UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОЧЭС: вперед по бурным волнам Черного моря

На протяжении бурных лет после окончания "холодной войны" многие государства почувствовали необходимость перегруппироваться в региональные организации. Поэтому идею создания в Черноморском регионе организации содействия экономическому сотрудничеству с готовностью восприняли определенные страны и страны, у которых был особый интерес в регионе.

Автор: Майкл Б.Христидис

На протяжении бурных лет после окончания "холодной войны" многие государства почувствовали необходимость перегруппироваться в региональные организации. Поэтому идею создания в Черноморском регионе организации содействия экономическому сотрудничеству с готовностью восприняли определенные страны и страны, у которых был особый интерес в регионе.

Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была создана в 1992 г. по инициативе 11 государств для продвижения проектов, представляющих общий практический интерес в ключевых секторах экономики, таких как транспорт, торговля, энергетика и др.

Со вступлением в силу ее Устава (1999) ОЧЭС получила международную правовую идентичность как полноценная организация, количество государств-членов которой увеличилось до 12 с присоединением в 2004-м Сербии. Штаб-квартира ОЧЭС и ее Постоянный международный секретариат (ПМС) находятся в Стамбуле.

В течение первых лет ОЧЭС стремительно расширялась, охватывая широкий спектр отраслей. Сегодня это содействует развитию сотрудничества во всех мыслимых сферах - от сельского хозяйства до банковского дела и финансов, от культуры до энергетики, от здравоохранения до туризма и торговли.

Семейство учреждений ОЧЭС состоит из четырех соответствующих органов: Парламентской ассамблеи ЧЭС, Делового совета ЧЭС (оба учреждения в Стамбуле), Черноморского банка торговли и развития (со штаб-квартирой в Салониках) и Международного центра черноморских исследований (в Афинах).

Оглядываясь на первые годы организации, можно было бы сказать, что некоторые ожидания наших отцов-основателей оказались более идеалистическими, чем это возможно. У государств - членов ОЧЭС разный исторический опыт, разный уровень развития, разные политические и экономические приоритеты. У некоторых нет даже дипломатических отношений, или они сталкиваются с серьезными двусторонними проблемами. Это приводит к тому, что попытки обеспечить "предохранительные клапаны" для каждого, создают сложные и трудоемкие механизмы, из-за чего иногда складывается впечатление, что ОЧЭС не хватает эффективности.

Несмотря на эти вызовы, присущие времени и существующим обстоятельствам, ОЧЭС является живым доказательством стремления ее государств-членов найти общие знаменатели, начать и продолжать совместную деятельность, развивать необходимый для этого "командный дух", формируя таким образом коллективную идентичность региона.

Транспорт является одной из отраслей сотрудничества, где ОЧЭС достигла значительных достижений - как в сфере содействия развитию инфраструктуры, так и в осуществлении административных реформ для облегчения трансграничных перевозок.

"Черноморская кольцевая дорога" и "Морские магистрали" - два флагманских проекта, которые должны содействовать увеличению объема внутрирегиональной торговли, туризма и инвестиций в инфраструктуру. Существует также намерение продвигать концепцию современного Шелкового пути на "территории" ОЧЭС и привлечь инвестиционное внимание таких азийских тяжелоатлетов, как Китай, Япония и Южная Корея.

Другие сферы, в которых ОЧЭС является активной и влиятельной, варьируются от сотрудничества в ликвидации последствий стихийных бедствий или эпидемий до создания общих туристических маршрутов.

Энергетика и изменение климата также крайне важны для нашей повестки дня, особенно, если это касается энергоэффективности, энергосбережения и использования альтернативных и возобновляемых источников энергии. Недавно созданная Сеть зеленой энергетики ЧЭС включает в себя 45 административных органов и учреждений разных стран, которые поддерживают исследования в сфере возобновляемых источников энергии, мероприятия по повышению эффективности и политику энергосбережения. Следующим шагом ОЧЭС в этой сфере будет содействие созданию государственно-частного партнерства (ГЧП) для решения настоятельных вопросов энергетики.

По нашему убеждению, даже в сложных условиях настоящего есть место для улучшения производительности ОЧЭС: мы можем - и должны - работать лучше. После 23 лет работы необходимость приспосабливаться к новым условиям является очевидной и общеприемлемой. Таким образом, мы подошли к попытке провести ряд изменений с целью повышения эффективности и результативности деятельности ОЧЭС, ее значения как региональной межправительственной организации, а также укрепления ее проектно-ориентированного характера. Наша цель - адаптироваться к актуальным потребностям, эффективнее реагировать на события в нашем регионе, чтобы устранить эффект красной ленты и скорее выполнять решения.

Несмотря на то, что слово "ОЧЭС" никогда не было слишком употребляемым даже в государствах-членах, сегодня нас воспринимают как самую старую, институционно зрелую региональную организацию с широчайшим представительством. Мы не склонны недооценивать серьезность имеющихся проблем и их негативное влияние на наши усилия, питать иллюзии относительно роли организации в достижении определенных решений. Но сам факт, что организация не только существует, но и качественно, и количественно улучшает показатели деятельности, подчеркивает, что даже в тяжелые времена она способна функционировать как ценный и полезный инструмент для диалога и согласия. Кроме той реальности, что ОЧЭС, как и раньше, - это уникальная возможность для развития многостороннего экономического сотрудничества стран-участниц, она также является ключевым механизмом укрепления доверия между ними, чем содействует стабильности и процветанию в этом важном регионе.