UA / RU
Поддержать ZN.ua

ООН без денег

В последнее время ООН привлекает к себе внимание не результатами своей деятельности, а целым рядом скандалов...

Автор: Сергей Омельченко

В последнее время ООН привлекает к себе внимание не результатами своей деятельности, а целым рядом скандалов. Прошло совсем немного времени после проведения юбилейного саммита организации, как в воздухе запахло еще одной грозой — принятие нового бюджета ООН на 2006—2007 гг. оказалось под угрозой срыва. Один из крупнейших ооновских доноров, США, настаивает на принятии так называемого промежуточного бюджета, рассчитанного всего лишь на два-три месяца.

Традиционно бюджет Организации Объединенных Наций принимается один раз в два года. После предварительного планирования в финансовом комитете ООН проект бюджета выносится на общее голосование и, как правило, утверждается в декабре. Взнос каждого государства-участника вычисляется, исходя из размеров национального валового дохода, с учетом внешнего долга страны. Потому самыми крупными ооновскими донорами являются члены так называемой «большой семерки», то есть наиболее экономически развитые в настоящее время государства. Например, в 2005 году самый крупный вклад в бюджет дали США (22%), Япония (19,4%) и Германия (8,6%). Исходя из этой логики, становится ясно, что позиция Америки, самостоятельно покрывающей фактически четверть ооновских расходов, очень важна при принятии нового бюджета. Ведь если она откажется перечислять необходимые средства, под угрозой оказываются многие ооновские программы.

Пока официальный Вашингтон делает упор на том, что бюджет на 2006—2007 годы может быть принят лишь после того, как в него будут заложены расходы, связанные с реформированием ООН. И настойчиво рекомендует принять свои собственные предложения по поводу изменения управленческой, бюджетной и административной вертикалей организации. В частности, предлагается введение для сотрудников ООН жесткого кодекса этики, внутреннее наблюдение должно быть более независимым, для чего предлагается создать независимый контролирующий орган. Вашингтон также считает необходимым подтвердить право и обязанность генерального секретаря отвечать отказом в иммунитете сотрудникам, которых подозревают в преступлениях, чтобы они могли быть привлечены к ответственности.

Вместе с тем США делают особый акцент на необходимости усиления международного контроля за соблюдением прав человека. В частности речь идет о создании Совета по правам человека и Миротворческой миссии по этому вопросу.

Постоянный представитель США в ООН Джон Болтон заявил, что сейчас необходимо сосредоточить внимание на реформах ООН, одобренных на саммите мировых лидеров в сентябре. «Для Объединенных Наций настало время испытания кризисом. Если мы не проведем серьезные реформы, то попадем в очень трудное положение». Вместе с тем Болтон подчеркнул, что в случае отказа от предложенных США реформ, его государство может начать поиск иных способов решения глобальных проблем, и для начала прекратить финансирование ООН. «Американцы — народ практичный. Они не смотрят на ООН сквозь розовые очки, а расценивают эту организацию только как одного из конкурентов на рынке решения глобальных проблем. Если ООН успешно решает проблемы, американцы будут склоняться к использованию ее услуг, если же нет — зададутся вопросом — а не существуют ли иные механизмы?»

Ответ со стороны ооновского руководства не заставил себя ждать. В связи с заявлением американской стороны, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан был вынужден отложить свой визит в страны Юго-Восточной Азии и критически отреагировал на предложения Болтона, заявив, что они приведут к финансовому кризису организации. По его словам, «необходимо иметь бюджет для планирования и выполнения нашей работы. Ведь без этого нет оснований для того, чтобы просить страны делать свои взносы. Основная цель ООН — не реформы, а выполнение ее мандатов».

В то же время отдел финансов ООН, поддерживая своего шефа, высказал беспокойство в связи с тем, что уже в скором времени он не сможет выплачивать зарплату работникам. А помощник Аннана по вопросам бюджета Ворэн Сэйч заявил: подобная позиция Америки приведет к тому, что уже в первом квартале следующего года ООН будет иметь дефицит бюджета на уровне 320 млн. долларов, а это заставит организацию резко уменьшить свою оперативную деятельность.

Когда и чем закончится новый скандал вокруг ооновского бюджета, пока неизвестно. Но реакция обеих сторон конфликта понятна и предсказуема. Ввиду неблагоприятных внешних обстоятельств, Соединенные Штаты Америки в нынешнем году активно принялись за наращивание своего присутствия в ООН на всех уровнях, поэтому они постоянно заявляют о необходимости ее структурных изменений.

Наверное, многие еще помнят скандал, разразившийся весной прошлого года, когда американский телеканал CBS TV опубликовал снимки, на которых американские военнослужащие из числа охраны иракской тюрьмы «Абу-Грэйб» издевались над заключенными. Не добавляет популярности США и нынешний скандал, связанный с существованием сети тайных американских тюрем в Европе. Имиджу Америки как главному защитнику прав человека планетарного масштаба в последнее время было нанесено немало ощутимых ударов, и он требует корректировки, ключом к которой может стать американское присутствие во главе контроля над их соблюдением.

Поэтому, наконец, их предложения, касающиеся усиления международного контроля в области соблюдения прав человека, как и все другие, являются довольно однобокими и учитывают прежде всего собственные геополитические интересы. Ведь в других направлениях, связанных с реформированием ООН, США занимают активную сдерживающую позицию. Например, в вопросе, касающемся расширения состава того же Совета Безопасности ООН, которое предлагают другие страны, Америка выступает против изменений.

Однако непонятно и поведение нынешнего ооновского руководства, на словах выступающего за реформирование ООН, а на самом деле избегающего любых серьезных шагов на этом пути. Ведь по нынешним правилам финансовые потоки бюджета ООН после его утверждения фактически распределяются в обстановке большой тайны в скромном Консультативном комитете по административно-бюджетным делам. И сам генсек, даже в случае острой необходимости, не имеет технических возможностей для их перераспределения. Такие правила невыгодны самому же генсеку и очевидно требуют изменений.

Кофи Аннана уже неоднократно открыто и обоснованно обвиняли в преднамеренном затягивании структурных изменений в ООН, которые он сам же предложил еще в 1997 году. А на фоне скандала вокруг программы «Нефть в обмен на продовольствие», в котором наряду с несколькими высокопоставленными чиновниками организации оказался замешан уже и сын генсека, его волокита в реформировании выглядит по крайней мере подозрительно. Хотя это не мешает Аннану отвергать обвинения и перекладывать всю вину за неэффективную деятельность на головы других, в частности и США. И продолжать тянуть с реформированием.

Наконец, все эти события и заявления еще раз подтверждают, что реформирование Организации Объединенных Наций уже давно назрело и требует немедленной реализации. Ведь, несмотря на разные геополитические расклады среди ее участников, современные международные реалии требуют от ООН не просто бумажных деклараций, с констатацией существующих проблем и денежных дотаций, а реальных действий по поводу их решения.