UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБГОНИТ ЛИ ГРУЗИЯ УКРАИНУ НА ПУТИ В НАТО?

Любопытные результаты получила на прошлой неделе Gazetasng.ru, задав по Интернету 1430 российским гражданам следующий вопрос: «Какое из нижеперечисленных государств СНГ первым вступит в НАТО?»...

Автор: Анатолий Рудый

Любопытные результаты получила на прошлой неделе Gazetasng.ru, задав по Интернету 1430 российским гражданам следующий вопрос: «Какое из нижеперечисленных государств СНГ первым вступит в НАТО?». Выяснилось, что 57% опрошенных россиян видят первопроходцем Грузию. Украине же отдали свои голоса лишь 10% респондентов (даже Азербайджан и Киргизия получили больше — 15% и 18% соответственно).

22 ноября на пражском саммите НАТО президент Эдуард Шеварднадзе официально объявил о намерении Грузии стать членом НАТО. Необходимо отдать должное последовательности внешнеполитического курса этого государства. Ведь о том, что к 2005 году Грузия планирует «громко постучаться в двери НАТО», ее президент заявлял еще в октябре 1999 г.

В заключительной декларации пражской встречи НАТО отдельным пунктом отмечена необходимость ускорения вывода российских военных баз из Грузии и Молдовы. Это полностью отвечает заявленным устремлениям Грузии о вступлении в альянс. Грузия считает, что решение вопроса вывода российских войск с ее территории является одним из ключевых условий вступления в НАТО. Хотя Россия в ответ на эти требования Грузии воздействует на нее всеми возможными методами давления: экономическими, политическими и даже военными, в том числе обвиняя страну в пособничестве чеченским сепаратистам и международным террористам.

В ответ грузинский парламент принял постановление о налогообложении российских военных баз, временно дислоцированных на территории Грузии, за пользование землей и недвижимым имуществом.

По предварительным данным министерства финансов Грузии, эта сумма может составить более $700 млн. Кроме того, грузинская сторона оценивает в $10—15 млрд. экологический ущерб, который, по ее мнению, нанесен ей российскими военными базами.

Три года назад в Стамбуле Тбилиси и Москва подписали соглашение о выводе с территории Грузии всех российских военных баз. Вазианская (близ Тбилиси) и Гудаутская (в Абхазии) базы Россия ликвидировала в 2001 году. По двум оставшимся — Ахалкалакской и Батумской — решено было продолжить переговоры. Тбилиси считает, что для вывода этих баз достаточно двух-трех лет. В министерстве же обороны РФ называют срок в 11—12 лет. Для дополнительного давления на Россию с целью скорейшего вывода российских военных баз парламент Грузии 5 декабря 2002 года принял постановление, в котором рекомендовал кабинету министров республики выступить против принятия России во Всемирную торговую организацию, членом которой Грузия уже является. Грузинские парламентарии обвиняют Москву в экономической поддержке фактически независимых Абхазии и Южной Осетии. Причем громадная разница в весовых категориях между Россией и Грузией нисколько не смущает последнюю в периодически возникающих разборках между ними.

Угроза суверенитету и государственности и территориальные потери вынудили Грузию мобилизоваться и перебороть страх перед Россией. Несомненно, Грузия, непрерывно клянясь России в вечной дружбе, уверенно следует в пункт назначения — НАТО. Россия начинает понимать что, поддержав сепаратизм в Грузии, она окончательно ее потеряла, и в перспективе может получить такой реальный натовский плацдарм на Кавказе, как Грузия и Азербайджан. Своей агрессивной политикой по отношению к Грузии Россия фактически вытолкала ее в НАТО. Что-то подобное происходит и с Азербайджаном. Проигрыш российской национальной политики на Кавказе во многом является следствием чеченской войны. Если к планируемому сроку вступления Грузии в НАТО в 2005 году (а возможно, и Азербайджана) война в Чечне не закончится, то мы вправе ожидать резкого обострения ситуации в этом регионе, окончания «дружбы» России с США. Это, не беря во внимание ожидаемого в 2003 году военного конфликта между США и Ираком, в результате которого эта «дружба» может закончиться раньше, что в свою очередь может стать благоприятным фактором в осуществлении Грузией своего стратегического плана — вступления в НАТО.)

Реализуя свои намерения, правительство Грузии планирует увеличить расходы на оборону в 2003 году на 50—60%. При этом она реформирует свои ВС в немногочисленные, но боеспособные. В настоящее время расходы Грузии на ВС составляют 1% от ВВП, тогда как Армения тратит на оборону 4%, а Азербайджан — 2,6%. Численность грузинской армии, по данным открытых российских и западных источников, около 26 300 человек.

Тбилиси с апреля 2002 года успешно осуществляет американскую программу «Обучи и оснасти». Для подготовки батальона спецназа «Командо» и других антитеррористических подразделений (всего четырех) была оказана иностранная военная помощь в размере около 64 млн. долларов.

15 декабря 2002 года состоялся выпуск батальона спецназа «Командо» вооруженных сил Грузии. Э.Шеварднадзе считает, что данный батальон может стать основой будущей профессиональной грузинской армии. В феврале 2003 года американские морские пехотинцы начнут готовить личный состав второго грузинского батальона.

18 декабря 2002 года между Грузией и Азербайджаном подписан договор о военном сотрудничестве, предусматривающий в числе прочего взаимную помощь в подготовке военных специалистов. Стороны будут использовать турецкую модель подготовки офицерских кадров. Именно Турция начала осуществлять реформы по подготовке кадров в военных академиях, причем в Азербайджане раньше, чем в Грузии, и в Тбилиси проявляют интерес к опыту Баку в этом направлении.

Основные заботы по модернизации грузинских вооруженных сил по стандартам Североатлантического альянса сегодня взяла на себя Турция. Только на модернизацию военной базы в Вазиани после ухода оттуда российских войск Анкара потратила более 1 млн. долларов. Приоритетное развитие военно-воздушных сил Грузии, о котором неоднократно объявляли грузинские военные, также осуществляется на американо-турецкие деньги. 13 февраля 2003 года Э.Шеварднадзе предложил США использовать в случае необходимости для военных действий против Ирака аэродром Вазиани. Вполне возможно, что вопрос об использовании этого аэродрома в интересах США обсуждался с заместителем государственного секретаря США в области контроля за вооружениями Стефаном Редмейкером, который за два дня до этого предложения посетил Тбилиси.

После того как Франция, Германия и Бельгия отказались поддерживать США в планируемой военной операции против Ирака, США все больше делают ставку на новых членов НАТО, а также тех, кто доказывает свою «преданность» США не словом, а делом. В планируемой военной операции США против Ирака аэродром Вазиани может представлять определенный интерес для ВВС США, поскольку он удален от Багдада приблизительно на 1000 км, что позволяет использовать самолеты F-15 и F-18 без дозаправки с боевой загрузкой, близкой к максимальной.

Целеустремленность Э. Шеварднадзе, последовательность и гибкость внешней политики, направленной к заветной цели — вступлению в НАТО, дает все основания утверждать, что Грузия достигнет желаемого, возможно, даже в намеченные сроки.