Автор этой статьи не раз сочетал свою научную деятельность с дипломатическими функциями — в составе делегации Украины принимал участие в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, дважды избирался представителем Украины в Комиссии социального развития ООН, выполнил ряд исследований по контрактам с международными организациями. Ныне академик НАН Украины, действительный член Европейской академии наук, искусств и гуманистики возглавляет Центр международных исследований Киевского международного гуманитарного университета, является президентом Украинской ассоциации содействия ООН.
Так уже сложилось в общественном сознании, что ООН более всего выступает в соответствии с утвердившимся определением как инструмент мира и сотрудничества, как всемирный центр, формирующий нормы международного поведения, инициатор и реализатор миротворческой миссии. Именно вокруг этих ситуаций, вокруг политических решений и «спасательных» акций идут интенсивные обсуждения, нередко с критическим акцентом. Да и в целом общественная оценка роли ООН формируется, исходя из отношения преимущественно к этим направлениям ее деятельности. Подчас чрезмерно насыщенная критическая атмосфера вокруг тех или иных неуспехов ООН не включает подлинного понимания ее всемирности, универсальности, которая определяет и ограниченность ее возможностей и ее неоспоримое достоинство. Ограниченность в том, что в ее стенах пребывает великое многообразие держав, принадлежащих к различным политическим системам, различного масштаба и традиций, достаточно разноречивых государственных интересов. Беспрецедентное преимущество — в той же универсальности, позволяющей согласовывать с большей или меньшей эффективностью эти интересы, нормализовать их отношения.
Есть еще одно достоинство, сопровождающее полувековой путь ООН и, к сожалению, недостаточно оцениваемое — аккумуляция ею многообразного опыта в самых различных сферах бытия, на базе которого вырабатываются рекомендации универсального звучания.
Многогранность опыта
В самом деле, очень широк спектр интересов ООН и ее специализированных органов, а таковых 16, которые к тому же дополняются еще двумя примыкающими специализированными организациями и четырнадцатью отраслевыми программами. Даже простое перечисление наименований этой разветвленной системы произвело бы весьма внушительное впечатление.
Деятельность этих органов охватывает широчайший круг проблем политического, экономического, социального, государственно-правового, гуманитарного развития. Могут, конечно, возникать сомнения в характере и действенности этих органов. Смею, однако, утверждать, что сомнения или негативизм применительно к системе ООН проистекает от незнания или, как минимум, весьма приблизительного представления о функциях и содержании ее деятельности. И это несмотря на то, что многие высокие функционеры обеспечивали себя поездками, за которыми практически ничего не следовало. Помнится, мне и моим коллегам довелось «готовить» делегацию, к слову, немалого состава, к сессии
ЮНИДО. Для ее чиновных участников это было первое знакомство с этой эффективной и авторитетной организацией. Результатом стала, очевидно, приятная прогулка в Вену, снова-таки без ощутимых деловых последствий.
А ведь полезность постоянного и основательного участия в органах ООН несомненна. Менее всего они заняты протокольными акциями, посвящая себя анализу конкретики состояния той или иной отрасли или вида деятельности. Напомним хотя бы о таком органе. Европейская экономическая комиссия, в составе которой действуют постоянные комитеты по электроэнергии, углю, газу, металлургии, сельскому хозяйству, внешней торговле, охране окружающей среды и т.д. Надо ли говорить о возможностях извлечения обобщенного опыта из материалов этих органов. Разумеется, они не содержат описания технологических новаций, но зато предлагают немало организационно-управленческих, экономических, научно-технических решений на самом современном уровне.
ООН и ее специализированные органы располагают уникальными возможностями в предоставлении технической помощи, под которой, в соответствии с принятой терминологией, подразумеваются консультативные, экспертные услуги, участие высококлассных специалистов в разработке управленческих, хозяйственных, экологических проектов. При этом помощь ооновских экспертов, как правило, предпочтительней оказываемой на двухсторонней основе: представители ООН строже, объективней, ответственней относятся к своим функциям, чем патронируемые своими правительствами эксперты, среди которых порой встречаются удачно и небескорыстно приобщившиеся к программам двухсторонней помощи специалисты невысокого уровня. Западные аналитики по их адресу саркастически замечают, что они предоставляют «помощь себе».
Международный контекст социальной политики
Когда пишутся эти строки, саммит по социальному развитию, первый и единственный за пятидесятилетнюю историю ООН, завершился и успел обрасти некоторыми комментариями и оценками. Ряд зарубежных политологов адресует этой авторитетной встрече обвинения в чрезмерной парадности, ритуальности. Думается, однако, что детальный анализ итогов копенгагенской встречи еще впереди, и не следует спешить с их недооценкой. Тем более, что ООН имела и до Копенгагена в своем активе немало полезного, в частности, в разработке одного из основополагающих документов «Руководящие принципы развития политики социального благосостояния в ближайшем будущем», принятого в декабре 1987 г. На долгом пути участия Украины в деятельности ООН были в этом смысле заметные инициативы. Напомним о некоторых из них: в
1965 г. на сессии МОТ по инициативе Украины была принята развернутая резолюция об экономических и социальных последствиях разоружения, что было по существу одним из первых весомых выступлений по социально-экономическим аспектам конверсии; в 1973 г. с инициативным участием Украины ООН была принята резолюция «Социальное обеспечение престарелых» с блоком, посвященным пенсионному обеспечению.
К сожалению, по обеим проблемам в Украине нет основательных позиций в контексте общей концепции социальной политики. Достаточно напомнить, что действующая ныне пенсионная система за исключением немногих категорий строится на уравнительных принципах, совершенно не учитывая качество трудового вклада. Подобного прецедента зарубежная практика не знает.
Но, пожалуй, самой удручающей характерностью в этом смысле следует признать отсутствие целостной концепции социального развития и ее определяющих слагаемых: позиции в сфере занятости, в защите уязвимых слоев, в кадровой политике в отрасли. В области занятости деятельность сосредоточена в основном на поиске свободных вакансий и, таким образом, на перераспределении трудресурсов на сужающемся рынке труда, тогда как в мировой практике явный высокопрофессиональный акцент делается на создание новых рабочих мест. Пример — опыт деятельности австрийской организации «НОРЕ-87», действующей во многих странах. Надежды же на то, что сам по себе процесс приватизации или эмиграция ослабят нарастающую безработицу, безосновательны. Первая способна дать лишь краткосрочный эффект, вторая чревата трудновосполнимыми потерями.
В защите уязвимых категорий: пожилых, инвалидов уповать лишь на спорадические вливания местных средств и благотворительность весьма ненадежно. Между тем именно ООН разработала детализированные методики организации надомничества и кооперативов, практически обессиленных у нас.
Какими профессиональными силами мы располагаем на ниве социального обеспечения? Строго говоря, мы полагаемся лишь на приобретенный опыт и самоотверженность работников этой сферы. Планомерной подготовки этой специфической категории по существу нет. И снова обратимся к ООН: в ее Венском центре разработаны детализированные учебные программы, не говоря уже о внушительном опыте зарубежных экспертов в этом крайне необходимом деле.
Наша страна с ее обширными интеллектуальными ресурсами не может себе позволить роскоши дилетанства и полупрофессионализма, увы, распространившегося не только в этой отрасли, прикрываемого саморекламными позами при неосведомленности о вполне доступных истинах. Убежден, кстати, что итоги копенгагенской конференции достойны того, чтобы сделать их достоянием широкой общественности. Да и некоторые другие документы ООН заслуживают быть опубликованными нами, возможно с помощью ведомств по их профилю. Консультативно могла бы в этом отношении быть полезной Украинская ассоциация содействия ООН.
Во всяком случае, принимая во внимание успех первых шагов по оценке ряда законодательных актов международной экспертизой, представляется неизбежным вывод: без всестороннего учета арсенала средств, сосредоточенных в ООН, трудно говорить о возможности разработки целостной социальной политики.
Невостребованность и невосприимчивость
Об упомянутых выше методиках организации кооперативов для пожилых и инвалидов, а по существу об учебниках с широким иллюстративным показом оборудования помещений и рабочих мест мне довелось сообщать не раз через прессу. И что же? Никто из служб социальной защиты так и не заинтересовался этими крайне необходимыми в нашу пору материалами. В этом нельзя не усмотреть смеси равнодушия и некомпетентности людей, считающих нынешнее время удобным для демонстрации своих неоправданных устремлений — заявить о своей активности, особенно проявляющейся в международных контактах. Последние в значительной мере хаотичны в силу того, что тому или иному управленцу или бизнесмену предоставляется возможность использовать с личной мотивацией случайные связи с иноземными специалистами, не глядя на их компетенцию и знание наших условий. Отсюда — заметно возросшее количество семинаров, конференций, поездок с сомнительным эффектом.
Противовесом этому может служить как раз более интенсивное обращение к тем формам содействия решению наших проблем, которые может предоставить ООН и ее органы. В этом убеждают семинары, проведенные под эгидой Представительства ООН в Украине, в частности, по проблематике приватизации и социальной защиты. Они оказались существенно более высокими по уровню и полезными в сравнении со многими другими.
Обидно невостребованными остаются документы и материалы ООН, хранящиеся в ЦНБ им. В.Вернадского. В специальном зале, где они содержатся, постоянно пополняясь, явно преобладают студенты и преподаватели соответствующего профиля. Специалисты — практики и управленцы — в нем редчайшие гости. Ощущаем это и мы в Украинской ассоциации содействия ООН, которая располагает немалыми информационными возможностями, но обделена вниманием во всех отношениях. Печально напоминать об этом в год 50-летия ООН — организации, которая может послужить в решении многих практических дел и забот, волнующих наше государство и общество.