Переговоры по разграничению азово-керченской акватории пока еще остаются тем участком украинско-российских отношений, где украинская дипломатия крепко держит оборону перед не прекращающимся натиском россиян, продолжая и далее отстаивать национальные интересы государства. Более того, в этом она даже достигла определенного успеха. В прошлом российская делегация уже согласилась провести линию государственной границы в классическом ее понимании не только в Азовском море, но и в Керченском проливе, а также приняла предложение украинцев применить к решению вопросов азово-керченской акватории пакетный подход.
Последний раунд переговоров, состоявшийся на прошлой неделе в Москве, показал: российские дипломаты, похоже, уже готовы согласиться с украинским видением пакета. Речь идет о подготовке настоящего пакета документов, т.н. «колье» — одновременной подготовке договора о границе в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, а также соглашений по сотрудничеству в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды. Напомним, что ранее российская сторона выступала за включение в один договор как положений о государственной границе, так и статей, касающихся принципов сотрудничества в этих сферах. Параллельно с этим документом предлагалось подписать и отдельные соглашения по сотрудничеству.
На встрече в Москве украинские и российские дипломаты пришли к еще одному принципиальному согласию. «Мы договорились относительно установления начальной точки фиксации линии государственной границы в Азовском море. Эта начальная точка является одновременно последней точкой линии сухопутной границы между Украиной и Россией. Кроме того, договорено, что конечная точка линии украинско-российской границы в Азовском море и одновременно начальная точка границы в Керченском проливе будет находиться на линии, соединяющей мыс Хрони (Украина) и мыс Ахиллеон (Российская Федерация). Было договорено, что последняя точка украинско-российской границы в Керченском проливе и начальная точка этой же границы в Черном море будет находиться на линии, которая соединяет мыс Кыз-Аул (Украина) и мыс Железный Рог (Российская Федерация)», — сказал журналистам глава украинской делегации, заместитель министра иностранных дел Александр Моцик.
Наконец, в Москве россияне согласились с украинским предложением провести поэтапную делимитацию азово-керченской акватории — вначале разделить Азов, а затем Керченский пролив. Ранее они предлагали украинским дипломатам сначала выработать общую методологию определения длины береговых линий азово-керченской акватории, а уж в последствии все разграничить одним махом. На следующем раунде переговоров, который состоится в Украине 22—23 июня, дипломаты как раз и будут вырабатывать эту методологию. В частности, будет решаться, учитывать ли лиманы при определении длины береговых линий. Это необходимо в силу того, что в международном праве существует принцип пропорциональности: чем больше длина береговой линии, тем больше акватория, над которой осуществляется суверенитет государства. Лиманы же удлиняют береговую линию…
Все это, безусловно, достижения московского раунда украинско-российских переговоров. Теперь о том, по каким вопросам Украина и Москва пока не готовы корректировать свою позицию и делать шаги навстречу друг другу. Последний раунд переговоров зафиксировал неизменность украинской позиции по Керченскому проливу: Киев настаивает, чтобы Москва подтвердила линию границы, существующей еще с советских времен. Но 20-й раунд также зафиксировал и неизменность позиции россиян. Они категорически против признания линии границы, зафиксированной решениями властей Краснодарского края РСФСР и Крымской области УССР еще в 1973 году в качестве административной и признанной государственной Верховным Советом России в 1993-м. В Москве, где высказывается озабоченность сохранением свободы прохождения российских кораблей из Черного моря в Азовское, предлагают провести границу по Керчь-Еникальскому каналу.
В переговорах по разграничению азово-керченской акватории настораживает то, что российская дипломатия ведет себя весьма двусмысленно относительно принадлежности острова Коса Тузла. Так, глава российской делегации на переговорах Виктор Калюжный несколько раз подчеркивал, что этот остров принадлежит Украине. Подтвердил он это и на последнем раунде переговоров. Вместе с тем глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров во время ратификации в Госдуме соглашения по ЕЭП и договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива заявит, что судьба этого острова Россией и Украиной пока не определена. И хотя Александр Моцик говорит, что вопрос острова Коса Тузла на переговорах не поднимается, поскольку Украина считает его неотъемлемой частью своей территории, очевидно, что россияне попытаются решить этот вопрос в свою пользу.
Притом, похоже, что вопрос принадлежности острова Коса Тузла, равно как и разграничение Керченского пролива, россияне попытаются решить руками президентов. Вовсе не случайно на переговорах Виктор Калюжный предлагает, чтобы дипломаты двух стран договорились о делимитации Азовского моря, а судьбу пролива, по примеру Каспия, пусть решают президенты. Однако пока что украинская дипломатия стоит на том, чтобы подтвердить уже существующую линию госграницы в Керченском проливе. Если россияне пойдут на это, то в Киеве готовы к компромиссу в вопросе раздела Азовского моря. Напомним: если в Москве предлагают поделить Азов пополам, то в Киеве, где отстаивают прохождение границы по принципу срединной линии и учета принципа пропорциональности, претендуют на 62% акватории моря.