UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одной республикой меньше…

По миру прокатилась волна конституционных реформ.

Автор: Владимир Ким

По миру прокатилась волна конституционных реформ. Меняют основной закон и демократические правительства и тем более авторитарные режимы. Вслед за Грузией, Россией, Украиной, Турцией и Туркменистаном провела конституционную реформу и Венгрия. Как ожидается, новая конституция будет подписана президентом, членом правящего Венгерского гражданского союза (ФИДЕС) Палем Шмиттом 25 апреля и вступит в силу первого января 2012 года.

Придя к власти год назад, ФИДЕС, лидером которого является премьер-министр Виктор Орбан, не терял времени зря. Приняв скандальный закон о СМИ, национализировав частные пенсионные фонды, правящая коалиция взялась за пересмотр конституции, которая была принята еще в 1949 году и модернизирована в 1989-м. Инициаторы нововведения утверждали: старая конституция не соответствует новым требованиям. Что же решила изменить в основном законе правящая коалиция?

Прежде всего, у страны будет новое официальное название: если ранее она именовалась Венгерская республика, то теперь - Венгрия. Появляются новые государственные символы - золотая корона и скипетр первого короля Иштвана. Но главные изменения коснулись органов законодательной, судебной и исполнительной власти. Например, было почти вдвое сокращено количество парламентариев: из 385 депутатов в будущем останется только 200. А вот число судей конституционного суда выросло: вместо 11 человек его членами будут уже 15. Конституционный суд, кстати, лишается права принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенной политикой и налогообложением до тех пор, пока государственный долг не снизится до отметки менее половины ВВП. При этом в основном законе зафиксировано, что национальный долг не должен превышать 50% ВВП. (Сегодня он составляет около 80% ВВП.)

Помимо этого в Венгрии появится новая надзорная структура, миссия которой следить за деятельностью органов правосудия. Ее глава будет назначаться парламентом. Хотя Венгрия и остается парламентской республикой, но полномочия ее президента значительно расширяются. Глава государства получит право распускать парламент, если к 31 марта не будет принят бюджет страны. Наконец, новая конституция меняет процедуру вступления в венгерское гражданство, закрепляя так называемое право крови (согласно которому гражданином Венгрии может стать любой этнический венгр, родившийся даже за пределами страны), ставит вне закона однополые браки и открывает дорогу к запрету абортов.

Но «конституция XXI века», по мнению местных аналитиков, это шаг в прошлое, поскольку разрушает в стране систему сдержек и противовесов, подпитывает в венгерском обществе ностальгические настроения о «Великой Венгрии». Эксперты полагают: изменение названия страны может быть отсылкой к Венгерскому королевству, в которое до падения австро-венгерской монархии в 1918 году и подписания Трианонского мира в 1920-м входили территории, ныне принадлежащие Австрии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Украине и Хорватии - «земли короны святого Иштвана». Столетие назад Венгрия была больше раза в два…

В общем, говорят эксперты, в новом названии просматривается скрытое стремление пересмотреть территориальные границы страны, установленные после 1920 года и фактически подтвержденные после
1945-го. А это может привести к осложнению отношений Будапешта с соседними странами. Равно как и закрепление в новой конституции «права крови». Очевидно, что соседние с Венгрией страны, где проживает значительное число этнических венгров - Румыния, Словакия, Украина - не будут в восторге от этого нововведения и воспримут это положение венгерской конституции как угрозу своей национальной безопасности.

Эти и другие положения основного закона вызывают критику со стороны оппонентов правящей коалиции. Как социалистов и либералов, бойкотировавших голосование, так и депутатов от крайне правой партии «Йобик» («За лучшую Венгрию»), проголосовавших против. Они считают, что Венгрия удаляется от базовых ценностей правового государства и обвиняют правящую коалицию в конституционном перевороте в интересах консерваторов, поскольку в будущем будет очень сложно пересмотреть реформы, проведенные коалицией, возглавляемой Виктором Орбаном. Ведь в новую конституцию вводится норма, согласно которой принятие новых законов, касающихся пенсионной и налоговой системы, а также законов, регулирующих деятельность центрального банка, требует квалифицированного большинства голосов в две трети. Но за последние двадцать лет левые партии на выборах не получали столько голосов. И если уж левые и формировали правительство, то опираясь только на простое большинство.

А бойкот конституционного процесса оппозицией, спешка с принятием нового основного закона снижает легитимность новой конституции. Эксперты Венецианской комиссии уже достаточно критично
отозвались о ней, заявив, что у них вызывает беспокойство столь поспешная смена основного закона. Берлин также выразил озабоченность в связи с результатами голосования в венгерском парламенте. «Опасения, которые возникли в начале этого года в связи с новым законом о СМИ, не исчезли, а только усилились после принятия сегодня новой конституции», - заявил государственный министр в МИД ФРГ Вернер Хойер. Свою обеспокоенность уже выразили ООН и Евросоюз. Последний, в частности, отметил как недостаток ограничение основным законом свободы действий конституционного суда. Принятие Будапештом новой конституции стало предметом дискуссии в Европарламенте, во время которой депутаты из «Прогрессивного альянса социалистов и демократов» подвергли резкой критике действия правящей коалиции. Впрочем, крайне маловероятно, что Брюссель потребует от Будапешта заново переписать конституцию. А вот осложнение отношений Венгрии с соседними странами, судя по всему, неизбежно.