства Украины и аппарата СНБОУ затормозили необходимые шаги. Имеется в виду возбуждение антимонопольного расследования в Украине против «Газпрома», поскольку «Северный поток-2» усиливает монопольные позиции «Газпрома» и препятствует конкуренции на рынке газа, не допуская к трубопроводным мощностям другие стороны. Также следует подвергнуть санкциям с украинской стороны компанию-оператора Nord Stream 2 AG.
Следовательно, несмотря на все попытки России во что бы то ни стало протолкнуть путинскую игрушку, она обречена на новые камни преткновения.