UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новые санкции против российской нефти: дьявол кроется в деталях

Что может повлиять на окончательное решение о «ценовом потолке»

Автор: Александр Харченко

Оглашение содержания нового, восьмого пакета санкций против России странами Европейского Союза засвидетельствовало кризис санкционного процесса в его энергетической части. Фактически выход из этого состояния возможен только в том случае, если Украина от призывов «давайте применять санкции» перейдет к продвижению конкретных планов санкций и подробной проработке этих планов с партнерами.

Это, в частности, касается широко разрекламированного «ценового потолка» на нефть.

На самом деле ни уровень самого потолка, ни полный механизм имплементации решения пока не определены. Какими они будут? Это зависит от результатов дискуссии между странами G7, ведь ЕС практически утвердил решение именно о присоединении к решению «Большой семерки» (как это указано в опубликованном на сайте Европейской комиссии заявлении). В этом же тексте прямо говорится: меры, которые планируется принять, будут похожи на те, что примут страны G7.

Кроме того, в заявлении сразу же объявили, что основные переговоры «о деталях» впереди. Это значит, что мы можем увидеть очень много разных «сюрпризов» в окончательном варианте принятых документов. Да и «будут похожи» не значит, что санкции ЕС будут тождественны решению, которое примет «Большая семерка». Поскольку среди членов нет, например, Венгрии с ее однозначно пророссийской — и не только в энергетической сфере — позицией.

Читайте также: В ЕС все же договорились о введении потолка цен на российскую нефть – Йозвяк

Сложность дискуссии об уровне «ценового потолка» для нефти и нефтепродуктов предполагается очень высокая. Лучшей иллюстрацией здесь может стать решение ОПЭК+ при участии России, принятое на этой неделе. Несмотря на прямые и многочисленные сигналы от многих западных стран, включая США, организация объявила о сокращении добычи на два миллиона баррелей в сутки. В США это решение восприняли крайне негативно.

Так, весьма влиятельный в Вашингтоне журнал Foreign Policy написал: «Совместное решение Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и России о сокращении добычи нефти нанесло мощный удар по планам США лишить Россию источника дохода». Действительно, личный визит президента Байдена на Ближний Восток и прошедшие переговоры не дали фактически желаемого результата. «В вопросе добычи нефти главные союзники США на Ближнем Востоке заняли позицию России. Кампания Байдена по привлечению этих стран к увеличению добычи оказалась неудачной», — констатируют в Foreign Policy.

Решение ОПЭК+ сразу привело к повышению цен на нефть BRENT с 90 до 100 долларов. Конечно, такая игра прямо на руку Москве, которая из-за санкций не может удерживать прежние объемы добычи и экспорта и заинтересована в максимизации цен. После выхода западных компаний добыча нефти в России сокращается: физически она уже упала на 17% в этом году и, по прогнозу Международного энергетического агентства, упадет на 20% до конца года.

В таких условиях уровень, на котором будет определен «ценовой потолок», и механизмы контроля над ним крайне важны. Принципиальное значение будет иметь и позиция Китая и Индии. Если эти два «альтернативных покупателя» российской нефти присоединятся к потенциально выгодному для обоих решению, — а ограничение цены на российскую нефть для этих стран привлекательно, — то результат внедрения санкций и G7, и странами ЕС будет значительно эффективнее.

Читайте также: Россия заявляет, что не будет продавать нефть странам, которые поддержат потолок цен

Дьявол введения «ценового потолка» кроется в деталях. Одно дело «цена потолка» 60 долларов за баррель. Совершенно другой результат 80 долларов (а лоббистов такого уровня цены среди нефтяных игроков хватает). Есть тысяча вопросов и по поводу жесткого контроля над контрактами и механизма его реализации: как он должен формироваться, как будет работать контроль, какие возможны наказания для нарушителей и как они будут работать… Все это будет решаться в сложнейших дискуссиях.

Другое дело — что, к сожалению, Украина пока не проявляет никакой разумной проактивной позиции в процессе переговоров. Ни для кого не секрет достаточно высокий уровень напряженности между США и ЕС, с одной стороны, и Китаем — с другой. Многие спорные вопросы и геополитическое напряжение между ними могут помешать достижению согласия.

И здесь потенциально свою роль должна сыграть Украина. Ведь именно мы больше всего заинтересованы в создании «ценового потолка». Именно у нас есть возможность максимально настаивать на постулате «меньше денег у России — быстрее закончится война». Доносить его и до Китая, и до Индии, а элиты обеих стран хоть и пользуются возможностью заработать на этой войне, но в то же время понимают все потенциальные риски, которые она привносит в мир. Конечно, делать это нужно внимательно, согласовывая свои шаги с ключевыми союзниками — США и Великобританией. «Челночная» энергетическая дипломатия Украины вполне могла бы сыграть свою роль в большой геополитической игре.

К сожалению, нет признаков того, что власти Украины создали команду, которая фокусировалась бы на этой работе.

Между тем у такой команды точно было бы несколько очень важных фронтов. Нефтяной — само собой. Сегодня такая украинская команда должна была бы предлагать нашим партнерам варианты санкционирования нарушителей «потолка» и работать «челноками» ткацкого станка переговоров, сшивая будущее соглашение.

Но следующая задача — санкции для «Росатома» (не оставлять же Запорожскую атомную электростанцию россиянам!), работа по формированию санкционного пакета в плоскости доступа России к международным исследовательским ресурсам (например, разработки термоядерных реакторов) и множество других санкционных проектов. Об ограничительных мерах по отношению к России мало просто громко заявлять в политических обращениях к международным партнерам. Над ними нужно тяжело и много работать, иначе реального результата не будет.

Больше статей Александра Харченко читайте по ссылке.