UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Он шел на Одессу, а вышел к Херсону»

Обострение международной ситуации и последствия для Украины

Автор: Сергей Немырыч

Пахнет большими деньгами,
 пахнет войной.

С. Жадан

В течение последних недель в Украине и вокруг нее произошли знаковые события, которые, возможно, определят наше будущее на годы вперед. Комментаторы активно говорят и пишут о них. Однако предложенные интерпретации, похоже, не передают настоящего масштаба и значения изменений, происходящих на наших глазах.

Ведущие западные государства определяются с официальным позиционированием в новой ситуации. Третьего марта новая администрация США обнародовала «Временные стратегические установки в сфере национальной безопасности» (Interim National Security Strategic Guidance).«Мы имеем дело с миром, где нарастает национализм, отступает демократия, усиливается соперничество с Китаем, Россией и другими авторитарными государствами, а также с технологической революцией, преобразующей все аспекты нашей жизни», — отмечают авторы документа.

Они подчеркивают транснациональный характер большинства угроз и констатируют, что мир входит в процесс формирования нового порядка. Делается упор на конкуренцию с КНР и попытки России усилить свое значение, играя деструктивную роль на мировой арене.

Администрация США отказывается от изоляционизма, делает ставку на укрепление альянсов, работу в международных институтах и усиление относительных преимуществ. Ключевая задача — политическое, экономическое и социальное оздоровление государства.

flickr/U.S. Department of State

Через две недели, 16 марта 2021 года, правительство Великобритании обнародовало свой программный документ «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: интегрированный обзор политики безопасности, обороны, развития и внешней политики» (Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy).

По мнению британских стратегов, современный мир развивается под влиянием четырех основных групп факторов. Среди них:

РФ, несмотря на реверансы авторов доклада в адрес российского народа, выступает непосредственной и острой угрозой наряду с Ираном и Северной Кореей. Правительство Великобритании де-факто объявляет Россию государством-изгоем.

Между прочим отметим, что, в отличие от американцев, британцы дважды вспомнили Украину, предложив свое участие в строительстве украинских оборонных возможностей.

Западные лидеры теперь считают целесообразным не подбирать выражения в отношении российского лидера. Так, 17 марта президент США Джо Байден публично назвал Владимира Путина киллером. После этого даже у самых ярых сторонников новой «перезагрузки» исчезли надежды на улучшение американо-российских отношений.

Вряд ли можно считать этот шаг случайным. И не важно, была это просто оговорка, использованная для демонстрации позиции, или заранее продуманная акция. Сейчас всеобъемлющие договоренности, о которых много говорилось, маловероятны. По крайней мере на период, пока Байден хозяйничает в Белом доме, а Путин — в Кремле.

Хотя (вполне в современном стиле) американцы настаивают, что конфронтационные зоны — как географические, так и отраслевые — будут граничить с зонами сотрудничества, такими как ограничение стратегических ядерных вооружений или борьба с пандемией. Будут продолжаться и непубличные консультации по всем вопросам, представляющим двусторонний интерес.

С высокой вероятностью будут обострятся отношения США и РФ. И, несмотря на глубокое нежелание и даже нескрываемое отвращение к радикальному ухудшению отношений с РФ, ЕС и его ведущие государства вынуждены принять в нем участие.

Показателен ответ руководителя российской дипломатии на вопрос о новых европейских санкциях против россиян на пресс-конференции в Пекине с министром иностранных дел КНР Ван И. Сергей Лавров в который раз обвинил ЕС в разрушении инфраструктуры отношений. Вместе с тем он подчеркнул готовность РФ к их наращиванию, если Брюссель захочет преодолеть «аномалию» в двусторонних отношениях.

Определилась и вероятная ключевая зона обострения отношений между Западом и РФ. Ожидаемо ею становится территория бывшего СССР. Синдром 22 июня (по убеждению российских, и не только, стратегов, СССР в 1941 году спас именно размер, немцы не успели до зимы взять Москву) работает: Кремль настойчиво реализует политику создания буферной территории, свободной от угрозы для себя.

Выступая 18 марта на митинге в Москве, посвященном 7-й годовщине захвата Крыма, Путин снова говорил о сакральном значении полуострова для России. Но значительно важнее, что он в который раз поставил территориальную целостность соседей России в зависимость от состояния отношений с РФ.

Нарекания на «невыясненные причины передачи большевиками российских территорий» и обусловливание признания действующих границ поведением соседей с прямыми цитатами из Концепции внешней политики РФ являются угрозой не только для Украины, но и для Беларуси, Казахстана, даже стран Балтии. Парадоксальная логика российской стратегии — привлекать угрозами — работает не так уж и хорошо. Но Кремль неумолим: как решили, так и будет. Особенно если внутренняя ситуация в России нуждается в новых внешнеполитических успехах и победах над извечными (и не только) врагами.

Короткий период российских надежд на уступчивость Владимира Зеленского окончился. В РФ лишний раз убедились, что дело не в фамилии президента Украины, дело в самой современной Украине.

И потому среди всех соседей руководство РФ лишь Украину недавно публично объявило вражеским государством и «геополитическим проектом врагов России». Так что, московский колокол прежде всего звонит по нам.

Британцы, как, впрочем и американцы, в уже упомянутом докладе признали, что главный конкурент Запада — Китайская Народная Республика. Это тот случай, когда геополитическая конкуренция логично дополняется идеологической: Китай — наглядное воплощение успешного авторитаризма.

Но хотя весьма жесткий документ администрации Дональда Трампа «Стратегический подход США к КНР» (U.S. Strategic Approach to the People's Republic of China) и убрали с сайта Белого дома, конкуренция между государствами продолжается. Именно об этом свидетельствует обмен непривычно недипломатичными заявлениями 19 марта на саммите с участием высших внешнеполитических чиновников США и Китая в Анкоридже (Аляска, США). Впрочем, сам саммит свидетельствует и об упорном поиске компромиссов обоими крупными государствами.

Именно между США и КНР формируется основная ось конкуренции в сегодняшнем мире. Вокруг этих государств постепенно образуются неформальные коалиции.

Несмотря на многолетние старания сохранять неопределенность, Украина в 2021 году четко и недвусмысленно определилась с лагерем. Вопрос продажи «Мотор Січі» за семь лет зашел слишком далеко. А на прямые вопросы рано или поздно нужно дать прямые ответы. Особенно когда их задают американцы и китайцы.

Реакция стратегического партнера не замедлилась — китайская бизнес-делегация посетила оккупированный Крым.

Конкуренция США—КНР усиливается. Международная напряженность возрастает. ЕС постепенно присоединяется к позиции Вашингтона в отношении Китая. И тут очень интересна роль России. На уже упомянутой встрече в Пекине С.Лавров и Ван И сделали заявление, в котором изложили общее видение авторитарными государствами развития современного мира. В тексте предлагается толкование прав человека, демократии, международного права и многостороннего сотрудничества. Иначе говоря, КНР и РФ пытаются переопределить ключевые понятия лексикона западной дипломатии.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

В общем, КНР выталкивает РФ на первую линию противостояния с Западом, демонстрируя на контрасте свою умеренную позицию и договороспособность. Оба государства пытаются использовать друг друга. Впрочем, все более или менее довольны. Абсолютный win-win для участников игры. Конечно, Китай более мощный, чем Россия, его руководство более уверенное, следовательно и успехи КНР значительно большие.

Все, в общем, понятно. Кроме радости многих украинцев из-за обострения между США и РФ. Очень важно осознать, что конфронтация между США и РФ не означает автоматического роста реальной помощи Украине.

Россия — это не СССР, ставки в противостоянии с ней у Вашингтона не такие уж и большие. О холодной войне речь не идет. А для нашей шаткой лодки никакой ветер не является благоприятным.

Украина — наилучшее место для российских демонстраций, в том числе военных. С высокой вероятностью, начнется на Донбассе. А дальше — как пойдет. Не исключено, что россияне и нехватку воды в Крыму используют как повод к действиям.

Быстротечна и внутренняя ситуация. Выйдя на авансцену, СНБО на своих уже традиционных пятничных заседаниях принял ряд резонансных решений. И дело не только в ограничении российского влияния, хотя и это крайне важно. Не менее важно и то, что пророссийские силы кажутся несостоятельными в краткосрочной перспективе защищать собственноручно свои жизненно важные интересы.

Впрочем, принципиально то, что правила игры в украинской элите снова быстро меняются, точнее, стремительно испаряются. Теперь власти потенциально можно много и даже больше. Тактически полная и неопровержимая победа.

Вместе с тем, создан мощный инструмент внесудебных ограничений: неприкосновенных, по крайней мере потенциально, действительно больше нет. Все равны. И вчерашние, и те, кто станет бывшими завтра.

Во всей этой истории самое важное — это самостоятельно остановиться, не увлекшись процессом и сумев не поддаться его внутренней логике. Пока что сделать это вовремя почти никому в истории не удавалось.

Есть в истории с санкциями и важное внешнеполитическое измерение. Расширение инструментария усиливает наши позиции в противостоянии с Россией, но и позволяет при необходимости наглядно демонстрировать наши существенные отличия от государств Европы, в частности в плоскости соблюдения принципа верховенства права. Хотя о нашей судебной системе лучше промолчать. Итак, назревшее усиление борьбы с российским влиянием в нашем случае не означает приближения к ЕС и НАТО. А, следовательно, Украина закрепляется в «серой» зоне между Западом и РФ.

Конечно, речь не идет о европейской и евроатлантической риторике. Ее будет до черта много, с течением времени — все больше. Потому что нет ничего более человечного, чем говорить о мечтах, воплощение которых отдаляется.

Таким образом, конфронтация США—РФ быстро обостряется на фоне усиления конкуренции между Западом и КНР. Это непосредственно касается Украины, международная ситуация вокруг которой все больше усложняется. Тем временем пандемия коронавируса продолжается и ослабляет способность и без того слабого государства адекватно отвечать на внешние вызовы.

В принципе, рецепты давно понятны, но, чтобы достичь успеха сегодня, необходимо двигаться намного быстрее, чем мы двигались до сих пор. Речь идет, в частности об:

Впрочем, напоследок следует напомнить мысль философа К.Поппера о непредсказуемых последствиях наших сознательных и целенаправленных действий. Самые лучшие теоретические построения во время их практического воплощения могут трансформироваться до неузнаваемости и приводить к абсолютно неожиданным результатам. И это касается не только Украины, хотя ее — в первую очередь. Недаром едва ли не основная характеристика современного непостоянного мира — принципиальная непредсказуемость.

Больше статей Сергея Немырыча читайте по ссылке.