UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОДКБ: Возвращение к пройденному

Наверное, во всем виновато полнолуние и амбиции Кремля. Но генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа ни с того ни с сего заговорил о готовности открыть информационный центр этой организации в Украине.

Автор: Владимир Кравченко

Наверное, во всем виновато полнолуние и амбиции Кремля. Но генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа ни с того ни с сего заговорил о готовности открыть информационный центр этой организации в Украине. По его мнению, в нашей стране граждане получают информацию только о Североатлантическом альянсе и ничего не знают об Организации договора о коллективной безопасности.

Эта инициатива застала врасплох официальный Киев. Многие просто недоуменно пожимали плечами: зачем открывать информационный центр, если украинская власть уже давно, еще во времена президентства Леонида Кучмы, недвусмысленно заявила Кремлю, что не собирается вступать в эту военно-политическую организацию? В украинском внешнеполитическом ведомстве вновь подтвердили эту позицию государства. «Украина не является членом ОДКБ и не намерена вступать в нее. Сам же вопрос об открытии информационного центра ОДКБ находится в гипотетической плоскости: украинский МИД не имеет официального обращения ни Бордюжи, ни других официальных лиц. Наша же реакция будет построена на официальном обращении», — сказал «ЗН» временно исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Владимир ХАНДОГИЙ.

С другой стороны, после того, как месяц назад в Верховной Раде шесть парламентариев создали межфракционную депутатскую группу по изучению правовых и организационных основ деятельности ОДКБ, а Кремль в начале президентской избирательной кампании в Украине усилил давление на Киев, заявление г-на Бордюжи не выглядит необычным. Похоже, что прозвучавшая в начале предвыборной президентской кампании инициатива генсека ОДКБ — сигнал о возобновлении Москвой целенаправленной политики по привлечению Украины к членству в российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве. А значит, скоро мы вновь услышим призывы активизировать участие Украины в таких изрядно забытых проектах, как ЕЭП и ЕврАзЭС.

Но будем справедливы: Николай Бордюжа прав в том, что ОДКБ (Ташкентский договор) действительно не слишком известная организация в Украине. Поэтому, ни в коей мере не собираясь отнимать хлеб у центра, который то ли будет то ли нет располагаться в нашей стране, напомним украинским гражданам, что такое Организация договора о коллективной безопасности.

Для Москвы ОДКБ, в которую сегодня входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан, — любимая геополитическая игрушка. В соответствии с официальными российскими документами, созданная 15 мая 1992 года военно-политическая организация «рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Сегодня в рамках организации проводятся операции «Канал» (по борьбе с наркотрафиком), «Нелегал» (по противодействию незаконной миграции), «ПРОКСИ» (по пресечению киберпреступности).

Но ценность ОДКБ для России заключается в другом: Ташкентский договор стал для Москвы инструментом реализации российской внешней политики, средством восстановления влияния России на постсоветском пространстве. Поэтому и критериев приема в эту организацию (в отличие, например, от НАТО) не существует. Чтобы стать членом ОДКБ, не надо соответствовать демократическим критериям и иметь реформированную экономику и судебную систему. Достаточно простого желания играть по правилам, установленным Москвой.

Кремль пытается представить эту организацию как реальную альтернативу НАТО и всеми силами добивается увеличения веса ОДКБ в системе международных отношений. В чем-то Москва преуспела. Например, сделала ОДКБ полноправной международной организацией. И с декабря 2004-го она имеет статус наблюдателя генассамблеи ООН. Но сегодня сама организация, как и многие другие российские интеграционные проекты, переживает серьезный кризис: уж слишком велики противоречия между его участниками, преследующими различные военно-политические цели в Центральной Азии и на Южном Кавказе. В прошлом из этой организации уже вышли Азербайджан и Грузия. А Ташкент, который успел за семнадцать лет существования ОДКБ покинуть организацию и вновь в нее войти после андижанских событий, снова находится на грани выхода после наметившегося восстановления диалога с Западом.

Усугубляют кризис и противоречия, которые сохраняются у Узбекистана с Таджикистаном, Киргизстаном, Казахстаном. И намерение Москвы и Бишкека вопреки мнению Ташкента открыть военную базу у киргизско-узбекской границы вовсе не укрепляет военно-политический союз. Когда члены одной военно-политической организации начинают возводить на границе стены и рыть траншеи, что происходит на узбеко-киргизской границе, — это демонстрирует, что ОДКБ не может разрешить кризисы между участ­никами договора и гарантировать их безопасность.

Минск, на фоне развернувшейся молочной войны с Москвой, в последние месяцы также дистанцируется от ОДКБ. При этом Беларусь, как и Узбекистан, отказалась подписывать соглашение о формировании Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР). На днях Александр Лукашенко пояснил, что Беларусь подпишет соглашение о создании сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности только на выгодных условиях. «Но я задаю вопрос: скажите, что я должен защищать у вас, за что должны гибнуть наши ребята, если что? За то, что нас в России на рынки не пускают? За то, что мы не можем получить энергоресурсы из Казахстана, Таджикистана, России, за то, что нам загибают бешеные цены? Мертвая тишина в ответ», – сказал Лукашенко. И далее добавил: «Понятна тогда сама структура НАТО, что они воюют друг за друга. Там же нет ни барьеров, ни границ. Это исключено. Там сильные помогают слабым. А у нас все наоборот в данной ситуации».

Впрочем, фронда узбекского и белорусского президентов не помешала России добиться от других стран согласия на создание КСБР. Эта история стала весьма показательным примером того, как на самом деле работает механизм принятия решений в ОДКБ. Они должны приниматься консенсусом. Но если что-то нужно Москве, то, несмотря на протесты несогласных, решение в ОДКБ будет принято в нарушение процедур. Очевидно, что это также не может не настораживать амбициозных лидеров Беларуси, Узбекистана, Казахстана, не горящих желанием, чтобы их страны были безмолвными статистами в разыгрываемой россиянами партии «большой игры».

Но все эти проблемы не мешают России и далее пытаться завлечь Украину в ОДКБ. Ведь пока не известно, кто будет следующим украинским президентом и какие у него будут внешнеполитические пристрастия. Учитывая, что у основных претендентов на пост главы государства нет четкого видения внешнеполитических ориентиров, а государственные институты крайне слабы, у россиян есть все основания надеяться, что будущий украинский президент будет более благожелательно настроен к ОДКБ и менее — к НАТО…

«ЗН» обратилось к ряду экспертов и парламентариев с просьбой прокомментировать намерение руководства Организации договора о коллективной безопасности открыть свой информационный центр в Украине и высказать свое мнение о перспективах отношений между нашей страной и ОДКБ.

Анатолий ГРИЦЕНКО, глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны:

— Украина не является членом Ташкентского договора (ОДКБ) и не имеет намерений вступать в эту организацию. Отношения с государствами — членами ОДКБ в военно-политической, военной и военно-технической сферах мы строим на двусторонней основе. На принципах равноправия и взаимной выгоды. Возможно ли более глубокое сотрудничество с ОДКБ? Да, прежде всего по вопросам борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового поражения и его компонентов, противодействия контрабанде наркотиков, нелегальной миграции, локализации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Речь идет о региональных и глобальных угрозах, не имеющих границ, и здесь объединение усилий, взаимное информирование, координация действий могут быть полезными.

Нужно для этого открывать в Украине информационный центр ОДКБ? Не вижу особой необходимости. Если речь идет о практической работе, то в ней задействованы государственные структуры и каналы обмена информацией. Для работы центр не нужен. Если ставится цель информировать о работе ОДКБ украинское общество, тогда это другой вопрос. Не думаю, что возле него будут стоять очереди людей, как нет их и под центром информации НАТО в Киеве. Кстати, а подобные информационные центры ОДКБ функционируют в самих странах—участницах Ташкентского договора? Может, с этого следовало начать? Ведь за время деятельности ОДКБ из этой организации вышли два государства-учредителя — Азербайджан и Грузия, а в течение продолжительного периода за рамками ОДКБ пребывал и Узбекистан, столица которого собственно и дала название договору — Ташкентский. Возможно, кто-то рассчитывает, что открытие информационного центра ОДКБ будет способствовать вступлению Украины в эту организацию. Но я так не думаю. Информационный центр ОДКБ может быть открыт в Украине, но при одном условии — если соответствующее решение будет принято высшим руководством нашей страны и реализовано в соответствии с нормами законодательства Украины. Если такое и произойдет, то, думаю, нескоро.

Александр ЛИТВИНЕНКО, доктор политических наук:

— На прошлой неделе прозвучало заявление Николая Бордюжи, генерального секретаря ОДКБ, о планах открытия в Киеве информационного центра этой организации. Анализируя это заявление, следует отметить два момента. Во-первых, Россия реализует стратегию укрепления ОКДБ как потенциально важного внешнеполитического инструмента. Инициатива президента Дмитрия Медведева о создании новой архитектуры безопасности в Европе включает, в частности, посылку о равном статусе Ташкентского пакта и НАТО. Несмотря на реально невысокую ценность организации для Кремля, ярко продемонстрированную в августе 2008 года, ОДКБ в глазах российского руководства сохраняет свое значение хотя бы эфемерного противовеса Североатлантическому альянсу и инструмента повышения внешнеполитического статуса РФ как лидера группы стран. Во-вторых, предложение об открытии центра полностью укладывается в политику Москвы по развитию своего потенциала воздействия на Киев, в том числе и в информационной сфере.

Поскольку все решения организации принимаются в Москве, то и выстраивание отдельных отношений Украины с ОДКБ лишь усложнит взаимодействие с Кремлем внесением дополнительных звеньев. А посему развитие отношений с Ташкентским пактом не представляется целесообразным.

По сути инициативы — прежде всего необходимо четко определиться с механизмом открытия информационного центра. Если он будет существовать в качестве общественной или коммерческой организации, то в случае соблюдения украинского законодательства его появление можно лишь приветствовать. Если же ОДКБ собирается создавать информационный центр как официальное представительство международной организации, то его учреждение потребует подписания отдельного соглашения. В силу же вышеизложенных причин подписание такого соглашения представляется нецелесообразным.

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, профессор, директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины:

— Готовность секретариата ОДКБ открыть свой информационный центр в нашей стране выходит за рамки отношений Украины с этой военно-политической организацией. Я рассматриваю это заявление в контексте борьбы, которую ведет Россия за Украину, за ее общественное мнение. И центр ОДКБ — это намерение открыть еще один канал информационного влияния на Украину и ее граждан, попытка России противопоставить свою информационную политику тем мероприятиям, которые Киев проводит в рамках евроатлантической интеграции.

Идет большая геополитическая игра. РФ удалось убедить некоторые страны—члены альянса в нецелесообразности предоставления Украине ПДЧ, что, в свою очередь, сделало неопределенными перспективы вступления нашей страны в НАТО. И теперь Москва развивает свой внешнеполитический успех, пытаясь убедить украинских граждан, что ОДКБ куда более эффективная система безопасности, чем НАТО. А значит, вступление Украины в Организацию договора о коллективной безопасности — в интересах страны и ее граждан.

Для Украины интеграция в ОДКБ неприемлема, поскольку главным приоритетом в сфере безопасности и внешней политики является интеграция в Североатлантический альянс: НАТО дает значительно больше гарантий в сфере безопасности, нежели ОДКБ. Кроме того, присоединение к последней может создать определенную угрозу для демократического устройства в стране и ее национальной безопасности. И тогда мы уж точно будем изолированы от Европы, ЕС и НАТО. Ведь Кремль рассматривает эту организацию так же, как и Варшавский договор — как военно-политический лагерь, ориентированный на Россию.

А к чему ведет участие в такой организации, хорошо знают в Праге и Будапеште: когда правительства Чехословакии и Венгрии попытались провести демократические реформы, это привело к военной интервенции стран—членов Варшавского договора.

Пока президентом является Виктор Ющенко, нет никакой угрозы, что Украина станет членом Организации договора о коллективной безопасности. Но если к власти придут пророссийские силы, то вполне возможно, что Украина вместо того, чтобы вступить в НАТО, станет членом ОДКБ. И намерение открыть в Украине информационный центр — это признак того, что готовится основа для переориентации украинского общественного мнения к изменению внешнеполитического курса с интеграции в евроатлантическую систему безопасности на интеграцию в евразийскую структуру.