В то время как некоторые западные столицы колебались с предоставлением поддержки Украине в противостоянии российской агрессии, Рим оказался неожиданным союзником. Италия, которую многие считали «троянским конем» России в Европе, неоднократно проявила себя на правильной стороне истории.
Вспомним, что именно министр иностранных дел Луиджи ди Майо прилетел в Киев 15 февраля, в день возможного начала вторжения РФ и уже после того, как ряд западных дипломатов покинули столицу. Позже посол Италии в Украине Пьер Франческо Дзадзо стал одним из первых послов стран Западной Европы, вернувшихся в Киев после временного пребывания во Львове.
Однако речь идет не только о символических шагах. Среди десяти государств — членов Европейского Союза, которые, безусловно, поддерживают предоставление Украине статус кандидата в члены ЕС, президент Владимир Зеленский назвал Италию. Опять же, единственную среди стран Западной Европы. Уже 1 марта правительство Италии утвердило решение о поставке Украине зенитных ракет Stinger, минометов и противотанковых комплексов «Милан». Сейчас готовится уже третий пакет помощи включительно с тяжелым вооружением.
Рим также очень быстро определился с позицией о газовом эмбарго. Несмотря на то, что страна на 40%зависит от российского газа. На фоне первых лет после начала российской агрессии в 2014-м, когда Италия каждые полгода делала Украине «нервы», грозясь заблокировать секторальные санкции против РФ, текущая политика итальянского руководства — разительный и для многих неожиданный контраст.
В чем причина такого резкого изменения? Главных причин две, и коротко их можно сформулировать так: Украине повезло, а Россия доигралась.
Токсичный партнер
Везение Украины состоит в том, что время самых больших испытаний в ее новейшей истории пришлось на премьерство Марио Драги. В противоположность «ветерану» итальянской политики скандальному Берлускони или праворадикалам во главе с Маттео Сальвини, Драги — евроатлантический фланг итальянской политической верхушки. Конечно, вполне в духе итальянской политической традиции, он долго оставался приверженцем поиска диалога с Россией и лишь в середине апреля, когда война длилась уже почти два месяца, признал, что переговоры с лидером РФ — все же напрасны. Впрочем, несмотря на поиски диалога, практические действия Италии по поддержке Украины были правильными и своевременными.
И еще важнее то, что эту политику поддерживают итальянское общество и члены парламентской коалиции. Своими действиями Россия сумела настроить против себя даже такую благосклонную к ней страну, как Италия. Российский фактор стал фактором внутренней политики, к тому же фактором токсичным.
В Италии еще помнят скандал, так называемый Russiagate, в который попала пророссийская партия «Лига» в 2019 году. Тогда журналисты издания Buzzfedd опубликовали транскрипт разговора, где трое итальянцев, включая правую руку Сальвини Джанлука Савоини, и трое россиян обсуждали перевод 65 млн долл. для партии. Согласно итальянскому законодательству, финансирование партий из зарубежных источников запрещено. Вследствие этого прокуратура Милана даже открыла уголовное производство.
В конце концов Сальвини и «Лига» смогли выйти сухими из воды, но на фоне аналогичного скандала, разгоревшегося в мае того же года в Австрии, — из-за чего тогдашний вице-канцлер и лидер Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе был вынужден подать в отставку — политический стул под ними зашатался.
В Италии еще помнят кейс капитана итальянского флота Вальтера Биота, который шпионил в пользу РФ. В 2020 году итальянские правоохранители обнаружили, что он передавал российскому военному атташе засекреченную информацию. Из-за этого Италия выступила с осуждением действий России и выслала двух российских дипломатов.
Эти и другие случаи стали сигналом, что Россию нельзя считать надежным партнером, а подыгрывание ее интересам может стоить как минимум карьеры или даже привести к уголовному наказанию.
Показательно дружить с Россией стало настолько невыгодно, что в январе 2022 года на фоне дальнейшего геополитического обострения и угроз странам НАТО Маттео Сальвини даже позвонил послу Украины в Италии Ярославу Мельнику с уверениями в поддержке и готовности способствовать нормализации ситуации на украино-российской границе.
Тектонический сдвиг
Последней каплей для Италии стало полномасштабное российское вторжение в Украину.
Уже через четыре дня после начала, 28 февраля, Италия объявила, что будет помогать Украине оружием. А объявление о газовом эмбарго прозвучало сразу после того, как мир увидел фото зверств россиян в Буче и Ирпене. При этом Италия заботится и о собственной энергетической безопасности: она начала переговоры и даже подписала контракты о газовых поставках с рядом африканских государств — Алжиром, Конго и Анголой.
Безусловно, Италия еще не превратилась в «западноевропейскую Польшу». В первые недели войны на повестке дня итальянского медиапространства стояло, почему Украина не сдается, а вопрос, на какие компромиссы готова пойти Украина в противостоянии с Россией, звучит до сих пор. (Примечательно, что в опросе общественного мнения, проведенном по заказу итальянского аналитического центра ISPI, среди ответов на вопрос, как закончится эта война, варианта «Украина победит» нет в принципе.)
На итальянском телевидении продолжают появляться пропагандисты вроде Александра Дугина и Владимира Соловьева и псевдожурналисты из оккупированного Донецка. Правда, недавний скандал вокруг интервью министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова итальянскому телеканалу Rete4 (принадлежит медиахолдингу Берлускони), похоже, стал еще одном гвоздем в гроб итальяно-российской дружбы.
Интервью как распространение пропаганды (Лавров просто получил площадку, а ведущий его почти не перебивал и не оппонировал ему) уже осудили глава парламентского комитета по безопасности Адольфо Урсо (заметим — от праворадикальной партии «Братья Италии»), спикеры Демократической партии, заместитель председателя комиссии по иностранным делам итальянского Сената Лаура Гаравини и другие представители итальянского политического истеблишмента разных флангов.
Стоит также признать, что российское вторжение в Украину освещают в Италии собственные корреспонденты в Ирпене и Харькове, а не репортеры из Москвы, а украинских экспертов начали регулярно приглашать на итальянские телепрограммы. Неизвестно, убедит ли наконец итальянцев случай с Лавровым, что предоставление эфира российским лжецам и пропагандистам не имеет ничего общего с балансом мнений и свободой слова.
Однако то, что в итальянской политике произошел тектонический сдвиг, и сдвиг этот — в пользу Украины, можно лишь приветствовать.
Все статьи Екатерины Зарембо читайте здесь.