UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обещанного тринадцать (?) лет ждут

Киев хочет добиться от НАТО выполнения решения Бухарестского саммита. Удастся ли Украине получить хотя бы План действий относительно членства?

Автор: Владимир Кравченко

На странице Министерства обороны Украины в Facebook вот уже две недели висит хэштег #Ukraine_31st_NATO_member.

Это своеобразный символ начатой Киевом напористой кампании по получению нашей страной Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ): по словам Владимира Зеленского, получение ПДЧ сегодня является первоочередным приоритетом Украины. В последние дни украинский президент говорил на эту тему с лидером США Джо Байденом, главой Эстонии Керсти Кальюлайд, премьер-министрами Великобритании и Канады Борисом Джонсоном и Джастином Трюдо, генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.

Йенс Столтенберг
Официальный сайт НАТО

Следующие одно за другим сообщения пресс-службы главы Украинского государства создают впечатление, что Киев, как и в преддверии Бухарестского саммита в 2008 году, поднимает ставки в своих отношениях с Брюсселем не имея при этом никаких гарантий на успех в получении ПДЧ.

Но, несмотря на громкие заявления, в реальности цели украинской власти куда скромнее.

Как рассказали ZN.UA несколько источников из дипломатических кругов, на Банковой не ставят задачу добиться получения нашей страной ПДЧ в 2021 году. Главное — чтобы лидеры государств Альянса, основываясь на декларации Бухарестского саммита НАТО, дали поручение министрам иностранных дел стран — членов организации начать процесс по предоставлению Украине ПДЧ. В Киеве хотят, чтобы Альянс принял это решение либо на своем мини-саммите (который должен состояться ориентировочно 14 июня), либо на саммите, который, возможно, пройдет осенью.

Неужто Киев вновь наступает на «грабли Бухареста», чтобы в итоге получить решение, которое вряд ли приблизит нашу страну к ПДЧ и тем более к членству в НАТО? И все ради очередного громкого пиара президента в преддверие тридцатилетия независимости Украины?

Как уверяют собеседники ZN.UA, в действительности это попытка украинской дипломатии разблокировать ситуацию с ПДЧ и «материализовать» решение Бухарестского саммита, тринадцать лет назад зафиксировавшее перспективу членства в Альянсе Украины и Грузии и наделившее глав внешнеполитических ведомств правом давать добро на предоставление Плана Киеву и Тбилиси. И если Киеву удастся задуманное, то в перспективе, года через два, наша страна сможет получить ПДЧ.

Напомним, что ПДЧ — это программа НАТО, в рамках которой страна ведет подготовку к членству в Альянсе. Практически все государства, ставшие его членами в последние два десятилетия, проходили этот этап. Одним хватало пяти лет. Другим требовались и все двадцать. При этом ПДЧ — не последняя, а предпоследняя остановка перед входом в клуб: предоставление Плана вовсе не гарантирует участия в Альянсе. Решение о членстве претендента принимают на саммите лидеры стран — участниц организации.

В последние годы каденции Порошенко Киев постоянно ставил перед Западом вопрос о ПДЧ. В отличие от предыдущей администрации, команда Зеленского еще год назад эту тему не поднимала. Да и сам президент до недавнего времени не был замечен в приверженности курсу евроатлантической интеграции. Но как Зеленский вдруг увлекся СНБО, точно также он увлекся и ПДЧ. Теперь он говорит: «НАТО — это единственный путь к завершению войны на Донбассе. ПДЧ станет настоящим сигналом для России».

Сайт президента Украины

Что же изменилось за год?

Конечно, пребывание в военно-политическом союзе, где один за всех и все за одного, — лучшая гарантия безопасности страны: членство в НАТО способствовало бы укреплению обороноспособности Украины и имело бы сдерживающий эффект для России. Отрадно, что на Банковой это понимают. (Как, надеемся и то, что никто кроме самих украинцев не будет воевать против российского агрессора.)

Но как отмечают наши информированные собеседники, для Зеленского тема ПДЧ приобрела в последние месяцы личный характер: дескать, он почувствовал, что у него есть шанс до конца президентского срока «пробить» этот вопрос в НАТО и добиться того, чего не удалось его предшественникам. Впрочем, циники полагают, что Зеленскому просто нужен внешнеполитический успех к тридцатилетию независимости Украины, чтобы можно было пропиариться и поднять свой рейтинг у национал-патриотической части украинских избирателей.

Достичь успеха в получении ПДЧ, на взгляд внешнеполитической команды Зеленского, позволяет открывшееся окно возможностей. Во-первых, сегодня тема членства Украины в НАТО не раскалывает украинское общество: в условиях российской агрессии около половины украинцев поддерживают вступление страны в Альянс, а в парламенте большинство составляют партии, выступающие за евроатлантическую интеграцию страны. Кроме того, в Конституции закреплен курс на получение членства Украины в ЕС и НАТО.

Во-вторых, на саммите НАТО в этом году будет приниматься десятилетняя стратегия развития Альянса. И украинская власть ожидает, что в документе будет подтверждена политика открытых дверей и зафиксирована ссылка на решения Бухарестского саммита. В частности, эту надежду подпитывает и подготовленное в декабре прошлого года по инициативе Литвы письмо группы 13 стран — членов Альянса, призвавших НАТО сохранять фокус на политике открытых дверей.

В-третьих, в Киеве полагают, что новая администрация Белого дома положит конец геополитической неопределенности нашей страны. Дескать, в отличие от Трампа Байден обладает уникальным пониманием роли Украины в регионе, осознает угрозы, исходящие от России, и заинтересован в укреплении евроатлантического единства. Как надеются в Киеве, 46-го президента США можно убедить поддержать присоединение нашей страны к ПДЧ, делая ставку в том числе и на то, что, став участником программы, Украина будет «провайдером безопасности в Черноморском регионе».

Официальный сайт НАТО

Основное препятствие на пути к «материализации» решения Бухарестского саммита в отношении ПДЧ — члены Альянса, скептически настроенные к потенциальному членству Украины в НАТО. Прежде всего Германия, Франция и Италия. Главная причина подобного скепсиса — Россия: эта группа полагает, что предоставление нашей стране ПДЧ — это политика сознательного провоцирования Москвы, дающая Кремлю повод для дестабилизации ситуации в Донбассе и создающая угрозу безопасности в Европе.

В Кремле уже отреагировали на заявление Зеленского о необходимости вступления страны в НАТО для урегулирования проблемы Донбасса и говорят, что для жителей оккупированных территорий это «глубоко неприемлемо». «Глубоко сомневаемся в том, что это поможет как-то Украине справиться со своей внутренней проблемой. На наш взгляд, это еще больше усугубит ситуацию», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Париж и Берлин также сомневаются, что Украина, воюющая сейчас с Россией, став членом НАТО сможет усилить безопасность Альянса, и опасаются, что военно-политический союз может в результате оказаться втянутым в военное противостояние с РФ. Аргумент же, что наша страна на Востоке защищает европейские ценности, не убеждает эти скептически настроенные страны.

В общем, Германия, Франция, Италия и другие не хотят лишний раз дразнить Россию, полагая, что сейчас не время предоставлять Украине ПДЧ. Тем более, уверяют они, наша страна уже участвует в программе «Партнерство расширенных возможностей», присоединение к которой произошло прошлым летом.

В Киеве надеются, что переубедить эту группу стран поможет новая американская администрация.

Как свидетельствуют источники ZN.UA, во время многочисленных украино-американских переговоров, прошедших в последние недели в телефонном режиме, украинская сторона поднимала вопрос о ПДЧ, аргументируя необходимость его получения тем, что участие Украины в программе будет иметь для страны мотивирующий вдохновляющий эффект. Однако у американцев подобная идея энтузиазма пока не вызвала: они настойчиво заявляли своим украинским собеседникам, что главное — это реформы и именно их проведение поможет реализоваться украинской мечте.

Услышали ли этот месседж на Печерских холмах? Судя по заявлениям украинских чиновников и депутатов из фракции «Слуга народа», уверенности в этом нет.

Так, Зеленский отметил, что «мы привержены реформированию нашей армии и оборонного сектора, но одними реформами Россию не остановить». Еще дальше пошел глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, заявивший, что часто членами Альянса становятся «намного слабее по стандартам страны, по сравнению с Украиной» и «для вступления в НАТО нам не хватает только смелости всех стран-членов, которые принимают соответствующее решение». Но самое страшное, что глава фракции правящей политической силы считает, что Украине не стоит напрягаться, мол, у нее и так все есть — и механизмы, и протоколы, и стандарты.

Впрочем, в конце апреля планируется проведение заседания СНБО, на котором ожидается принятие решений по ключевым мероприятиям, необходимым для усиления внутренней работы Украины на евроатлантическом направлении. Это не только судебная реформа и борьба с коррупцией. Среди ключевых реформ в секторе безопасности и обороны — принятие закона об СБУ, парламентском контроле и секретной информации, завершение имплементации закона об оборонных закупках, корпоратизация «Укроборонпрома», укрепление гражданского контроля над вооруженными силами и разделение полномочий между Минобороны и Генштабом, и т.д., и т.п.

Штаб ООС / Facebook

В конце концов, реформы, а не их видимость, нужны прежде всего самой Украине, уже восьмой год воюющей с Россией. И проводить их надо без оглядки на то, получит наша страна ПДЧ или нет. Иначе Украина так и останется страной с неэффективным управлением, слаборазвитой экономикой, коррумпированными судами и нищим населением.

И все же, чтобы получить новый формат отношений с НАТО, Киев, по информации ZN.UA, хочет предложить Вашингтону своеобразную сделку, предусматривающую параллельность процессов, а не их последовательность. Схематично она выглядит так: Украина проводит реформы, а США одновременно способствуют нашей стране в получении ПДЧ. В Вашингтоне, где следуют логике «сначала стулья», пока на этот пакет не идут, но в Киеве надеются со временем переубедить администрацию Байдена.

При этом на Печерских холмах идет кулуарная борьба между сторонниками предоставления Украине ПДЧ и получения нашей страной статуса основного союзника США вне НАТО. И если Зеленский склоняется к тому, чтобы акцентировать усилия Киева на получение ПДЧ (за что также выступают вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина и министр иностранных дел Дмитрий Кулеба), то главный лоббист получения статуса основного союзника США (MNNA) — первый вице-спикер Руслан Стефанчук. К его позиции прислушивается и глава ОП Андрей Ермак.

Руслан Стефанчук
Василий Артюшенко, ZN.UA

Аргументы Стефанчука сводятся к следующему: получение ПДЧ — дело далекой перспективы, поэтому для воюющей Украины куда более важно иметь статус MNNA. Оппоненты первого вице-спикера уверены, что этот путь, несмотря на выгоды в краткосрочной перспективе, в будущем фактически заблокирует для нашей страны двери в Альянс, поскольку статус основного союзника США вне НАТО получают страны, которые не претендуют на членство в Альянсе.

Комментируя проходящие дискуссии, некоторые собеседники ZN.UA говорят, что статус основного союзника США вне НАТО — это альтернатива ПДЧ, а Украина не должна выбирать между этими двумя статусами, поскольку «членство в Альянсе — наша основная цель». Они также утверждают, что если Киев подпишет с Вашингтоном соглашение об усиленном оборонном сотрудничестве (а украинская сторона уже проводит зондаж этой темы), это фактически будет соответствовать статусу союзника Соединенных Штатов. И в то же время, двери в Альянс для нашей страны не закроются.

* * *

Конечно же, реализуемый Киевом план в отношении ПДЧ не идеален. А учитывая противодействие Парижа и Берлина, а также отсутствие заинтересованности Вашингтона, вероятность, что Киев достигнет успеха, невелика. Но все же это, пусть и небольшой, но шанс разблокировать получение Украиной Плана действий относительно членства в НАТО. Однако Киеву необходимо наконец-то осознать, что действия по его получению должны заключаться не в вымогательстве и давлении на партнеров, а в проведении в стране экономических и политических преобразований, судебной и антикоррупционной реформ, адаптации сектора безопасности и обороны к стандартам НАТО.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.