Корреспондент Национального информационного агентства Узбекистана обратился к президенту Узбекистана Исламу Каримову с просьбой ответить на ряд вопросов, связанных с развитием интеграционных процессов в странах СНГ.
- За последнее время очень часто на страницах печати некоторых стран и телевидении стали говорить о готовящихся к подписанию различных межгосударственных договорах об углубленной интеграции на постсоветском пространстве, в странах СНГ. Хотелось бы знать вашу позицию в этом вопросе.
- Действительно, в последнее время очень много говорят об интеграции государств на постсоветском пространстве. О том, что СНГ уже себя изживает, что надо создавать так называемую новую модель интеграции.
У некоторых уже имеются заранее заготовленные названия этих намечаемых объединений и межгосударственных образований.
Создается впечатление, когда слушаешь президента Белоруссии товарища А.Г.Лукашенко, что если мы все же немедленно не займемся интеграцией и не объединимся вокруг России, то все мы пропадем, у нас нет никаких перспектив, никаких шансов на выживание.
У некоторых руководителей стран СНГ прямо-таки зуд по выдвижению новых и новых инициатив по интеграции и созданию различных союзов. И каждый раз почему-то стараются говорить не только от своего имени, не от имени своей, скажем, республики, а обязательно от имени всех стран, объединившихся в СНГ. Думают, так сказать, за всех.
- Чем, по вашему, можно объяснить подобные инициативы?
- Объяснить подобную чрезмерную активность можно только таким образом:
Во-первых, постоянно быть на виду у всех, показать себя радетелем не только своего народа, но и других когда-то состоявших в составе СССР республик и народов.
Во-вторых, и, пожалуй, это главное - отвлечь внимание своих граждан и общественности от внутренних острейших проблем, от того, что не видят другого выхода, если хотите, от полной безысходности.
Да, спорить здесь нет необходимости: интеграция нужна, я бы сказал, не просто интеграция, но и кооперация, позволяющие совместными усилиями объединить имеющиеся возможности и потенциал для достижения общих целей, во имя благополучия своих народов.
Но интеграция разумная. Интеграция, для которой уже созданы необходимые условия и предпосылки.
- Как вам представляются те принципиальные моменты, на которых можно было бы строить, формировать интеграционные процессы?
- Мы считаем, что интеграция и кооперация между государствами должны строиться на следующих пяти основных условиях:
1) Добровольность и полное равноправие государств. Сохранение суверенитета и государственной независимости.
2) Одинаковая направленность и идентичность проводимых в каждой стране реформ. Не могут, на наш взгляд, интегрироваться государства, находящиеся на разных уровнях политических и экономических преобразований, законодательной и правовой базы.
3) Опора прежде всего на собственный потенциал. Взаимовыгодность углубления процессов интеграции и кооперации. Исключить всякие формы иждивенческого подхода, попытки использования ресурсов одних для решения проблем других государств. Нельзя строить свои расчеты на том, что могучая Россия на своих плечах вынесет других.
4) Недопустимость форсирования процессов интеграции. Интеграция должна происходить не ради интеграции и не для популистских и политических целей, а в интересах прежде всего благосостояния народов, именем и мнением которых мы постоянно стараемся прикрыть любые наши действия.
5) Абсолютно неприемлема идеологизация интеграционных процессов, когда формирование совместных надгосударственных, межпарламентских, межправительственных структур опережает и довлеет над процессами экономической интеграции.
Нельзя телегу ставить впереди лошади, иначе говоря, политику впереди экономики.
Для нас абсолютно неприемлемы силовые, насильственные методы так называемой интеграции. К чему может это привести, говорить излишне.