UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОДЕССА—БРОДЫ: В ОЖИДАНИИ ИНВЕСТОРА

Романтики украинской нефтяной трубы — сторонники европейского направления работы нефтепровода Одесса—Броды — могут на время перевести дух...

Автор: Владимир Кравченко

Романтики украинской нефтяной трубы — сторонники европейского направления работы нефтепровода Одесса—Броды — могут на время перевести дух. И — отпраздновать промежуточную победу. После долгих месяцев переговоров, состоявшихся как раз в период ожесточенного противостояния в Украине сторонников и противников реверса, в Брюсселе украинский и польский вице-премьеры Виталий Гайдук и Марек Поль подписали Соглашение между правительствами Украины и Польши относительно использования мощностей системы транспортировки углеводородов Одесса—Броды и ее интеграции с польскими мощностями.

Радость приверженцев европейского направления работы нефтепровода понятна: Украина сделала еще один шаг в сторону интеграции системы в энергетическую инфраструктуру Европейского Союза. И… еще на один узелок привязалась к Евросоюзу, ведь уже в следующем году Польша, Чехия, Словакия станут членами этого клуба.

В Брюсселе, где акцентируют внимание не только на повышении безопасности поставок энергоносителей в страны Европейского Союза, уверены, что энергетическая независимость ЕС связана с каспийским регионом. И ключ от нее (или, во всяком случае, один из них) — в Украине. Ведь ахиллесова пята морской транспортировки каспийской нефти — Босфор и Дарданеллы, чья низкая пропускная способность заставляет Брюссель искать альтернативные варианты доставки энергоносителей.

В силу этих соображений в мае Евросоюз признал нефтепровод Одесса—Броды проектом общеевропейского значения. В ноябре присутствовавшая на церемонии подписания документа комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики и транспорта Лойола де Паласио в очередной раз повторила: «Европейская комиссия решительно поддерживает этот проект».

Политическая поддержка Еврокомиссии проекта отражает и реальные потребности европейских потребителей нефти: Европа ждет каспийскую нефть из нефтепровода Одесса—Броды. Ждут ее, в частности, и на немецких нефтеперерабатывающих заводах. Для немецких нефтяников индикатором является совместное обращение к Леониду Кучме и Герхарду Шредеру главы немецко-украинского форума Матиаса Кляйнерта и президента УСПП Анатолия Кинаха с призывом оказать поддержку развитию проекту нефтепровода Одесса—Броды как стратегически важного для Европы и Украины звена транспортировки каспийской нефти в страны Евросоюза.

Сегодня главное внимание сосредоточено на разработке и осуществлении конкретных шагов по реализации проекта с одновременной поддержкой диалога между производителями и потребителями нефти. В этой схеме важное место занимают созданная нефтетрейдерная украинско-казахская компания и подписанные в Брюсселе документы. Комментируя соглашение, министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заметил, что оно создает правовые условия для начала строительства участка нефтепровода между Бродами и Плоцком.

По словам Виталия Гайдука, с подписанием документа «государство создает рамочные условия для успешной реализации проекта. Теперь инициатива переходит к коммерческим компаниям». В коммюнике, подписанном Гайдуком, Полем и де Паласио, также содержится призыв к частным компаниям «присоединиться к совместному предприятию… с целью содействия скорейшему началу строительства участка нефтепровода между Бродами и Плоцком».

Напомним, что для достройки этого участка компаниями «Укртранснафтой» и PERN («Пшыязнь») создается совместное предприятие, которое будет заниматься, среди прочего, и поиском финансовых партнеров. Насколько известно, свою готовность профинансировать строительство трубы ранее уже проявили несколько западноевропейских и японских банков. Но, несмотря на политическую поддержку Евросоюза, до последнего времени от реального вложения инвестиций в достройку нефтепровода их удерживало отсутствие четких (в том числе и юридических) гарантий проекта.

В украинско-польском соглашении присутствуют несколько положений, которые должны убедить потенциальных инвесторов в том, что этот проект пользуется безоговорочной поддержкой украинского правительства. Так, статья 5 устанавливает предприятия, ответственные за реализацию проекта Одесса—Броды—Плоцк. В Украине это ОАО «Укртранснафта», в Польше — предприятие по эксплуатации нефтепроводов «Пшыязнь». Заметим, что работы по строительству участка Броды—Плоцк должны вестись в соответствии со стандартами ЕС. А это немаловажно, учитывая, что Одесса—Броды намерены интегрировать в энергетический сектор Европейского Союза.

Кроме того, статья 2 соглашения предусматривает, что «стороны (Киев и Варшава. — Авт.) будут содействовать, каждая на территории своего государства, реализации проекта и приложат все обоснованные и правовые усилия для обеспечения безопасности проекта». Иными словами, Киев и Варшава обязываются достроить нефтепровод до польского Плоцка.

На сегодняшний день один из ключевых в судьбе нефтепровода является вопрос: какому сорту отдадут предпочтение при заполнении трубы технологической нефтью — российской urals или легкой нефти из каспийского региона. Несмотря на кажущуюся техническую сторону вопроса, эта проблема носит стратегический характер: от выбора сорта нефти зависит не только направление работы Одесса—Броды. Сегодня Европа заинтересована в поставках именно каспийской нефти, и замечание Лойола де Паласио, что «зависимость от одного поставщика в Центральной Европе очень высока», не случайно. Поэтому сегодня в Европе и создается новый рынок для нефти из каспийского региона в дополнение к рынку нефти российского происхождения.

В силу этого неудивительно, что в соглашении делается акцент на том, что нефтепровод создается для транспортировки нефти из каспийского региона. Кстати, в совместном коммюнике Виталий Гайдук, Марек Поль и Лойола де Паласио еще раз «подтвердили обязательство сторон углублять сотрудничество относительно ускорения процесса заполнения компанией «Укртранснафта» нефтепровода Одесса—Броды легкой нефтью с низким содержанием серы (технологической нефтью)…».

Попутно напомним, что недавно построенная нефтеперекачивающая станция «Николаевская» позволяет увеличить на 5 млн. т объемы прокачки нефти «Придніпровськими магістральними нафтопроводами». Это должно стимулировать россиян использовать не более дорогой Броды—Одесса для прокачки нефти сорта urals, а «Придніпровські магістральні нафтопроводи».

К тому же не следует забывать и о том, что с повестки дня не снимается запуск в работу проекта интеграции нефтепроводов «Дружба—Адрия». В случае ратификации украинским парламентом межправительственного соглашения, подписанного шестью странами (Украиной, Россией, Беларусью, Венгрией, Словакией и Хорватией), вопрос реверса отпадет сам по себе. Дело в том, что пропускная способность на белорусском участке «Дружбы» ограничивается 9 млн. т, и вместо задекларированных ТНК для реверса Одесса—Броды 9 млн. т, россиянам остается 4 млн. т, поскольку 5 млн. т — это мощность первого этапа «Дружба—Адрия».

И хотя еще неизвестны результаты ТЭО реверсного использования Одесса—Броды и украинское правительство не приняло окончательного решения по этому вопросу, все вышеперечисленное позволило Виталию Гайдуку заявить о том, что «реверса не будет».

К слову, в Брюсселе была достигнута договоренность, что до тех пор, пока не будет построен участок Броды—Плоцк, нефть будет поступать на южнопольские НПЗ железнодорожным транспортом. (Заметим, что подобное соглашение дает возможность интегрировать украинские железнодорожные структуры с европейскими сетями.) Это позволит работать нефтепроводу Одесса—Броды в европейском направлении еще до завершения строительства Броды—Плоцк.

Все это в конечном счете и позволит создать тот минимальный пакет из 4,5 млн. т нефти, необходимый для эффективной работы нефтепровода. На сегодняшний день уже существуют принципиальные договоренности с рядом производителей нефти из каспийского региона о предоставлении сырья для Одесса—Броды. Судя по всему, вначале нефть в основном будет казахского и туркменского происхождения. Однако она будет включать и отдельные партии азербайджанской нефти, объемы которой увеличатся по мере роста добычи нефти в азербайджанском секторе Каспийского моря. Ведь Европа нуждается в каспийской нефти…

P.S. На этой неделе должна была состояться встреча Леонида Кучмы и Виталия Гайдука. Но, как стало известно «ЗН», в распорядке дня Президента произошли некоторые изменения: вместо встречи с украинским вице-премьером запланированы переговоры с президентом «Транснафты» Семеном Вайнштоком, приехавшим в Киев, чтобы еще раз поднять вопрос о реверсе.