UA / RU
Поддержать ZN.ua

Об июльских тезисах Владимира Путина про Украину

12 июля 2021 года опубликована статья российского президента «Об историческом единстве русских и украинцев». Что от этого Украине?

Автор: Александр Литвиненко

Большой, почти 40 тысяч знаков, текст, подписанный Владимиром Путиным, содержит де-факто официальную систему взглядов на Украину и отношения с ней. Следовательно, эта «чуть больше, чем статья» заслуживает внимательного и вдумчивого прочтения. Без понимания позиции руководства РФ невозможно выстроить эффективную политику в отношении этого государства — самого большого соседа и главной внешней угрозы национальной безопасности Украины в очерченной перспективе.

Написанная в разгар пандемического кризиса и за три месяца до выборов в нижнюю палату российского парламента, статья Путина направлена прежде всего на российскую аудиторию и ориентированных на РФ жителей Украины (хотя и прилагается украинский перевод). Она будет использована в пропагандистских целях: кампания в лучших советских традициях уже начата ответами самого Путина на вопросы о статье. Впрочем, в ней изложен ряд мыслей, важных как для Украины, так и для других стран.

Почти две трети текста посвящено российскому видению генезиса украинского народа и его государственности. Ее путинская версия является попыткой объединить имперскую идеологему «триединого российского народа» и советские подходы, наиболее полно изложенные в «Тезисах к 300-летию воссоединения Украины с Россией (1654–1954)», одобренных ЦК КПСС в феврале 1954 года.

Что касается настоящего: Путин считает, что «современная Украина — целиком и полностью детище советской эпохи», при этом «Россия фактически была ограблена». К тому же подчеркивается роль «польской и австро-венгерской интриги» в процессе возникновения украинского народа, к которому, впрочем, надо относиться «с уважением».

Со ссылкой на первого постсоветского мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, признанного специалиста по советскому хозяйственному праву, впервые на официальном уровне вводится доктрина условной территориальной целостности бывших советских республик, прямо противоречащая международному праву. Этот подход подрывает и границы самой РФ, — недаром пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков пытался отрицать это тем, что «РФ никогда не выходила из СССР» (действительно, из СССР вышла Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, переименованная в РФ 25 декабря 1991 года).

Путин пытается вбить клин между украинским государством и народом, властью и обществом. Он подчеркивает, что украинский народ не виноват в том, что Украина превратилась в самую бедную страну Европы. «Именно украинская власть растранжирила, пустила на ветер достижения многих поколений».

Российский лидер считает, что современная украинская государственность развивается как «анти-Россия», в основе которой «еще старые наработки польско-австрийских идеологов по созданию «антимосковской Руси». Воплощение этого подхода на практике, по его мнению, началось после «государственного переворота» в феврале 2014 года и продолжается по сей день.

По убеждению президента РФ, «проект «анти-Россия» отвергли миллионы жителей Украины». Незаконная аннексия Крымского полуострова является «историческим выбором крымчан и севастопольцев», а российская оккупация части Донецкой и Луганской областей следствием того, что «жители Донецка, Луганска взялись за оружие, чтобы защитить свой дом, язык, свою жизнь».

Российское прочтение Минских соглашений предусматривает прямые переговоры Украины с «ДНР/ЛНР» и необходимость полного пересмотра модели украинской государственности, в частности отказ от тесных связей с Западом, которые в терминологии Путина «протекторат, контроль со стороны западных государств, прямое внешнее управление».

Путин обвиняет президента Украины в том, что его обещания мира «оказались враньем». «Ничего не изменилось. А в чем-то ситуация в Украине и вокруг Донбасса еще и деградировала», — пишет он.

Лидер РФ грозит: «Мы никогда не допустим, чтобы наши исторические территории и живущих там близких нам людей использовали против России. А тем, кто предпримет такую попытку, хочу сказать, что таким образом они разрушат свою страну».

Но дальше предлагает как модель для двухсторонних отношений австро-германские и канадско-американские отношения. Речь идет об «их теснейшей интеграции или союзнических отношениях», а также предусматривает «весьма условные, прозрачные границы» при сохранении суверенитета и собственной внешней политики.

В конце президент РФ отмечает: «Россия открыта для диалога с Украиной и готова обсуждать самые сложные вопросы. Но нам важно понимать, что партнер отстаивает свои национальные интересы, а не обслуживает чужие, не является оружием в чьих-то руках для борьбы с нами».

После заверений в уважении к украинскому языку, традициям и «к стремлению украинцев видеть свое государство свободным, безопасным, благополучным» Путин подчеркивает, что «настоящая суверенность Украины возможна только в партнерстве с Россией», напоминает о единстве двух народов и обращается напрямую к украинскому народу. Интересно, что этот тезис фактически воссоздает высказывание В.Ленина 1913 года: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи».

Путинское видение отношений не является новым, ведь представляет собой концептуализацию 30-летней российской политики в отношении независимой Украины.

Официальное признание независимости, громкие заявления о дружбе, стратегическое партнерство и добрососедство и рядом с ними — территориальные претензии со стороны высоких должностных лиц, начиная с августа 1991 года, ряд соответствующих решений российского парламента, деструктивная пропаганда, длящаяся десятилетиями, массированные кибератаки и т.п.

Многолетнее использование непрозрачных схем в двухсторонних экономических отношениях, прежде всего в газовой сфере. Внедрение коррупционных посредников. Навязывание кабальных условий газовых контрактов во время «газовых войн» 2006-го и 2009 года. Торговые войны, начавшиеся задолго до 2014 года.

И наконец захват Крыма, более чем семилетние боевые действия в Донбассе, стоившие Украине до 14 тысяч убитых и десятки тысяч раненых и искалеченных, временную потерю 7% территорий и до 15% экономического потенциала, страдание сотен тысяч украинцев, незаконные репрессии на оккупированных территориях, массовые нарушения прав человека, активная подрывная деятельность, военная угроза, другие откровенно враждебные действия вроде кампании по паспортизации… Перечень можно продолжать.

Вследствие действий РФ доверие в двусторонних отношениях подорвано всерьез и надолго.

Читайте также: Разбирая статью Путина: О банкротстве и страхах империи

После 2014 года, когда Россия нарушила основоположные нормы международного права, пренебрегла двусторонними договорами, а Будапештский меморандум 1994 года, предусматривающий гарантии территориальной целостности в качестве компенсации за отказ от ядерного оружия, просто выбросила на свалку, Украина может рассчитывать только на себя и на поддержку партнеров. Именно отсюда наше стремление укрепить свой оборонный потенциал и потенциал в сфере безопасности, именно поэтому мы развиваем отношения в оборонной сфере с государствами НАТО. Именно российская агрессия в разы повысила общественную поддержку вступления Украины в Альянс, сделала европейскую и евроатлантическую интеграцию единственной возможной стратегией нашего государства.

Никто больше чем РФ, не приложил руку для подпитки антироссийских, да и ультраправых настроений в нашей стране. Если кто-то и может превратить Украину в «антимосковскую Русь», о чем пишет Путин, так это только и исключительно Москва. И успех такой политики РФ станет настоящей трагедией как для Украины, так и для России.

Украина — это не проект, направленный против кого-то или искусственно созданный в чьих-то интересах. Главная наша цель — построение свободного европейского общества, демократического правового государства, современной развитой экономики. Человек, его жизнь, здоровье и достоинство провозглашаются в Конституции Украины высшей социальной ценностью. Как говорил еще Цицерон, благо граждан должно стать высшим законом государства.

Восстановление добрососедских отношений с Россией невозможно без полного восстановления территориальной целостности Украины, что может занять много времени. Вместе с тем события весны 2021 года подтвердили, что сегодня ключевой задачей в украино-российских отношениях должна стать их долгосрочная стабилизация, предотвращение неконтролируемой эскалации, прежде всего военной.

Решение этой задачи создало бы условия для сосуществования Украины и РФ (подробнее — в Тезисах НИСИ).

Вместо средневековой повестки дня «крови и веры» следовало бы сосредоточиться на вызовах современности, которых хватает и в Украине, и в самой России, чтобы не остаться на обочине глобального развития.