UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВАЯ ИНТИФАДА

Очередная неделя иракской интифады не стала переломной для сил коалиции. Наоборот, ситуация даже усугубилась...

Автор: Михаил Соколовский

Очередная неделя иракской интифады не стала переломной для сил коалиции. Наоборот, ситуация даже усугубилась. Сейчас уже никто не будет оспаривать тот факт, что повстанцы взяли на вооружение новую тактику — захват заложников.

Первый такой акт был осуществлен против граждан Японии. 8 апреля экстремисты захватили в заложники трех японцев: независимого фоторепортера, сотрудницу гуманитарной организации и студента-пацифиста, который самостоятельно пытался отыскать в Ираке следы обедненного урана, содержавшегося в американских авиабомбах и ракетах. Боевики, удерживающие заложников, угрожают убить их, если Токио не выведет своих военнослужащих из Ирака. Это при том, что японские военные не являются определяющей силой в коалиции. Более полутысячи солдат из Страны восходящего солнца, дислоцированных в городе Эс-Самава, помогают местным властям восстановить инфраструктуру городского хозяйства и выполняют другие гуманитарные задачи. Власти Японии категорически исключили возможность выполнения требований террористов.

Всего за последнюю неделю жертвами похитителей в Ираке стали более двух десятков иностранцев. Часть из них уже отпустили, судьба остальных неизвестна. Чаще всего, как в случае с тремя японскими заложниками, похитители используют их для того, чтобы оказать давление на США и их союзников и заставить последних вывести войска из страны.

9 апреля появилась информация о том, что в заложники попали два американца и четверо итальянцев (в Риме эти сообщения до сих пор не подтвердили). По данным австралийской телекомпании «АВС», один из американцев — шофер международной гуманитарной организации, захвачен экстремистами в пригороде Багдада. Уже несколько дней числятся пропавшими без вести два сотрудника службы безопасности немецкого посольства в Багдаде, об исчезновении которых стало известно в минувшую субботу.

В конце прошлой недели на несколько часов оказались в плену семеро южнокорейцев — активистов евангелистской церкви, а в понедельник на целый день попали в заложники семеро граждан Китая. Все они отпущены на свободу.

В воскресенье утром на шоссе Багдад — Амман неизвестные вооруженные люди захватили съемочную группу Чешского общественного телевидения: корреспондента и оператора. В Ираке пропал также корреспондент чешского радио.

12 апреля неизвестные похитили девятерых специалистов российской компании «Интерэнергосервис» (граждан России и Украины), которых на следующий день отпустили. Так и осталось тайной, кто их захватывал, поскольку ни одна организация не взяла на себя за это ответственность, неизвестны также и мотивы похищения.

Пока что никто не знает о судьбе американца Томаса Хэммилла, захваченного ранее. По сообщению арабского телеканала «Аль-Джазира», его похитители требуют остановить операцию в Эль-Фаллудже. Среди иностранных граждан, взятых в заложники в Ираке, оказались два палестинца из Восточного Иерусалима, имевшие несчастье обладать израильскими паспортами.

Наиболее трагично на момент написания статьи сложилась судьба четверых специалистов американского нефтяного концерна «Халлибертон», пропавших под Багдадом неделю назад. Их тела нашли изувеченными до неузнаваемости.

Всего за неделю в Ираке похищены граждане тринадцати государств. Однако точное число заложников никто из дипломатов не называет. Неудивительно, что все больше и больше стран выражают опасения по поводу безопасности своих соотечественников в Ираке. Несколько государств настоятельно рекомендуют своим подданным покинуть эту страну.

Складывается впечатление, что ситуация в Ираке окончательно выходит из-под контроля оккупационных властей временной администрации, и экстремистские группировки, похитившие в том числе и наших сограждан, просто-напросто действуют по собственному разумению, хватая в заложники любых людей неарабской внешности.

Волна похищений, прокатившаяся по Ираку, удивления не вызывает. Скорее, наоборот, — почему ее так долго не было. Подобная практика имеет место повсюду от Колумбии и Сомали до Филиппин и Йемена. Поэтому в среде журналистов, путешествующих по стране, уже долгое время считалось, что угроза похищения иностранцев давно назрела. Ведь Ирак на значительной части своей территории представляет собой пространство, на котором отсутствует закон.

Первые похищения богатых иракцев и их детей начались уже через несколько дней после окончания войны. Требование выкупа — верный способ быстро получить деньги. Однако сегодня ситуация коренным образом изменилась. Если ранее террористы при похищениях людей руководствовались главным образом меркантильными соображениями, то сегодня у похитителей в Ираке, как и некогда в Ливане, преобладают политические мотивы. Цель террористов — добиться вывода иностранных сил из страны.

Действительно, возникновение в Ираке ливанской ситуации и похищения людей не только из экономических, но и из политических соображений было лишь вопросом времени. Во время гражданской войны в Ливане с 1975 по 1990 годы захват заложников с последующим требованием выкупа и выдвижением политических ультиматумов было обычным делом. Занимались этим шиитские боевики из организации «Хезболла», похищавшие иностранцев из пригородов Бейрута и удерживающие некоторых их них в плену в течение нескольких лет. Причем началось это не в первые годы гражданской войны, а так же, как и в Ираке, вследствие иностранной интервенции — после того как в 1982 году в Ливан вошли израильские войска, а позже, после взрыва посольства США, американские военные корабли подвергли страну артиллерийскому обстрелу. Со временем похищения достигли совершенно неконтролируемых масштабов — заложников обменивали как игральные карты. И, похоже, что в Ираке с его неисчислимыми суннитскими партизанскими группами и шиитскими боевиками с одной стороны, и тысячами хорошо узнаваемых и свободно передвигающихся по стране иностранцев — с другой, повторяется этот сценарий.

А ведь ответственность за безопасность иностранных граждан в Ираке несет коалиция. В соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН №1483 от 22 мая прошлого года США и Великобритания были признаны оккупирующими державами. В соответствии с нормами международного гуманитарного права они напрямую ответственны за обеспечение безопасности гражданского населения на территории Ирака — как граждан Ирака, так и иностранцев, которые на законных основаниях находятся на территории страны.

Тем не менее союзники продолжают повторять одни и те же ошибки. И дело не только в заложниках. Возьмем, к примеру, вопрос неконтролируемого «растекания» оружия по иракской территории. За несколько месяцев до начала иракской кампании американские да и европейские СМИ были полны сообщений о бесполезности обычного стрелкового оружия, ручных гранат и примитивных минометов против сверхсовременной техники. Сегодня даже приблизительных данных о наличии на руках у населения Ирака оружия нет ни у командования коалиционными силами, ни у спецслужб, ни у иракской полиции. Говорят, что едва ли не у каждого взрослого иракца или даже подростка может быть пистолет, карабин или автомат. После свержения Саддама Хусейна был период, когда только ленивый не участвовал в разграблении арсеналов полиции и спецслужб павшего режима. Кроме стрелкового оружия, в руки толпы попало огромное количество мин, гранат и других боеприпасов, жертвой которых впоследствии становились как сами владельцы смертоносного оснащения, так и солдаты США и стран коалиции.

Одним из наиболее опасных предметов, во множестве попавших в руки повстанцев, стал гранатомет советского производства РПГ-7, известный у нас под названием «муха». На протяжении трех десятков лет он тысячами поставлялся дружественным Советскому Союзу режимам. Именно этим оружием, легко переносимым одним человеком, пробивающим стальную броню и не требующим от пользователя практически никаких специальных навыков, оснащены боевики предводителя иракских шиитов Муктады аль-Садра.

Впрочем, в руки повстанцев все чаще попадает и оружие из арсенала вновь создаваемой полиции Ирака. К тому же у сил международной коалиции нет возможности контролировать фактически открытые границы страны с Ираном и Иорданией, а это — неисчерпаемый источник пополнения амуниции и боеприпасов. По злой иронии судьбы, от воздействия оружия массового поражения, в наличии которого в Ираке американское руководство было уверено, пока не пострадал ни один солдат, а от обычных пуль и гранат погибли уже сотни.

И утечка легкого стрелкового оружия является не единственным просчетом командования коалиции. Картина, сопровождавшая восстание, происшедшее на прошлой неделе под руководством Муктады аль-Садра, поразительно напоминает события годичной давности, когда сразу после падения Багдада город захватили мародеры.

В обоих случаях американская администрация была не готова предотвратить очевидное. По информации «Вашингтон пост», один из официальных представителей американских властей признал, что на случай начала восстания шиитов-экстремистов не существовало даже до конца разработанного плана действий. А ведь «Армия Махди» возникла и окрепла не за один день.

Американская пресса отмечает, что вместо признания своих ошибок администрация США без конца говорит о появлении очередного мирового злодея, виновника всех ее бед. В июле прошлого года, когда были уничтожены сыновья Саддама, Белый дом самоуверенно объявил о скором окончании иракского сопротивления. В декабре в качестве аргумента использовался факт поимки самого Саддама. Еще полтора месяца назад сопротивлением вроде бы управляла «Аль-Каида», и корнем зла был объявлен Абу Мусаб.

А теперь появился новый злодей. На этой неделе командование союзников объявило, что задачей войск США является захват или уничтожение Муктады аль-Садра. Что ж, возможно, к моменту выхода этого номера «ЗН» из печати с ним уже будет покончено. Благо место нахождения аль-Садра известно, а коалиция стягивает силы для решительного удара по его штаб-квартире. Значит, скоро опять будет объявлено о том, что «отныне жизнь пойдет по-иному».

Но в это уже мало кто верит. Совершенно очевидно, что в Ираке невозможно навести порядок, просто убирая экстремистских лидеров одного за другим. Ведь на их место всегда придут другие. Совершенно ясно, что в этой стране коалиции противостоит масштабное религиозное и националистическое движение, которое используется, но никак не контролируется какими бы то ни было дежурными злодеями.