UA / RU
Поддержать ZN.ua

О ДЕЛАХ ЕВРОПЕЙСКИХ И НЕ ТОЛЬКО

О Совете Европы и эпопее вступления в него Украины написано в последнее время достаточно много, в том числе и в «Зеркале недели»...

Автор: Антон Крюков

О Совете Европы и эпопее вступления в него Украины написано в последнее время достаточно много, в том числе и в «Зеркале недели». Точка была поставлена в минувший четверг в страсбургском Дворце Европы. Премьер-министр Украины Евгений Марчук передал Генеральному Секретарю СЕ Даниелю Таршису документ о присоединении Украины к Уставу этой самой массовой европейской организации. Министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко подписал от имени своей страны Европейскую конвенцию по правам человека и протокол к ней, предусматривающий механизм контроля за ее соблюдением. На лужайке перед входом в здание Дворца под звуки «Ще не вмерла Україна» был поднят сине-желтый флаг. Свершилось то, что еще в начале сентября было под большим вопросом, Украина стала 37 членом Совета Европы.

В прессе, в том числе и украинской, встречались в последнее время комментарии, суть которых можно свести к следующим утверждениям: вступление в СЕ - вопрос чистого престижа, практической пользы от данного членства немного, пройдет немного времени, и упоминания об этой организации в украинской прессе станут редки, если не исчезнут совсем. Однако думается, что это не совсем так, если совсем не так.

Что такое для Украины вступление в СЕ? Это ряд автоматически приобретаемых признаков, свести которые к вопросам чистого престижа просто невозможно. Первый и важнейший из них - Европа признала Украину равной себе. Равной по основному критерию, а именно по определению приоритета в дилемме: личность - государство. Приоритет личности составляет основу демократии европейского типа. Приоритет государства - основу советской «демократии». Украина убедила Европу, что провозглашенная политика в этом вопросе - не дань конъюнктуре или тактический ход.

Вступление в Совет Европы означает поднятие в Украине на новый уровень решения вопроса соблюдения прав человека. По сравнению с советскими временами здесь сделан огромный шаг вперед, без которого невозможно было бы событие 9 ноября. Но, думаю, что не вызову недоумения, если скажу, что перемены, которые здесь произошли, пока лишь тонкий слой побелки на старой стене. Отношение к правам человека должно измениться в сознании каждого должностного лица, причем тем в большей степени, чем более рядовой пост он занимает. Проще говоря, деятельность, скажем, крупного милицейского начальника гораздо более видна и поддается общественному контролю, нежели деятельность рядового милиционера, особенно в глухой провинции. Но процесс этот должен быть обоюдным - не только тот, у кого власть и сила, должен знать о правах человека, впрочем, не знать, а соблюдать как Устав внутренней службы, но и каждый человек должен четко знать свои права и уметь их отстаивать. Для этого нужна большая разъяснительная, если угодно, просветительская работа. В ее осуществлении именно СЕ может оказать самую существенную помощь.

В этой связи хочется вернуться к вопросу, который практически не поднимается у нас в последнее время. Речь идет о введении института специально уполномоченных по правам человека, так называемых омбудсменов. Эти люди, работая непосредственно на местах, призваны проводить ту самую необходимую просветительскую и охранную работу с конкретными людьми по вопросам соблюдения их прав. Вспоминается один из первых приездов экспертов Совета Европы в Украину весной 1993 года и их рекомендации в этой связи. Помню хорошо, насколько нереальным это показалось, впрочем, как и само вступление в СЕ в ближайшие годы. За эти годы изменилось многое. Может, настало время понять, насколько подобные профессиональные ковалевы и сахаровы важны для Украины, где человек по-прежнему зачастую ощущает себя исключительно в страдательном залоге. Во всяком случае (и даже с точки зрения экономии бюджета) они важнее, чем некоторые штатные инструктора районных, скажем, администраций. Уж точно важнее, чем реликты областных Советов

Вступив в СЕ, как известно, Украина взяла на себя серьезные обязательства - присоединиться в течение определенного срока ко всем 150 европейским конвенциям и привести в соответствие с ними свое внутреннее законодательство. Председатель Парламентской ассамблеи СЕ Мигель Мартинес сказал об этом так: «Это не обязательства Украины перед Советом Европы. Это - обязательства украинского государства перед украинским народом». По его словам, СЕ только определяет нормы следования европейским путем. Но сам этот путь избрал украинский народ.

Министр юстиции Украины Сергей Головатый считает, что это будет самой тяжелой частью пути, ибо самую легкую - собственно вступление в СЕ - она уже прошла. Наибольшая тяжесть ляжет именно на его ведомство, поскольку по самой своей сути оно призвано быть координатором законотворческого процесса. Законы принимаются парламентом, и при этом в нем обязательно будут возникать проблемы. Однако и на парламент Совет Европы сможет оказывать влияние, хотя и не прямое. 12 народных депутатов Украины, представители всех фракций, входят отныне в Парламентскую Ассамблею СЕ в качестве постоянных и полноправных членов. Это дает возможность Украине принимать самое непосредственное участие в разработке новых европейских документов, то есть влиять на европейские дела. Но процесс обоюдный - СЕ через этих депутатов сможет оказывать значительно большее влияние и на украинские внутрипарламентские процессы.

Учитывая существующую в СЕ систему контроля за выполнением взятых на себя странами обязательств, можно предположить, что необходимая работа, не взирая на ее сложность, будет проделана.

По словам Е.Марчука, принятие в СЕ, - «исторический момент, который символизирует для Украины возвращение в европейскую семью народов... Страна, которая находится в географическом центре континента и которая в то же время столетиями была искусственно изолирована от европейских дел, наконец займет надлежащее место в европейском доме».

Что означает вступление Украины для Европы? Учитывая ее масштабы и потенциал, это совсем не рядовое событие. Проще говоря, Европа, начиная с 9 ноября стала больше на 52 миллиона человек. Подтверждением важности этого может служить хотя бы масштаб церемонии, ибо впервые за пять последних лет принятие нового члена происходило на заседании Комитета министров СЕ - для решения подобных вопросов достаточно было мнения постоянных при нем представителей. «Наша организация представлена 36 странами и это чудо, что при решении этого вопроса не было ни одного голоса «против», - сказал М.Мартинес. Украина, по его словам, «имеет достаточный потенциал, чтобы очень скоро стать существенным камнем нашей организации».

Годовой членский взнос Украины в бюджет СЕ составит 2 миллиона долларов. В стране имеется достаточное количество деятелей разного рода, которые будут утверждать, что гораздо лучше было бы эти деньги поделить на всех, пусть даже это будет по 4 цента (5400 купоно-карбованцев) на нос. Приносимые вступлением Украины в СЕ политические дивиденды бывает достаточно трудно подсчитать в конкретном измерении. Однако это не банальное «заграница нам поможет». Заграница, в частности Европа, просто отныне знает, что с Украиной можно спокойно иметь дело, как и с любой другой европейской страной. Чем меньше стране уделяет внимания «Аmnisty International», тем больше - «Hilton International».

Что касается вышеупомянутых деятелей, то им, к сожалению, не всегда под силу увидеть связь между подобным вниманием и благосостоянием народа. Называются ведь - и абсолютно серьезно! - условия предоставления МВФ кредитов «кабальными» и «грабительскими». В данном случае даже чисто материальная выгода более ощутима, ибо только на программу подготовки специалистов для Украины в различных сферах, начиная с права - а это одна из самых неблагополучных областей в этом смысле, - уже в следующем году Совет Европы совместно с Европейским Союзом затратит 3 (три) миллиона долларов.

Однако непосредственно материальной, выраженной мешками с деньгами, выгоды от вступления в СЕ, наверное, не будет. Вообще в мире практически нет сейчас таких международных организаций, которые платили бы своим членам деньгами или натурой. Раньше была. Называлась она «Организация Варшавского Договора». Впрочем, на эти грабли мы уже наступали.