UA / RU
Поддержать ZN.ua

Неудавшаяся революция

Почему в Кыргызстане арестовали бывшего президента.

Автор: Алексей Коваль

Киргизы, пожалуй, самая политически активная нация в Центральной Азии.

Свидетельством тому может быть уже две революции (первая вполне мирная - "тюльпановая" - в 2005-м и вторая, сопровождавшаяся насилием, в апреле 2010-го), которые снесли с политического Олимпа двух президентов - Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.

Киргизы и по менее важным поводам готовы устраивать протесты. Но этой "легкостью на подъем" своих граждан часто стремятся воспользоваться из корыстных интересов местные политики. Поляризацию и напряжение в обществе легко использовать, чтобы отвлечь внимание от существующих в жизни страны проблем - непотизма, коррупции и трайбализма, нарушений закона.

В начале августа новости из Кыргызстана оказались на первых полосах мировых СМИ: власти страны решили упечь за решетку бывшего президента Алмазбека Атамбаева, которого обвиняют в коррупции. Но после событий, о которых пойдет речь ниже, его могут судить за подготовку государственного переворота или организацию новой революции.

Правление Алмазбека Атамбаева в 2011–2017 гг. было для Кыргызстана периодом относительной стабильности. Он не пытался продлить свое пребывание на посту главы государства (принятые в июне 2010 г. поправки в Конституцию КР подразумевают только один шестилетний срок президентства), а поддержал на выборах президента своего политического соратника и премьер-министра Сооронбая Жээнбекова. 15 октября 2017 г. тот победил на выборах, набрав 54,22% голосов.

Лояльный "тихоня" Жээнбеков, никогда не говоривший "я", а употреблявший в выступлениях "мы", выглядел надежным продолжателем дела уходящего президента. Жээнбеков в своей инаугурационной речи заявлял, что Атамбаев проявил себя как истинный демократ, ввел в стране новую политическую культуру, заложил основы для развития страны.

Атамбаев же решил остаться лидером влиятельной социал-демократической партии, хотел заниматься историческими и лингвистическими исследованиями, а также бизнесом. Впрочем, его идеей фикс долгие годы оставалась конституционная реформа, которая бы превратила Кыргызстан в парламентскую республику.

Однако вскоре отношения Атамбаева и Жээнбекова испортились. На посту главы государства "тихоня" сразу показал себя "непримиримым борцом с коррупцией" и под этим предлогом начал убирать из властных структур ставленников и соратников Атамбаева. За короткий срок он подмял под себя правительство, парламент (Жогорку Кенеш), силовые ведомства. Атамбаев сказал в одном из интервью, что незаметный Жээнбеков долго прятался за его спиной, а когда надобность в этом отпала, он всадил нож в эту спину.

С конца прошлого года Атамбаев начал открыто заявлять о планах вернуться в большую политику в ходе парламентских выборов 2020 г. Чтобы воспрепятствовать этим планам, президент Жээнбеков фактически развалил некогда их общую социал-демократическую партию, пытаясь сделать ее функционеров подконтрольных себе, а несогласных упечь за решетку.

Весной уже и сам экс-президент становится фигурантом дела по статье "коррупция". Его обвинили в причастности к освобождению из тюрьмы в 2013 г. чеченского вора в законе Азиза Батукаева. Именно по этому делу его пытались привлечь в качестве свидетеля. Атамбаев назвал обвинение абсурдным и политически мотивированным.

Дело Батукаева стало формальным поводом для Жээнбекова в мае с.г. утвердить закон, позволяющий привлекать бывших президентов к уголовной ответственности. В июне парламент большинством голосов поддержал снятие неприкосновенности с Алмазбека Атамбаева, в случае если Генеральная прокуратура найдет в его действиях на посту главы государства преступный умысел.

Сторонники Атамбаева назвали все происходящее политической расправой, обжаловали закон о лишении экс-президента неприкосновенности и не реагировали на повестки в суд, которые Атамбаеву направляли 8, 10, 19 июля. Сам же Атамбаев в какой-то период, очевидно, решил прибегнуть к революционным мерам. Он уже считал, что режим Жээнбекова начинает напоминать ему "бакиевский", идет реставрация семейно-кланового правления в стране.

Необходимо принять во внимание, что Жээнбеков считается представителем южных кланов, а Атамбаев - уроженец севера. Неподалеку от своего родового села Арашан, в селении Кой-Таш в 20 км южнее Бишкека, экс-президент организовал т.н. "народный штаб", где собирались его сторонники, родственники и просто сочувствующие.

Наблюдая за всем происходящим в столице из своей укрепленной резиденции, которую уже начали называть "Койташской народной республикой", Атамбаев, очевидно, полагал, что у него есть народная поддержка, которая позволит бросить вызов Жээнбекову. В конце июня он открыто заявил журналистам: "Буду отстреливаться, если меня приедут арестовать".

Местная пресса и эксперты уже писали, что "революцию" стоило ожидать к осени. Другие предполагали, что президент Жээнбеков едва ли будет спокойно наблюдать за усилением оппонента и подготовкой "народного восстания".

Вот эти события в итоге и привели к неожиданному штурму резиденции Атамбаева в Кой-Таше вечером 7 августа. Впрочем, он оказался неудачным. Пострадали несколько десятков человек, погиб один из спецназовцев, а шестеро были захвачены сторонниками экс-президента. Причем Атамбаев очевидно оклеветал себя, утверждая, что это он стрелял из огнестрельного оружия по правоохранителям.

Неудача первого штурма, сопротивление сторонников и родственников Атамбаева заставили правоохранителей провести более умело и организовано задержание экс-президента. Атамбаев пошел на переговоры с целью не допустить еще больших жертв и в итоге сдался властям. Те, как и ожидалось, сразу после допроса предъявили ему целый перечень новых обвинений (организация массовых беспорядков, захват заложников и т.д.) и упекли за решетку до 26 августа. По последним данным, арестованный экс-президент не жалуется на условия содержания в СИЗО Госкомитета национальной безопасности.

Горячие головы из числа сторонников Атамбаева вечером 8 августа предприняли поход на Бишкек. Однако ночные беспорядки, в которых участвовало до полутора тысяч мужчин в центре киргизской столицы, были быстро локализованы правоохранителями. Сторонники Атамбаева забрасывали камнями машины полицейских и городские автобусы, разбили камеры видеонаблюдения, подожгли несколько мусорных баков на центральных улицах.

На этом и завершилась очередная, но неудавшаяся революция в Кыргызстане.

segodnya.ua

На следующий день власти закрыли принадлежавший Атамбаеву оппозиционный телеканал "Апрель" и провели аресты и задержания еще ряда активных сторонников экс-президента. Объявили в розыск тех, кто активно оказывал сопротивление в Кой-Таше 7–8 августа. Скорее всего, новую ситуацию в стране Жээнбеков использует для дальнейшей консолидации власти с целью победы своих сторонников на парламентских выборах 2020 г.

За ситуацией в Кыргызстане внимательно наблюдают в России и Китае, экономические и политические интересы которых тесно переплетаются в этой стране.

В период правления Атамбаева внешнеполитические ориентиры Бишкека существенно изменились. До него киргизские лидеры пытались проводить сбалансированную политику в отношении Москвы, Пекина и Вашингтона, а опытный дипломат и первая женщина-президент страны Роза Отунбаева (в переходный период после революции в 2010–2011 гг.) прилагала усилия по расширению отношений с Европейским Союзом.

Атамбаев же фактически поссорился с тогдашним президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым из-за того, что тот вмешивался во внутреннюю политику Кыргызстана. "Побил горшки" с Тайипом Эрдоганом. И, к большой радости Москвы, добился того, что летом 2014 г. была закрыта американская военная база в Манасе.

"Крен" в сторону Москвы еще более усилился после того, как 12 августа 2015 г. Кыргызстан официально вступил в Евразийский экономический союз. Одновременно Атамбаев пытался снизить эту зависимость от РФ через поиск иностранных инвесторов для крупных проектов на Ближнем Востоке и в Азии. В частности, Китай ссудил Кыргызстану
1,7 млрд долл. на 20 лет и начал помогать в реализации масштабных проектов: прокладке новой трассы "Север-Юг" из Бишкека в Ош, построил линию электропередач мощностью 500 кВ "Датка-Кемин", модернизировал Бишкекскую ТЭЦ-1 и ряде других.

Но при президенте Жээнбекове как раз китайские кредиты и их неэффективное использование стали как еще одним основанием для уголовных дел и арестов в отношении сторонников и партнеров Атамбаева, так и в целом для критики экономической политики экс-президента, за которую раньше ему воздавали похвалы. В январе дошло даже до антикитайских митингов и протестов киргизов.

Таким образом, при Жээнбекове зависимость от России лишь усилилась. А в процессе "несостоявшейся революции" в Кыргызстане Москва попыталась сыграть роль арбитра или модератора в конфликте Жээнбеков-Атамбаев. Оба лидера поочередно получили аудиенцию у Путина в Москве, причем к хозяину Кремля Атамбаева доставили спецбортом с российской военной базы в Канте 24 июля.

Власти Кыргызстана разрешили этот "московский вояж" экс-президента, когда тот уже был загнан в угол. Путин же по-дружески посоветовал Атамбаеву не начинать новой революции, а поддержать действующего главу государства. В общем, Жээнбеков фактически получил сarte blanche из Москвы на арест экс-президента, если тот будет и далее упрямиться. Взамен же, очевидно, пообещал оставаться верным курсу на дальнейшее политическое и экономическое сближение Кыргызстана с Россией.