Продолжающаяся уже несколько недель детективная и неправдоподобная история с пропажей в Чечне корреспондента радио «Свобода» Андрея Бабицкого неожиданно изменила казавшийся вполне цивильным облик новой российской власти — изменила гораздо больше, чем коалиция пропутинского движения «Единство» в Государственной думе с коммунистами и контрабандный рейс груженного иракской нефтью российского танкера, остановленного американцами. Ситуация с Бабицким, очевидно, напугала — и обещает еще больше напугать Запад. Ситуация с Бабицким, очевидно, напугала — и обещает еще больше напугать журналистов и вообще то, что принято называть либеральной общественностью. От этой истории начинают открещиваться все те, кто еще имеет возможность от нее откреститься, — Анатолий Чубайс назвал обмен журналиста на российских военнослужащих ошибкой власти, Борис Немцов пытался инициировать в Государственной думе рассмотрение вопроса о Бабицком. А ведь все это люди, которые были готовы помогать Владимиру Путину не столько в его борьбе за власть, сколько в дальнейшем управлении Россией, — кажется, они начинают понимать, что в их услугах и.о. президента не нуждается и вряд ли будет нуждаться.
Как бы там ни было, а ситуация вокруг Бабицкого сделала весьма актуальным вопрос «Какой будет Россия после 26 марта 2000 года?». Останется ли при Владимире Путине свободная пресса или журналистику заменит милая чекистскому сердцу пропаганда? Что разрешат знать обществу и до каких пределов будет доходить желание властей ограничивать информацию, столь очевидно проявившееся во время чеченской кампании? Какими будут методы властей в попытках ограничить право общества знать правду.
Чтобы избежать эмоционального анализа ситуации, — а я вряд ли могу избежать упреков в корпоративности, так как работаю вместе с Андреем Бабицким на радио «Свобода» почти 10 лет, — постараюсь просто восстановить хронологию событий.
1999-й, 27 декабря. Правительственный Росинформцентр выступает с резкой критикой материалов о Чечне, подготовленных Андреем Бабицким. Заявление Росинформцентра становится реакцией на показ по телеканалу НТВ части телематериалов, привезенных Бабицким из Чечни. Это практически единственная неподцензурная пленка, появившаяся на российских телеканалах с начала чеченской войны. В заявлении достается не только Бабицкому, но и финансируемой конгрессом США радиостанции «Свобода»: Росинформцентр называет ее «пособницей чеченских террористов».
1999-й, 28—30 декабря. Андрей Бабицкий дает целый ряд интервью, в которых говорит о преступном характере чеченской войны и называет преступниками ее организаторов. Бабицкий подчеркивает, что НТВ продемонстрировало лишь малую часть отснятой в Грозном информации, и заявляет, что вернется в Чечню уже в ближайшем будущем.
1999-й , 31 декабря. В результате оставшихся тайной событий в Москве власть в России переходит в руки премьера Владимира Путина.
2000-й, 15 января. Андрей Бабицкий, находившийся в Грозном, последний раз выходит на связь с московским бюро радио «Свобода».
2000-й, 26 января. Помощник и.о. президента России Сергей Ястржембский сообщил, что Андрей Бабицкий без вести пропал в районе Грозного. «Ушел из Грозного и пропал».
2000-й, 27 января. Сергей Ястржембский: «Никаких новых сведений нет».
2000-й, 28 января. Валерий Манилов, первый заместитель начальника Генерального штаба: «Пока нет информации относительно Андрея Бабицкого, в том числе находится ли он в каких-либо наших органах».
2000-й, 28 января. Олег Аксенов, начальник управления информации МВД России сообщает в интервью российскому телевидению, что Андрей Бабицкий был задержан 23 января на блокпосту «Старая Сунжа» при выходе из Грозного.
2000-й, 29 января. Сергей Ястржембский сообщает, что узнал о задержании Бабицкого из сообщений СМИ. «До этого момента о местонахождении Андрея Бабицкого никакими сведениями не располагал».
2000-й, 31 января. Владимир Рушайло, министр внутренних дел России, сообщает, что решение об освобождении Бабицкого будет принято Генеральной прокуратурой.
2000-й, 31 января. И.о. генерального прокурора России Владимир Устинов сообщает, что Андрею Бабицкому, задержанному в Чечне, согласно ст. 90 УПК РФ избрана мера пресечения — задержание на 10 суток. Отсчет срока задержания идет с 27 января. Он отметил, что Бабицкий был задержан правоохранительными органами несколькими днями ранее 27 января, однако устанавливалась его личность.
2000-й, 31 января. Сергей Ястржембский сообщает, что Бабицкий был задержан 18 января на окраине Грозного и доставлен в приемник-распределитель в населенном пункте Чернокозово Наурского района.
2000-й, 31 января. Вице-премьер Валентина Матвиенко сообщает, что и.о. президента Владимир Путин поручил спецпредставителю Генпрокуратуры вылететь в Моздок и на месте расследовать сложившуюся ситуацию. «Мы ожидаем, что уже в ближайшие дни по этому вопросу будут приняты адекватные меры».
2000-й, 31 января. Игорь Иванов, министр иностранных дел России, заявляет, что дело Бабицкого находится «под личным контролем Владимира Путина». Это заявление сделано по ходу визита в Москву госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Судьба Бабицкого становится одной из тем этого визита.
2000-й, 2 февраля. Вице-премьер Валентина Матвиенко считает, что ситуация с задержанием в Чечне Андрея Бабицкого разрешится в ближайшее время «самым демократическим образом».
2000, 2 февраля. Мадлен Олбрайт отбывает из Москвы. Сообщается, что Андрей Бабицкий будет освобожден под подписку о невыезде из Москвы и должен будет являться на допросы в Генпрокуратуру.
2000-й, 3 февраля. Сергей Ястржембский сообщает, что примерно в три часа дня по московскому времени на одном из перекрестков между Аргуном и Шали корреспондент Радио «Свобода» Андрей Бабицкий был передан чеченской стороне в обмен на трех военнослужащих федеральных войск. По словам Ястржембского, такое предложение поступило от представителей незаконных вооруженных формирований и Бабицкий на него согласился. Ястржембский подчеркнул, что в сложившейся ситуации федеральный центр ответственности за судьбу Бабицкого не несет.
2000-й, 3 февраля. Министр обороны России маршал Игорь Сергеев связывает инициативу чеченских боевиков об обмене российских солдат на корреспондента радио «Свобода» с тем, как журналист освещал события в Чечне. По оценке Сергеева, информация Бабицкого была, «мягко говоря, необъективной».
2000-й, 3 февраля. И.о. генерального прокурора Владимир Устинов отмечает, что уголовное дело в отношении Бабицкого не будет прекращено.
2000-й, 4 февраля. Российские телеканалы демонстрируют предоставленную ФСБ пленку с кадрами обмена Бабицкого. Вызывает удивление, что пришедшие с чеченской стороны — в масках и общаются с журналистом достаточно грубо.
2000-й, 7 февраля. Министр юстиции Юрий Чайка не знает ни о каком обмене Бабицкого на российских военнослужащих. По мнению министра, после изменения меры пресечения Бабицкий свою дальнейшую судьбу определил сам.
2000-й, 7 февраля. «Бабицкий жив, но где он находится, я не знаю», — заявляет директор ФСБ Николай Патрушев.
2000-й, 7 февраля. Сергей Ястржембский сообщает, что ему ничего не известно о судьбе Андрея Бабицкого. Одновременно он сообщает, что еще два российских военнослужащих отпущены боевиками в обмен на Бабицкого.
2000-й, 7 февраля. Генеральная прокуратура предлагает Андрею Бабицкому явиться на допрос. В случае отказа он будет объявлен в федеральный розыск и будет выдана санкция на его арест.
2000-й, 7 февраля. Владимир Путин в интервью ОРТ: «Кто нас обидит — тот трех дней не проживет».
2000-й, 8 февраля. Группа российских и аккредитованных в Москве зарубежных журналистов обращается к властям с требованием рассказать правду о деле Бабицкого. Журналисты считают, что столкнулись с попыткой ограничить свободу слова, превратить российское общество в тоталитарное. Среди подписавших обращение — популярные телеведущие Евгений Киселев, Владислав Флярковский, Арина Шарапова, Светлана Сорокина, Андрей Караулов.
2000-й, 9 февраля. Российские телеканалы демонстрируют пленку с обращением Бабицкого, распространенную неизвестными вечером 8 января. Пленка вызвала массу вопросов, так как по ней невозможно установить ни дату съемки, ни то, где находится журналист.
2000-й, 9 февраля. Называющий себя спецпредставителем Аслана Масхадова Шарип Юсупов в интервью радио «Эхо Москвы» сообщает, что Бабицкий находится у чеченцев. Спустя несколько часов министр иностранных дел в правительстве Масхадова Ильяс Ахмадов называет выступление Юсупова провокацией и подчеркивает, что Юсупов не имеет ни полномочий, ни информации.
2000-й, 9 февраля. Владимир Путин — читателям газеты «Комсомольская правда» в ходе прямой линии в редакции газеты: «Что касается исчезновения Бабицкого, то, насколько мне известно, сегодня, как мне сказал только что один из помощников, якобы появилась видеокассета на одном из каналов телевидения, где Бабицкий говорит о том, что с ним все в порядке. В этом смысле нельзя считать его исчезнувшим. Сегодня в «Известиях» я даже прочитал, что, по данным той же радиостанции «Свобода», где он работал, полевые командиры, в руках которых он находится, которые его взяли, отдали нам уже за него пятерых наших военнослужащих, кстати сказать. Как мне известно, как мне докладывают военные, первоначально не сообщалось ничего о его передвижении, поскольку группа, которая его обменяла, предложила его поменять. Поставили условие, что они отдадут нам еще двух офицеров после того, как он окажется у них в лагере в горах. Поэтому я думаю, что с этим связано то, что наши военные действовали так аккуратно».
2000-й, 9 февраля. На состоявшейся в Вашингтоне пресс-конференции госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что американская администрация «крайне обеспокоена и ждет объяснений относительно судьбы журналиста радиостанции «Свобода» Андрея Бабицкого».
2000-й, 10 февраля. Как заявил официальный представитель Госдепартамента Джеймс Рубин, ответственность за жизнь и безопасность Бабицкого несет российское правительство. Вашингтон потребовал от Москвы объяснений — где находится журналист — и наказания виновных. Госдепартамент США предостерег российские власти от «запугивания и затыкания ртов» журналистам, которые критически относятся к ведению военной операции в Чечне.
2000-й, 10 февраля. Сергей Ястржембский заявил в четверг на брифинге в Москве, что существуют обстоятельства, которые по тем или иным причинам не позволяют отвечать на вопросы корреспондентов о судьбе корреспондента радио «Свобода» Андрея Бабицкого. Ястржембский снова подчеркнул, что корреспондент радио «Свобода» жив и здоров, сославшись при этом на данные радиоперехватов.
2000-й, 10 февраля. Представитель руководства ОБСЕ Фраймут Дуве вновь в категорической форме потребовал от руководства России сообщить, где находится Андрей Бабицкий. Выступая в Вене на заседании постоянного Совета ОБСЕ, Дуве сказал, что так и не получил ответа на два своих запроса о судьбе Бабицкого, направленных министру иностранных дел России Игорю Иванову. Более того, Иванов недавно заявил, что «проблеме Бабицкого не следует придавать слишком большого значения». Дуве, ведающий в ОБСЕ вопросами свободы прессы, объявил, что позиция российских властей вынуждает его приступить к решительным действиям. В частности, он намерен начать широкую международную кампанию с требованием предоставить конкретную и достоверную информацию о судьбе журналиста радио «Свобода».
2000-й, 10 февраля. Глава Европейской комиссии Романо Проди выразил обеспокоенность ситуацией вокруг Андрея Бабицкого. Выступая в Риге после переговоров с латвийским руководством, Проди подчеркнул, что Еврокомиссия выступает не только в защиту свободы прессы, но за строгое соблюдение всех прав человека. Руководство Европейского союза, заявил он, требует допустить в Чечню делегацию ЕС, которая могла бы заняться расследованием дела Бабицкого.
2000-й, 10 февраля. Уполномоченный по правам человека в России Олег Миронов требует от российских властей немедленно дать объяснения по делу корреспондента радио «Свобода» Андрея Бабицкого. Миронов усматривает в деле Бабицкого грубое нарушение прав человека, посягательство на права журналиста и ущемление прав российских граждан на свободную и доступную информацию. В интервью телеканалу НТВ российский уполномоченный по правам человека особо отметил, что власти, арестовав Бабицкого, не сообщили об этом ни родным, ни коллегам, ни общественности. Миронов подчеркнул, что считает ненормальным явлением, когда российского гражданина меняют на российских граждан и отправляют к преступникам.
2000-й, 10 февраля. Председатель комиссии по культуре и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы Педро Розета выражает серьезную обеспокоенность судьбой журналиста радио «Свобода» Андрея Бабицкого. В письме на имя главы российской делегации в ПАСЕ Сергея Глотова просит дать ответы на вопросы: связан ли арест с профессиональной деятельностью Андрея Бабицкого в Чечне и на каком основании журналиста обменяли на пленных российских военнослужащих?
2000-й, 10 февраля. В Париже у здания российского посольства состоялась демонстрация журналистов, требовавших немедленно предоставить информацию об Андрее Бабицком. Акцию провела влиятельная международная организация «Репортеры без границ». Генеральный секретарь организации Робер Менар охарактеризовал обращение российских властей с Бабицким как проявление крайнего цинизма. На карту поставлено доверие всей мировой общественности к исполняющему обязанности президента России Владимиру Путину, подчеркнул Менар. Посол России во Франции отказался принять представителей демонстрантов…
Эту хронологию можно продолжать и расширять, но очевидно, что казавшийся вначале рядовым эпизодом чеченской кампании «случай Бабицкого» превращается в серьезное испытание для нового российского руководства. Складывается впечатление, что команда Владимира Путина просто оказалась неспособной понять, к каким последствиям для репутации и.о. президента может привести эта ситуация. В окружении Путина появляются люди, всерьез недовольные самоуправством и тупостью «силовиков», начинающие осознавать, что задуманная как предвыборный ресурс Путина война на Кавказе может до неузнаваемости изменить лицо российской власти и ее престиж в мире. Дилетантизм нового руководства России проявился хотя бы в его неумении выкручиваться и оберегать от ответственности Первое Лицо — Владимир Путин оказался лично ответствен за ситуацию, которую вряд ли связали бы с именем его предшественника. Неуважение к обществу — в том, как власть позволила себе пренебрежительно отмахиваться от вопросов обеспокоенных судьбой журналиста не только его коллег, но и западных дипломатов. Презрение к праву — в самой процедуре «обмена» и попытках ее оправдать — что как-то странно для людей с высшим образованием… Что ж, осталось лишь дождаться выборов, чтобы понять, как эти качества новой власти скажутся на управлении страной и ее ближайшем будущем.