UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЙ СКАНДАЛ НА СТАРОЙ ПОЧВЕ

Новый дипломатический скандал между Москвой и Тбилиси возник на старой почве. В минувший вторник ...

Автор: Максим Череда

Новый дипломатический скандал между Москвой и Тбилиси возник на старой почве. В минувший вторник Министерство иностранных дел Грузии направило ноту протеста в МИД России в связи с бомбардировкой грузинской территории в ночь на 29-е июля и утром 30-го. В документе грузинского внешнеполитического ведомства говорится, что эти бомбардировки лесных массивов у чеченского участка российско-грузинской границы — не что иное, как акт неприкрытой агрессии. И только по счастливой случайности жертвами авиаударов не стали мирные граждане Грузии.

В Тбилиси никто не сомневается в том, что бомбардировки грузинской территории связаны с последними событиями на юге Чечни, где идут бои между федеральными войсками и крупным формированием чеченских бойцов, прорвавшимся, по данным официальных источников в Москве, из Панкисского ущелья Грузии.

Российские официальные лица традиционно отрицают факт удара по грузинской территории и в свою очередь обвиняют Грузию в укрывательстве чеченских сепаратистов, отряд которых в течение нескольких дней вел бой с российскими пограничниками, а затем исчез в неизвестном направлении. Россияне утверждают, что захваченные в плен сепаратисты прошли на территорию Чечни на виду у грузинских пограничников и при их содействии.

В подтверждение этого российские масс-медиа распространили запись допроса одного из захваченных сепаратистов, который утверждает, что вооруженный отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева заплатил деньги грузинским пограничникам и таможенникам за проход через границу.

В свете последних событий министр обороны России Сергей Иванов уже заявил, что только российские войска способны навести порядок в Панкиссии. Однако грузинское руководство всегда утверждало, что самостоятельно справится с безвластием в Панкисском ущелье, где, как уверяет Москва, нашли прибежище чеченские сепаратисты. И на этот раз заместитель секретаря Совета национальной безопасности Грузии — бывший министр госбезопасности страны Джемал Гахокидзе отверг возможность проведения в Панкисском ущелье совместной операции российских и грузинских войск. По его словам, Грузия делает все, чтобы самостоятельно справиться с проблемой терроризма в Панкисском ущелье, пытаясь в то же время не задеть мирное чеченское население, поскольку это чревато возникновением новой горячей точки на территории Грузии, и без того страдающей от последствий конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.

Сразу же после обнародования заявления грузинского МИДа Эдуард Шеварднадзе, выступая по национальному телевидению, явно попытался смягчить возникшую напряженность. По его словам, российский летчик, разбомбивший летние пастбища и домик пастухов, возможно, ошибся или действовал самостоятельно, в нарушение приказа командования. Президент Грузии выразил надежду, что завершение работы над новым рамочным договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Грузией, а также его встреча с президентом Путиным поможет расставить все точки над «i».

Тем не менее, командующий войсками Грузии генерал Валерий Чхеидзе считает, что чеченские бойцы вряд ли могли попасть из Панкисского ущелья в район Итум-Кале из-за сложности рельефа. Ему вторит министр госбезопасности Валерий Хабурдзания. В интервью грузинским и иностранным журналистам он отметил, что в Чечне каждый день происходят бои-столкновения, поскольку в самой Чеченской республике находятся тысячи бойцов, продолжающих оказывать сопротивление федеральным войскам.

Новый скандал с нарушением российскими ВВС грузинского суверенитета в очередной раз поставил перед аналитиками вопрос, возможно ли проведение российскими силами антитеррористической операции на грузинской территории. Часть из них полагает, что Москва вряд ли решится на это. Ведь Грузия на подобную акцию согласия не дает и, судя по настроениям руководства этой республики, вряд ли когда-нибудь даст, а без такого согласия Москва рискует подвергнуться жесткому осуждению мирового сообщества за посягательство на суверенитет независимого государства.

Не стоит забывать, что Тбилиси регулярно выдвигает Москве претензии в поддержке местных сепаратистов. Буквально месяц назад Грузия в очередной раз обвинила Россию в оказании помощи руководству отделившейся Абхазии и в подрыве политического процесса решения грузино-абхазского конфликта. В заявлении грузинского Министерства иностранных дел отмечалось, что Россия упрощает визовый режим на границе с Абхазией и предлагает людям приобрести российское гражданство. В заявлении также осуждалась приватизация государственного имущества в Абхазии, главным образом, санаториев и домов отдыха. По мнению Грузии, подобные сделки противозаконны и поэтому не имеют юридической силы.

Кроме этого, у Тбилиси есть еще один козырь. Отныне россиянам сложно обвинять грузинские власти в нежелании сотрудничать с ними в деле борьбы с терроризмом. В середине июля они выдали России некоего Адама Деккушева, подозреваемого в подготовке и осуществлении взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года. Теперь он находится в Москве в СИЗО ФСБ «Лефортово» и дает показания следователям.

Адам Деккушев родился в 1962 году в городе Карачаевске. Спецслужбы полагают, что он непосредственно помогал главному организатору терактов, ваххабиту Ачимезу Гочияеву готовить взрывы в Москве, а затем вместе с Юсуфом Крымшамхаловым организовал и осуществил взрыв жилого дома в Волгодонске. В результате этих взрывов погибло 230 человек.

Деккушев был арестован в Грузии. Как сообщило грузинское телевидение, он оказал сопротивление при аресте и даже швырнул в сотрудников грузинского МВД, пришедших арестовывать его, гранату. Экстрадиция Деккушева стала возможной после нескольких встреч между сотрудниками оперативных служб ФСБ РФ, Министерства безопасности Грузии и представителей прокуратур двух стран.

Тем не менее, российские следователи считают, что руководители операций по взрывам в Москве и Волгодонске по-прежнему находятся в Панкисском ущелье. Это дает основание некоторым аналитикам полагать, что слова министра обороны Иванова о возможном участии российских военных в антитеррористической операции в Панкиссии нужно воспринимать серьезно. В Москве сейчас очень обеспокоены рейдами чеченских сепаратистов с грузинской территории и возможностью обострения ситуации в Чечне. Судя по всему российское руководство полно решимости ликвидировать очаг нестабильности на своих южных границах и морально готово к проведению ограниченной по масштабам военной акции на грузинской территории.

Однако не стоит забывать, что в начале этого года в Грузию прибыли американские военные советники, призванные обучать грузинскую армию методам борьбы с террористами и готовить ее к операции в Панкисском ущелье, которое используется чеченскими сепаратистами в качестве базы. Вашингтон подозревает, что последние могут быть связаны с организацией «Аль-Каида». Этот факт был воспринят многими как свидетельство зарождения особых отношений между Тбилиси и Вашингтоном. Как же отреагируют в Соединенных Штатах на возможную силовую акцию России в Панкиссии?

Российские аналитики уверены, что Москве нечего опасаться. Они говорят, что Америку в Грузии беспокоит не столько возможность российского военного вмешательства, сколько безвластие на значительной части территории Грузии, бессилие официального Тбилиси и вакуум безопасности в регионе. Ведь даже боевые вертолеты, подаренные американцами грузинским вооруженным силам, стоят на земле бездеятельно — в стране отсутствуют подготовленные специалисты, способные эксплуатировать и обслуживать боевые машины американского производства.

В этих условиях Вашингтон, получив гарантии Москвы в том, что операция не выйдет за пределы Панкиссии, вполне может согласиться на российскую военную акцию. Однако более вероятным выглядит сценарий, по которому американцы попытаются найти дипломатический компромисс. Они постараются использовать имеющиеся у них рычаги давления на грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе и убедить его в необходимости такой операции. Но в этом случае участвовать в ней будут как американские и российские, так и грузинские военные. При условии, что Вашингтон гарантирует отвод российских войск с территории Грузии после завершения операции, Тбилиси вполне может согласиться на такой вариант.

Впрочем, даже в этом случае решение так называемой панкисской проблемы невозможно гарантировать. Иностранные войска могут уничтожить базы боевиков, однако они ничего не смогут поделать с чеченским населением Панкисского ущелья, с его симпатиями и стилем жизни.