UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МИГРАЦИОННОЙ КАРТЫ

14 февраля на российских пограничных переходах началась выдача миграционных карт, половинка котор...

Автор: Михаил Пашков

14 февраля на российских пограничных переходах началась выдача миграционных карт, половинка которой за период гостевания на федеративных просторах должна бережно храниться у сердца, а по возвращении домой вручаться пограничнику, чтобы тот разрешающе помахал вслед рукой. В общем, процесс внедрения новой миграционной политики пошел... Теперь задержанного на рынке украинского торговца, хранящего в трезубом паспорте карточку с гордой отметкой «турист», может ждать «спецпомещение органов внутренних дел», внесение в «черный список» и бесславное административное выдворение...

Неожиданностью российские миграционные новации не стали. Россия шаг за шагом возводила правовые заслоны против иммигрантов-нелегалов. В прошлом году указом президента была создана Федеральная миграционная служба. С 1 июля 2002 г. вступил в силу закон «О гражданстве РФ», предусматривающий сложный механизм обретения российского паспорта (если на общих основаниях, то — год временного проживания, пять лет жизни по green card и плюс шесть месяцев бюрократической волокиты).

А с 1 ноября 2002 г. на российских просторах начал действовать жесткий рамочный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вводящий три режима пребывания иностранцев — временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание, а также миграционную карту, миграционные пошлины и миграционные квоты. В декабре Совет федерации внес ужесточающие поправки к закону о въезде и выезде из РФ. И, наконец, в марте 2003 г. увидела свет, одобренная правительством «Концепция регулирования миграционных процессов».

Новая миграционная политика России преследует ряд задач. Во-первых, установить контроль над миграционными потоками, поставить заслон импорту терроризма и политического экстремизма. Во-вторых, защитить собственный рынок труда (что более чем актуально при шести миллионах собственных безработных) и обеспечить при этом наполнение казны от административной легализации гастарбайтеров. В-третьих, вывести из тени нелегальный рынок труда, который сейчас на 90% контролируется серой экономикой и криминалом. В-четвертых, сузить каналы вывоза из страны валюты тружениками-иммигрантами (по некоторым оценкам, они вывозят около 8 млрд. долл. ежегодно). Можно перечислять и в-пятых, и в-шестых, однако, очевидно, что главные направления действия новой миграционной политики это: а) южные рубежи России; б) дальневосточный регион, над которым нависла угроза «демографической аннексии» (там укоренилось от 400 до 700 тыс. китайских иммигрантов, в ряде районов они вдвое превышают коренное население); в) безвизовая зона стран СНГ — основных поставщиков трудовых нелегалов (братьям-белорусам сделано исключение).

В конце прошлого года российские силовые ведомства выступили с совместным ультиматумом: всем нелегалам легализоваться до середины февраля 2003 г., не то — выдворение за пределы страны. (На эту процедуру уже и деньги бюджетные предусмотрены, и в штаты миграционной службы набрано три тыс. сотрудников.)

По последним уточнениям паспортно-визового управления МВД РФ, срок выхода из «андеграунда» до 1 мая. По планам Федеральной миграционной службы, летом 2003 г. труженики-«легалы» получат карту трудового мигранта, т.е. «карту по найму» — документ с системой защиты и специальным чипом. А работодателям теперь нужно получить соответствующее разрешение и заплатить в казну примерно 100 долл. за каждого импортного работника. Да еще и в установленную квоту вписаться. На 2003 г. правительство РФ разрешило пригласить лишь 530 тыс. иностранцев, готовых трудиться на российских просторах.

Хотя, по некоторым оценкам, реальная потребность в дешевой привозной рабочей силе примерно в три раза больше. Россия весьма зависима от мигрантов. В одном из интервью министр внутренних дел РФ Б.Грызлов заметил: «...в случае однодневного невыхода на работу мигрантов в РФ, по крайней мере в мегаполисах, встанут строительные площадки, краны, часть транспорта...».

Со временем потребность в иностранных рабочих будет увеличиваться. В российской «Концепции регулирования миграционных процессов» говорится, что «потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов в первую очередь из государств—участников СНГ».

Этот вполне понятный тезис министр обороны России С.Иванов попытался развить, выступив недавно с идеей о том, что хлопцы-контрактники из СНГ могли бы служить в российской армии. Отслужил с миграционной карточкой без «проколов» три года — получай, если хочешь, российский паспорт. Вот так. Иными словами, иммигранты из стран Содружества смогут не только крепить величие России ударным трудом на законных основаниях, но и, возможно, в перспективе — ее же обороноспособность.

Кстати, по данным МВД РФ, ныне лишь 300 тыс. иностранцев работают на просторах федерации без страха и упрека, а примерно четыре млн. гастарбайтеров вынуждены обходить представителей закона десятой дорогой.

Российские миграционные новации весьма актуальны для Украины. Во-первых, РФ — наиболее посещаемая украинцами страна (6,1 млн. поездок в минувшем году). Поэтому многим нашим соотечественникам уже пришлось и придется на практике столкнуться с новыми правилами пребывания в стране. Во-вторых, по разным оценкам, примерно миллион наших граждан «самозаняты» заработками в России, где зарплата примерно в два раза выше и языкового барьера нет. А в разгар сезонных работ этот показатель приближается к трем миллионам. Впрочем, точного числа наших заробитчан ни в РФ, ни в других странах не знает никто. (МИД Украины приводит скромную суммарную цифру в 1,5—2 млн. наших сограждан, пребывающих на заработках за рубежом, а украинский омбудсмен настаивает на цифре 5 млн.).

Образ бесправного и униженного украинского строителя-шабашника, горбатящегося на «нового русского», воспет в детективных бестселлерах, растиражирован в развлекательных программах ТВ. Добавим сюда плутоватую торговку из Шостки, «ночную бабочку» из Херсона — и собирательный образ готов.

Конечно, гастарбайтером не рождаются — им становятся не от хорошей жизни.... Если, примерно, каждый четвертый украинец, говоря высоким штилем нашего Уполномоченного по правам человека, «не имеет достаточно средств для обеспечения собственных минимальных потребностей», а проще говоря — нищ, то он потенциально готов мыть тарелки в петербургском кафе, торговать на воронежском рынке и строить особняки в ближнем Подмосковье. Причем на любых условиях, лишь бы обеспечить этот самый «минимум». Что такое трудовая нелегальная миграция? Это ненормированный рабочий день без соблюдения правил техники безопасности, без выходных и больничных, без стажа работы. Это неотпускающий страх перед блюстителями правопорядка и необратимая для многих профессиональная дисквалификация. Это разбитые семьи, это унизительное ощущение себя человеком «второго сорта»...

Вполне понятно, что рабочий-иностранец в местном общественном сознании воспринимается преимущественно негативно: «Понаехали! Им что тут, салом помазано?!». Иммигрантская среда видится источником преступности и безработицы, причиной снижения зарплат. Неудивительно, что по результатам ноябрьского (2002 г.) опроса Центра Разумкова 29,1% опрошенных уверены, что в России к украинским гражданам относятся как к людям «второго сорта», 24,7% убеждены, что преобладает безразличное отношение и 30,5% считают, что в России к украинским гражданам относятся как к равным...

Что несет введение миграционного контроля? Есть безусловно позитивная лицевая сторона российской миграционной карточки. Усилия соседней страны навести в своем доме порядок отвечают не только собственным национальным интересам России, но и интересам близлежащих держав, в том числе и Украины. Во-первых, известно, что основной миграционный транзит идет через украино-российскую границу. Поэтому попытки Москвы перекрыть «миграционный трафик» имеют для Киева важное значение по многим причинам. (К примеру, депортация каждого задержанного нелегала-бангладешца или пакистанца обходится украинскому налогоплательщику около 1000 долл.) В свою очередь в наших интересах — укрепление контрольного режима на украино-российской границе и координация с россиянами усилий по борьбе с нелегальной миграцией.

Во-вторых, новая российская миграционная политика ставит целью легализовать гастарбайтеров из сопредельных государств, защитить их социальные права. А Украина является активным поставщиком ресурсов для трудового «андеграунда» в России. И если этот самый «ресурс» будет трудоустраиваться легально, на основе двусторонних соглашений, в рамках выделенных квот, через фирмы, имеющие соответствующие лицензии, с трудовыми договорами и направлениями от миграционных органов — проблем будет гораздо меньше.

Впрочем, есть и оборотная сторона российского «гостевого талона». Для всех категорий украинцев, временно пребывающих и проживающих в России, закон усложнил жизнь подчас унизительными и затратными бюрократическими процедурами. Милицейские поборы и мытарства по паспортным столам и жэкам для регистрации по месту пребывания уже стали притчей во языцех...

При этом «рамочность» российского закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» создает «правовой люфт» для правоохранительных органов и, соответственно, вызывает немало вопросов и опасений, в т. ч. и со стороны российских правозащитников. К примеру, отчего временно проживающий не вправе менять место своего проживания даже в пределах «разрешенного» субьекта РФ? Сколько времени лица, подлежащие выдворению, должны содержаться в «специально отведенных помещениях»? На какие средства жить временно зарегистрированному пенсионеру, ожидающему вид на жительство? (Впрочем, по прогнозам руководства МВД РФ, закон будет «обкатываться» примерно год и детализироваться в последующих подзаконных актах.)

Российская миграционная карточка подталкивает к мысли о необходимости для Украины сделать по крайней мере ряд необходимых шагов: а) сформулировать собственную миграционную политику (с учетом дальнейшего совершенствования действующего законодательства, в т.ч. законов «О правовом статусе иностранцев» и «Об иммиграции»; б) создать единую государственную миграционную службу, которая объединила бы функции украинских министерств и ведомств, занимающихся ныне проблемами миграции (такой закон уже рассматривается парламентом); в) принять закон о предприятиях, организующих трудоустройство за рубежом, т.е «вывести из тени» сотни «туристических» фирм, по сути, вербующих нелегалов-гастарбайтеров; г) заключить с Россией, с учетом введения нового миграционного законодательства, соглашения о защите социально-экономических прав трудящихся-иммигрантов, об обмене информацией о практике применения новых иммиграционных законов. Сформировать общий банк данных о трудовых квотах и вакансиях. Провести переговоры с руководством субъектов РФ по проблемам регулирования миграционных потоков (в т.ч. и по трудовым квотам на следующий год).

Вряд ли стоит предрекать массовый исход украинских гастарбайтеров из России. Бюрократическая машина весьма инертна и медлительна, а миграционная система находится в стадии становления, да и опыт нахождения общего языка с блюстителями правопорядка накоплен немалый. При этом стоит заметить, что практика миграционного контроля отнюдь не российское ноу-хау, и мировой опыт свидетельствует о том, что подобные «карточные шлагбаумы» преодолеваемы и всех миграционных проблем не решают. (Контрабанда людей, наряду с наркотрафиком и торговлей оружием, как была так и остается одним из самых доходных видов бизнеса.) В конце концов стоит вспомнить слова классика о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения... Но как бы то ни было, ужесточение правил, естественно, повысит риск использования нелегальной рабочей силы, что приведет к некоторой переориентации работодателей на легальный сектор и к снижению спроса на услуги нелегалов, в т.ч. и из соседней Украины...

***

Массовая трудовая миграция за кордон — диагноз для государства. Когда миллионы трудоспособных граждан покидают страну, отправляясь в поисках хлеба насущного батрачить в ближнее и дальнее зарубежье, это значит, что в стране, мягко говоря, не все благополучно. Конечно, очень важно через международные договоры и соглашения защитить социальные права сограждан на чужбине. Но безусловно важнее наладить достойную жизнь в собственной стране. Истина эта банальна...

Однако, как говаривал мудрый немец Ницше, когда общество забывает банальные истины, то с ним незамедлительно случается какая-либо беда...