UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непредсказуемый сосед

Россия подталкивает Швецию и Финляндию к вступлению в НАТО

Автор: Владимир Кравченко

Действия Кремля в Украине заставили северных соседей России задуматься о своей безопасности. Вновь, как и в 2008 г. после российско-грузинской войны, в Швеции и Финляндии усиливаются голоса сторонников вступления в НАТО, призывающих пересмотреть оборонную доктрину - отказаться от политики нейтралитета и ориентации на самостоятельную оборону. Среди них - лауреат Нобелевской премии мира, бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. И, по словам финских и шведских политиков, из-за действий России в Украине сегодня Швеция и Финляндия оказались ближе к членству в Североатлантическом альянсе, чем когда-либо.

Еще задолго до украино-российской войны шведские военные провели оценку состояния обороноспособности страны. Результаты оказались неутешительными. В декабре 2012 г. глава шведского генерального штаба Сверкер Йорансон заявил, что в случае ограниченного вооруженного нападения Швеция могла бы обороняться только неделю. Финские военные эксперты, указывая на рост военной угрозы со стороны России, также критически оценивают обороноспособность своей страны.

Такое положение дел - естественное после окончания холодной войны, когда правительства североевропейских стран в рамках пересмотра своей оборонной политики сокращали военный бюджет и уменьшали численность вооруженных сил. В результате это привело к ослаблению оборонного потенциала.

Действия "переменчивой и непредсказуемой" Москвы в Украине и Грузии, активизация присутствия России в Арктике, наконец, постоянные маневры у шведских и финских границ говорят об усилении внешней угрозы. И это остро поставило вопрос об эффективности обороны. При этом в Стокгольме и Хельсинки понимают: в мире не так много стран, способных самостоятельно содержать полномасштабные и сбалансированные вооруженные силы, а значит - и обеспечить собственную безопасность.

Это подвело Стокгольм и Хельсинки к важному шагу: в мае министры обороны Швеции и Финляндии подписали План оборонного сотрудничества двух стран. Он предполагает совместные военные учения авиации, армии и флота, а также использование материальных ресурсов обеих стран. Планом также предусмотрена оценка целесообразности создания совместных авиационных и морских объединений.

Подписание документа - важный политический шаг. Глава финского оборонного ведомства Карл Хаглунд заявил, что новый этап сотрудничества двух стран прокладывает дорогу для создания в будущем оборонного союза Финляндии и Швеции. В шведской прессе тогда отметили, что такого военного сотрудничества двух стран не было с 1809 г., когда закончилась последняя шведско-русская война, и Финляндия, перестав быть частью Шведского королевства, стала частью Российской империи.

Углубление двустороннего военного сотрудничества Стокгольма и Хельсинки - это один из путей, по которому идут шведские и финские политики и военные, пытаясь усилить безопасность своих стран. Этот вариант дополняется также сотрудничеством в рамках NORDEFCO (Североевропейское оборонное сотрудничество). В организацию, созданную в ноябре 2009 г., помимо Швеции и Финляндии входят Норвегия, Исландия и Дания. Задача данного регионального объединения - уменьшение расходов на оборону и повышение эффективности армии, флота и авиации пяти стран Северной Европы.

Этот союз североевропейских стран занимается пополнением материальной базы для общих целей, совместной разработкой технологий, имеющих оборонное значение, а также проведением совместных учений и повышением уровня образования скандинавских военных. NORDEFCO оказался эффективным инструментом с точки зрения повышения обороноспособности, но это не привело к сокращению военных расходов его стран-участниц.

Впрочем, сотрудничество в рамках NORDEFCO привлекательно для тех шведов и финнов, которые выступают против пересмотра нынешнего военно-политического статуса Швеции и Финляндии. Они также приветствуют и военное сотрудничество в рамках Европейского Союза. Кстати, членство Швеции и Финляндии в ЕС и их участие в европейской политике безопасности и обороны дает основание местным политикам говорить о том, что их страны уже отошли от своей традиционной политики нейтралитета. Ведь Стокгольм и Хельсинки имеют обязательства перед Евросоюзом и должны их соблюдать, даже несмотря на свой декларируемый нейтралитет.

Но помимо этих способов укрепления своей обороноспособности, Стокгольм и Хельсинки также углубляют сотрудничество с НАТО. Швеция и Финляндия, будучи членами "Партнерства ради мира", активно участвуют не только в военных учениях альянса, но и в Международных силах содействия безопасности в Афганистане: в их состав они отправили свои контингенты. Впрочем, вступление этих североатлантических стран в альянс - дело не сегодняшнего дня. Причина - общественные настроения в странах Северной Европы.

Как в Швеции, так и в Финляндии большинство военных выступают за вступление в НАТО. Да и многие ведущие политики являются сторонниками членства в Североатлантическом альянсе. В целом их аргументы сводятся к следующему: только вступление в НАТО сможет защитить Финляндию и Швецию от агрессии со стороны России. Вступивший на этой неделе в должность премьер-министра Финляндии Александр Стубб - один из таких политиков. Как и его предшественник Юрки Катайнен: после аннексии Россией Крыма и начала военных действий на Донбассе он заявил, что в нынешних условиях Финляндия и Швеция должны вступить в НАТО. Подобные настроения у политиков и в Швеции.

Вице-премьер шведского правительства Ян Бьерклунд нынешней весной призвал политиков рассмотреть изменения в национальной оборонной доктрине. "Кризис в Украине продемонстрировал, что нам необходимо вернуться к первоначальной доктрине, чтобы мы смогли защитить свою территорию. Этот кризис показал незащищенность Балтийского моря. Мы должны усилить здесь наше присутствие и возможности. Членство в НАТО является лучшим вариантом в долгосрочной перспективе", - заявил шведский вице-премьер-министр.

Эти же настроения характерны и для представителей бизнеса двух стран. Например, председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа, возглавлявший комиссию по определению перспектив всеобщей обязанности, заявил: "Обороне Финляндии будет крайне нелегко справиться в одиночку с поставленными перед ней на следующие 20 лет задачами. НАТО является лучшим средством осуществления инвестиций, которые требуют, в первую очередь, ВВС". По словам Сииласмаа, за кулисами его взгляды разделяют практически все специалисты, тесно связанные с планированием обороны, а в публичном пространстве тон высказываний совсем другой.

Разговоры о вступлении в НАТО вызывают бурную реакцию в шведском и финском обществе. В парламентах Швеции и Финляндии действительно много противников изменения военно-политического статуса. Опасения вызваны главным образом Россией. В Финляндии, например, опасаются, что вступление вызовет острую реакцию Москвы и спровоцирует российскую агрессию против их страны. Тем не менее, поддержка понемногу растет. В 2010–2011 гг., по опросам общественного мнения, около 70% финнов возражали против членства Финляндии в альянсе. По данным на начало 2014 г., число противников вхождения в НАТО упало до 59%, а число сторонников вхождения в альянс составило 22%.

В Швеции также наблюдается рост сторонников отказа от нейтралитета. По данным Ведомства защиты и боеготовности (MSB), обнародованным в январе 2014 г., сторонниками членства страны в НАТО оказались 36% жителей королевства: за два последних года их стало на 8% больше. Впрочем, количество сторонников членства страны в НАТО постоянно колеблется. И это говорит о том, что при определенной информационной работе их число может значительно возрасти.

Общественные настроения в Швеции и Финляндии, в свою очередь, сказываются на действиях правительств этих стран. И до недавнего времени политики, поддерживавшие вступление в НАТО, не предпринимали никаких решительных действий. Украино-российская война, возможно, изменит это положение. Ведь, как заметил в свое время один шведский политик, "политические партии не должны безоговорочно следовать общественному мнению. Их главная задача - влиять на него".

Во всяком случае, Александр Стубб во время своей предвыборной кампании обещал в случае своей победы активизировать работу по присоединению Финляндии к Североатлантическому альянсу. В самом же НАТО готовы к вступлению этих стран. "Они соответствуют всем необходимым требованиям, чтобы стать членами НАТО. Сказав это, добавлю, что не буду вмешиваться в дебаты в Швеции и Финляндии. Это должно быть национальным решением", - заявил в мае генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен.

Перспективы вступления североевропейских стран в НАТО вызывают у Кремля крайне резкое неприятие. В Финляндии хорошо помнят выступление летом 2012 г. тогдашнего начальника российского Генштаба Николая Макарова в университете Хельсинки перед аудиторией Курсов национальной обороны. Российский генерал без всяких экивоков заявил, что сотрудничество Финляндии и НАТО представляет угрозу для безопасности России, и призвал Хельсинки усилить сотрудничество с Москвой в военной сфере. В общем, Кремль и далее рассматривает Финляндию как зону российских интересов.

Но перспективы Стокгольма и Хельсинки в НАТО во многом зависят от дальнейших шагов Владимира Путина в Украине и Балтийском регионе. И хотя это не является целью России, но по мере усиления российской агрессии следует ожидать и роста поддержки вступления Швеции и Финляндии в альянс среди населения этих стран. Впрочем, пока данные соцопросов показывают, что хотя у финнов и шведов отношение к НАТО изменилось, тем не менее, у граждан Финляндии наиболее популярным остается идея оборонного союза со Швецией, а не вступление в альянс, а шведы отдают предпочтение традиционному нейтралитету.