Сегодня утром, просматривая ленту новостей одного из украинских информагентств, споткнулась о заголовок «Минские соглашения остаются единственной основой для достижения мира на Донбассе — ООН». Захотелось подробностей — кто именно заявил, по какому поводу, что было сказано еще? Открыв всю новость, я прочла о том, что «в Генассамблее ООН представили доклад о работе Совета безопасности в 2019 году, в котором, в частности речь шла и об Украине». Дальше сообщалось, что «о ситуации в Украине докладывали помощник генерального секретаря по гуманитарным вопросам и заместитель координатора чрезвычайной помощи Урсула Мюллер, главный наблюдатель Специальной мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Эртугрул Апакан и специальный представитель действующего председателя ОБСЕ Мартин Сайдик». «Минские соглашения, хотя они во многом не выполняются, остаются единственной согласованной основой для достижения мира путем переговоров на Востоке Украины», — сообщили они Совету» — говорилось в новости уважаемого государственного информагентства, обычно занимающего вместе с ZN.UA первые строки рейтингов наиболее честных СМИ, и информации которого я привыкла доверять.
Однако как-то смутил тот факт, что господа Апакан и Сайдик давно уже не занимают должности, указанные в новости. В СММ ОБСЕ Апакана сменил Яшар Халит Чевик еще 1 июня 2019 года, а Хайди Грау занимает бывшую должность Сайдика с 5 декабря прошлого года. С чего же они вдруг сейчас делают какие-то заявления в ООН? По какому поводу? Пришлось обратиться к первоисточнику и перейти по указанной в новости информагентства ссылке на Центр новостей ООН.
На официальной страничке Организации на русском языке, в самом деле говорилось о том, что 31 августа «председатель Совета Безопасности ООН постоянный представитель Индонезии Диан Трианшах Джани представил Генеральной Ассамблее доклад о работе Совета в 2019 году»; а также, что «в прошлом году Совет «держал в поле зрения» ряд серьезных неурегулированных конфликтов и ситуаций в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и в Европе». Я также узнала, что «в 2019 году в центре внимания Совета находились ситуации в Афганистане, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии, Мали, Центральноафриканской Республике, Сомали, а также в ряде стран Европы. В европейском досье Совбеза была Украина». После этих слов новость была посвящена практически только нашей стране, причем упоминались не только минские соглашения, но и так называемый языковой закон. В общем объеме сообщения информация об Украине занимала как минимум половину. И да, в нем говорилось о выступлениях Сайдика и Апакана, правда, не указывалось, когда эти выступления состоялись.
Подозревая неточности перевода, я обратилась к англоязычной новостной страничке ООН. И что же я там обнаружила? А ничего! Точнее, новости о докладе работы СБ ООН в 2019 г., да еще с акцентом на Украину, среди множества других новостей там не было вообще. Но моя любознательность разыгралась уже не на шутку и пришлось ознакомиться с докладом Совета Безопасности ООН за 2019 год. В нем есть пункты, касающиеся положения на Кипре и Ближнем Востоке, ситуации в Ливии и Сирии, Западной Сахаре и Афганистане, Бурунди и Гаити, Конго и Гвинее-Бисау, Мали и Мьянме. На 211 страницах объемного доклада содержится информация о проблемах очень многих государств. Да, есть упоминание и об Украине — п.39 ч.II. Но данный пункт состоит из перечня писем на имя Генсека ООН, причем, в основном от представителя Украины, и там нет текстов выступлений ни Мюллер, ни Сайдика, ни Апакана.
В конце концов, потратив немало времени, я их нашла — в разделе «Заседания Совета Безопасности». В этом разделе тоже неимоверно много информации, ведь СБ ООН собирался в прошлом году 258 раз. И в огромном перечне заседаний Совбеза, посвященных Сомали, Западной Африке, Ближнему Востоку, Камеруну и Нигерии, Эфиопии и Эритрее, Судану и Южному Судану, Мали, Кипру, Косово и десяткам других стран, было весьма непросто обнаружить информацию об Украине, особенно учитывая, что в теме заседания, о котором пойдет речь, названия нашей страны вообще не было: оно посвящалось письму постпреда РФ на имя председателя СБ.
Это заседание состоялось 12 февраля 2019 г., т.е. полтора года назад. На нем в самом деле выступали с докладами по ситуации в Донбассе занимавшие тогда пост главы СММ ОБСЕ Апакан и спецпредставителя главы ОБСЕ Сайдик, а также помощник генсека ООН по гуманитарным вопросам Мюллер. Но ни один из них не произносил «процитированную» на русской версии новостной интернет-страницы ООН фразу о минских соглашениях. Она принадлежит другому выступавшему на том заседании СБ ООН — помощнику Генерального секретаря по Европе, Центральной Азии и Северной и Южной Америке из Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства Мирославу Йенчу.
Но это уже не столь важно, хотя информационные сообщения уважаемой международной организации должны быть абсолютно точны. Главное другое. А именно то, что с помощью официального сайта ООН — его русскоязычной версии — осуществляется манипуляция общественным мнением, за которой явно торчат российские уши.
Почему больше половины сообщения о презентации огромного доклада о работе СБ ООН по вопросам, касающимся десятков горячих точек планеты, посвящено именно Украине? Почему данного сообщения нет в англоязычной версии? Почему приводится именно эта цитата — о минских соглашениях, выдернутая из выступления докладчика, приуроченного еще к четвертой годовщине подписания «Минска-2»? Почему, если уж вспоминается заседание СБ ООН полуторагодичной давности, не приводятся, например, свидетельства того же Апакана о том, что сохраняются ограничения свободы передвижения СММ ОБСЕ в неконтролируемых украинским правительством районах Донбасса? Или почему не цитируется Сайдик, заявивший тогда же, 12 февраля 2019 года, что в резолюции 2202(2015) (которую так обожают цитировать россияне) от 17 февраля 2015 г., «в которой приветствуется заявление, принятое четырьмя лидерами «нормандской четверки» 12 февраля 2015 г., о том, что предусмотрен контроль «нормандской четверки» над нашими обсуждениями в Минске», т.е. о том, что «четверка» должна присматривать за происходящим в ТКГ? Или почему не вспоминается другое заседание СБ ООН, например, 25 апреля, на котором многие его члены резко осудили изданный накануне, 24 апреля, указ президента РФ об облегченном предоставлении российского гражданства украинцам, проживающим на подконтрольной России территории Донбасса?
«Новость» со старым месседжем «Минские соглашения — наше все» на русской версии сайта ООН вышла в аккурат к очередному заседанию ТКГ. Украинская сторона ранее неоднократно заявляла о том, что «Минск» устарел и его как минимум необходимо пересмотреть. Так почему бы россиянам и не «подпереть» свою позицию о «нерушимости» Минска якобы свежим заявлением ООН? Технология проста и стара: создается нужное сообщение, размещается на каком-то российском или пророссийском сайте, а дальше идет «разгон» информации по другим СМИ. А в данном случае ведь и первоисточник, вроде бы, уважаемый — сайт ООН. У скольких журналистов есть время и желание докапываться до деталей? Плюс неистребимая склонность многих коллег выдавать слова одного человека за мнение целой организации. Вот и разошлась «новость», манипулятивно состряпанная россиянами из материала полуторагодичной давности и каким-то специфическим образом размещенная на сайте ООН, как горячие пирожки. На третьем десятке я бросила считать украинские сайты, ее опубликовавшие. Справедливости ради отмечу, что у нас она тоже появилась, однако, разобравшись, мы быстро сняли ее с ленты новостей. И обратились за комментарием в представительство Украины при ООН.
Вот что ответил ZN.UA заместитель постоянного представителя Украины при ООН Юрий Витренко, принимавший участие во вчерашнем заседании Генассамблеи:
«Мы должны четко понимать, что позиция ООН или ее Совета Безопасности оформляется в виде официальных решений, в частности резолюций. Отождествлять заявление отдельного лица, которое даже не является ни чиновником, ни представителем государства-члена, с позицией всей организации или органа является некорректным.
31 августа в Генассамблее обсуждался доклад о работе Совбеза в 2019 г. В прошлом году несколько заседаний были посвящены Украине, на которых звучали разные заявления, в частности касательно минских договоренностей. Важным моментом является то, что процитированным некоторыми СМИ заявлениям более полутора лет, а действующие лица, их озвучившие, как говорят на русском языке (который эти лица очень хорошо понимают) — сейчас «не у дел».
Вы ж не станете называть позицией Верховной Рады мнения депутатов прошлых созывов. Как, в принципе, не являются всей ВР мнения отдельных действующих депутатов и групп.
В недавнем письме, адресованном президенту Украины ко Дню Независимости, Генеральный секретарь ООН Гутерриш четко отметил, что он поддерживает продолжающиеся усилия в рамках Нормандского формата, ТКГ и ОБСЕ для достижения устойчивого мирного урегулирования на Востоке Украины.
По иронии судьбы, в этой ситуации есть и позитив. Такого рода сообщения напомнили, что ООН — это коллективная институция, позиция которой определяется ее официальными решениями. Напомню, что с 2014 г. принято семь резолюций Генассамблеи о суверенитете и территориальной целостности Украины, а также о признании Российской Федерации государством-оккупантом украинских территорий. Эти документы и определяют позицию ООН».