UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ноша альянса

Для Североатлантического альянса нет сегодня более важной проблемы, чем Афганистан. Приняв в 2003 г...

Автор: Владимир Кравченко

Для Североатлантического альянса нет сегодня более важной проблемы, чем Афганистан. Приняв в 2003 году командование Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF), НАТО серьезно увязло в проблеме, эффективного решения которой пока не видно. Альянс ищет способ стабилизировать ситуацию в стране. И одновременно достойно уйти из Афганистана. Ведь вывода подразделений требует внутриполитическая ситуация в самих странах-контрибуторах: поскольку обстановка в Афганистане никак не стабилизируется, общественность недовольна присутствием подразделений в стране, где жизнь солдат постоянно находится под угрозой. Но что будет с этой страной после вывода войск? Сможет ли нынешнее афганское правительство контролировать ситуацию и успешно противостоять талибам? Если афганская операция провалится, то это не только нанесет серьезный удар по НАТО. Последствия будут губительными для всего Центральноазиатского региона.

Результаты афганской кампании пока оцениваются критически, поскольку террористическая угроза, исходящая из Афганистана, не уменьшается. Несмотря на полученные поражения, движение «Талибан» сумело возродиться, и активность талибов в последние годы резко возросла. Их влияние усилилось не только в сельской глубинке, но и в городах. Действия сторонников этого движения становятся все более масштабными и скоординированными, а боевые столкновения с правительственными войсками и подразделениями коалиции происходят практически ежедневно. Причем не только на юге страны, но и в центральной части Афганистана и даже на севере. При этом в стране очень сильны позиции наркобизнеса.

Способность же правительства Хамида Карзая контролировать ситуацию ни у кого не вызывает иллюзий. Поляризация афганского общества, слабость в сфере управления, экономические проблемы — все это лишает нынешние афганские власти поддержки населения, которое к тому же видит в афганском президенте американского приспешника: слабость армии заставляет президента опираться на военных ISAF. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, Карзай делает ставку на полевых командиров и глав родовых кланов. Подобная политика, как замечают американские дипломаты, не соотносится с попытками ISAF создать сильные государственные структуры и профессиональные силы безопасности.

В этом, кстати, кроется главное отличие Афганистана от Ирака, в котором Соединенные Штаты и его союзники сумели обуздать насилие, сделав ставку на политиков и группы, заинтересованные в стабилизации страны. В Афганистане у сил коалиции таких партнеров нет.

Изменить ситуацию не смогло и принятое Бараком Обамой полтора года назад в рамках новой афганской стратегии решение увеличить численность американского контингента до ста тысяч человек. Афганистан уже давно показал, что решение проблемы лежит не только в военной области, но и в тесном партнерстве с Пакистаном и в диалоге с талибами. Но переговоры с различными представителями движения «Талибан», которые ведут как участники коалиции, так и члены афганского правительства, пока не приводят к перелому ситуации: талибы все также активно сражаются с войсками коалиции и подразделениями афганской армии. При этом позиции Кабула, президента Хамида Карзая на этих переговорах значительно ослабляет невысокая боеспособность афганской армии и местных сил безопасности, которые не способны самостоятельно поддерживать мир в стране. Поэтому силы коалиции пытаются исправить ситуацию, усиленно обучая афганскую армию. Готова принять участие в подготовке специалистов для афганских сил безопасности и Украина. О чем и заявил во время Лиссабонского саммита НАТО глава украинского внешнеполитического ведомства Константин Грищенко.

Напомним, что в Афганистане с 2007 года находится украинский миротворческий персонал. На сегодняшний день он насчитывает 14 офицеров. Они не участвуют в боевых операциях. Трое из них проходят службу в штабе ISAF в Кабуле. Остальные работают в составе литовской группы по восстановлению северной провинции Гор. Впрочем, их численность может быть увеличена. Пару месяцев назад министр обороны Украины Михаил Ежель сообщил о готовности направить в страну еще восемь офицеров: указ президента, подписанный Виктором Ющенко 15 января 2010 года, предусматривает, что в Афганистане в составе миротворческого персонала может находиться тридцать человек.

Несмотря на непростую ситуацию в Афганистане, альянс все же будет выводить войска. На Лиссабонском саммите НАТО, где афганская тема была одной из основных в повестке дня, принято решение о начале передачи весной ответственности за поддержание безопасности в руки афганцев. В декларации, одобренной главами государств и правительств стран, участвующих в международной коалиции под командованием НАТО, записано, что уже в 2011 году в Афганистане начнется передача некоторых провинций под контроль Кабула. Полный контроль над территорией Афганистана будет передан правительству к концу 2014 года. (Специальный помощник президента США Барака Обамы по Афганистану и Пакистану Дуглас Лью, комментируя планы по выводу войск, не сомневается, что силы коалиции продолжат оказывать поддержку Афганистану и после передачи контроля за безопасностью афганской армии и полиции.)

Это подтвердил Барак Обама во время своего краткого визита в Афганистан на минувшей неделе. Для американского президента по мере приближения президентских выборов афганская проблема становится все более актуальной. В свою очередь и Великобритания готовится в 2011-м начать вывод своих подразделений. О чем заявил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, посетивший Афганистан с необъявленным визитом вслед за Бараком Обамой.

В настоящее время в состав ISAF входят около 150 тыс. военнослужащих. НАТО планирует в?начале следующего года вдвое сократить свое военное присутствие в Афганистане. Впрочем, решения будут приниматься в зависимости от ситуации на месте, по рекомендации командующего ISAF генерала Дэвида Петреуса, причем отдельно по каждому району. При этом генерал Петреус отмечает, что речь не идет о том, чтобы союзнические силы «устраивали гонку по поводу скорейшего вывода войск»: некоторые части действительно можно отправить домой, другие же подразделения могли бы брать на себя иные задачи в различных районах Афганистана. «Однако это зависит, прежде всего, от ситуации на местах», — уточнил командующий в интервью немецким журналистам.

Министр обороны Роберт Гейтс и глава Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Майк Маллен заявили, что считают 2014 год вполне реальной датой, когда афганским силам безопасности будет передан контроль над территорией страны. Но не все союзники Соединенных Штатов по коалиции уверены в реалистичности этого графика, учитывая угрозы нынешнему афганскому правительству со стороны «Талибан» и «Аль-Каиды». Еще до Лиссабонского саммита Хамид Карзай заявлял, что до 2014 года Кабул будет не в состоянии обеспечить порядок в стране. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, например, считает, что «все мы осторожны в отношении даты и знаем, что 2014 год не станет окончательным завершением миссии, поскольку будет еще переходный период». В свою очередь и генсек альянса Андерс Фог Расмуссен подчеркивает, что войска коалиции могут остаться в Афганистане и после 2014 года, до тех пор, пока не будут достигнуты цели афганской операции.

Осторожно в своих оценках и российское руководство, которое пошло на серьезное сотрудничество с Североатлантическим альянсом в афганском вопросе: ISAF заинтересован в уменьшении зависимости от Пакистана при транспортировке грузов. Москва согласилась на расширение транзита грузов НАТО через российскую территорию, которая должна стать альтернативой путям снабжения через Пакистан, где натовские конвои все чаще подвергаются нападениям талибов. При этом транзит грузов через российскую территорию будет двусторонним: как в Афганистан, так и обратно. Кроме того, Россия дала принципиальное согласие на поставку стрелкового оружия и нескольких десятков военных вертолетов, а также приступила к подготовке афганских летчиков, технических специалистов и обучению афганских подразделений по борьбе с наркотиками. (Любопытно, что Киев полтора года назад также вел разговоры о поставках в Афганистан вертолетов и отправке группы вертолетчиков. Но, учитывая возможную резкую реакцию тогдашней оппозиции, администрация Виктора Ющенко отказалась от этих планов.)

Подход Кремля прагматичен: Москва ощущает угрозу для национальной безопасности страны в случае дальнейшей дестабилизации ситуации в Афганистане и усиления позиций талибов. В России хорошо помнят, к чему привело свержение моджахедами режима Наджибуллы в 1992-м, лишенного военной поддержки со стороны Москвы и Запада. Так и падение правительства Хамида Карзая самым плачевным образом отразится не только на всем Центральноазиатском регионе, но и на районах России, населенных преимущественно мусульманами. Прежде всего, на Северном Кавказе.

Несмотря на заявленные планы НАТО начать вывод солдат из Афганистана, для Вашингтона сейчас крайне важно, чтобы союзники не покинули эту страну до 2014 года. Госсекретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон, например, уже заявила о том, что администрация Обамы хотела бы, чтобы Новая Зеландия не?выводила свои войска из Афганистана: возвращение 40 новозеландских спецназовцев домой запланировано на март 2011 года. Но прислушаются ли в странах-контрибуторах к этим призывам? Ведь в некоторых странах афганская проблема уже становилась поводом к серьезному внутриполитическому кризису, послужившему причиной распада правящей коалиции. Впрочем, это не мешало странам-участникам коалиции и далее продолжать выполнять взятые на себя обязательства в рамках ISAF.