UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕДОМОГАНИЕ АМЕРИКИ — 2: «ТЕРПЕТЬ НЕНАВИЖУ!»

Недомогание Америки - 2: «Терпеть ненавижу!В статье, опубликованной в прошлом номере «ЗН», речь шла ...

Автор: Кэтрин Лэк

Недомогание Америки - 2: «Терпеть ненавижу!В статье, опубликованной в прошлом номере «ЗН», речь шла о двух основных идеологических направлениях, доминирующих в настоящее время в Америке; реставрационном и ревизионистском. Развитие этих идеологических направлений вызвано все большим обострением проблем современной Америки. Однако решение этих проблем представители этих направлений видят по-разному. Реставраторы стремятся вернуться в дни экономического и культурного бума Америки 1950-х, когда страна находилась на вершине своего развития. Ревизионисты же утверждают, что возврата к прошлому быть не может и что Америке придется учиться адаптироваться и приспосабливаться к возникающей новой мировой культуре, откинув прочь устаревшую догму о «совершенной Америке».

И все же есть один аспект, по которому их суждения удивительно единодушны: это политика и политики. В своих комментариях они пользуются различной терминологией - ревизионеры объявляют политиков апологетами мифа о самой совершенной в мире Америке, а реставраторы говорят об их (политиков) очевидной некомпетентности - но и те, и другие брезгливо морщат носы, не скрывая, что политика и политики дурно пахнут. Нынешний год - год президентских выборов, и такой скептицизм не сулит ничего хорошего. Он отпугивает и самих политиков - мало кому хочется иметь дело с беспощадным рентгеном масс-медиа и повальной утратой иллюзий американцев, которым уже надоело голосовать. Должностные лица американского политического спектра всех рангов уходят в отставку и покидают свои посты. Так что нынешние президентские выборы, когда все еще самый популярный кандидат генерал Колин Пауэлс решил НЕ выдвигать свою кандидатуру, обещают долгую головную боль. Те же, кто решился бороться за Белый дом, производят достаточно отталкивающее впечатление. Для того, чтобы начался основной забег, в ходе первичных выборов по штатам должны определиться победители среди различных кандидатов от одной и той же партии.

Публичная склока под названием «первичные выборы»

Учитывая, что демократы не стали разворачивать кампанию против Клинтона (об этом еще будет сказано), активность на первичных выборах проявляют только республиканцы. Вот как проходят первичные выборы: процент голосов, которые получает каждый претендент на собрании избирателей штата, принадлежащих к одной политической партии, коррелирует с определенным числом представителей. Эти представители затем отправляются на партийный съезд и голосуют. Кандидат, набравший большее число голосов, получает право на участие в президентских выборах от своей партии. Общее число завоеванных представителей таким образом оказывается важнее победы в каждом отдельном случае. Хотя «победа» на первичных выборах имеет большое психологическое значение. Люди, отправляющиеся на партийный съезд в качестве делегатов, поддерживающих одного кандидата, могут в конце концов проголосовать совсем за другого. Когда нет реального противостояния, эта система срабатывает подобно хорошо обкатанной программе - никаких сбоев, никаких сюрпризов. Утрата иллюзий среди избирателей, однако, может внести разлад в действие хорошо отлаженного механизма, нарушив привычный ход вещей. В этом году, судя по всему, предстоит полнейшая кутерьма.

Приблизительно в это время в прошлом году самой популярной фигурой был лидер большинства в Сенате Боб Доул, олицетворявший чаяния республиканцев. И больше никто. Теперь же на передний план вышли еще три кандидата. Хотя их мировоззрение варьирует от умеренности до крайнего консерватизма - что больше относится к позициям реставраторов, чем ревизионистов, - все они играют на чувстве неудовлетворенности американцев самими собой и государственными чиновниками, подчеркивая таким образом испорченность Доула как искушенного политикана. Вот краткий обзор всех этих кандидатур.

Боб Доул: «Политик старых времен, с ударением на «старых». В свои 72 он почти на 20 лет старше Клинтона и большинства других претендентов-республиканцев. Проблемы, которые приобрели особую актуальность на этих выборах, создают для Доула дополнительные сложности. В течение долгого времени он воспринимался всеми как консервативный республиканец, однако не сумел вписаться в ультраконсервативный уклон своей партии и сейчас воспринимается как «умеренный» - не очень благозвучное в наши дни определение, поэтому Доул отчаянно старается стряхнуть с себя этот ярлык. Сейчас модно быть «аутсайдером» тому, кого обошли при распределении ролей в большой политике, а Боб и в этом проигрывает. 35 лет пребывания его в правительстве сейчас воспринимаются как негативный момент его биографии. С 1976 года он постоянно принимал участие в борьбе за президентство, но так ни разу и не добился его. Он считается сторонником умеренности; тем не менее его принципиальная позиция по законодательным вопросам заставляет людей с настороженностью относиться даже к тем достоинствам, которыми он, возможно, обладает. Он не увлекается публичной риторикой и не заманивает своих избирателей хитроумными планами мгновенного достижения благоденствия, хотя и эта его черта подвергается изменению. Это достаточно сдержанный, неразговорчивый человек - о нем не скажешь, что он вдохновленный свыше. В течение долгого времени Доул воспринимался всеми как утешительный приз... Еще до того, как начались первичные выборы, республиканцы говорили, что на крайний случай сойдет и Доул. Эта нехватка твердой поддержки сейчас может дорого обойтись ему. Он выиграл очень важные первичные выборы в штате Айова, но при этом не набрал того количества голосов, на которое рассчитывал. Еще на двух крупных выборах и на нескольких менее важных он проиграл.

Стив Форбс. Один из двух основных претендентов, которые никогда не занимали выборные должности. Форбс - наследник и управляющий издательской империи Малькольм. Форбс - миллионер, который сам финансирует свою избирательную кампанию. Отказавшись от традиционной помощи из федеральных фондов, Форбс получил право тратить свои деньги на что только не пожелает; чего большинство остальных кандидатов позволить себе не могут. Его основной конек? Единообразный налог. Играя на вечной озабоченности американцев налоговыми проблемами, Форбс предлагает уничтожить сложную многоразрядную налоговую систему, заменив ее более простой и близкой для обычной семьи. Он утверждает также, что единообразный налог поможет преодолеть бюджетный кризис. Размахивая этим лозунгом, Форбс ввязался в политическую драку первичных выборов. Его вездесущая политическая реклама, однако, не принесла ожидаемых результатов. Проблема заключается в том, что, по мнению большинства экономистов, единообразный налог не решит всех проблем. Ведь средний класс в Америке в конечном счете будет платить налогов столько же или даже больше, так как размер налогов существенно снизится только для богатых. По социальным вопросам Форбс занимает умеренную позицию. Как и другие кандидаты, он выступает за сокращение количества служащих в федеральном правительстве. Плохие результаты на первичных выборах в штатах Нью Гэмпшир и Айова создают впечатление, что Форбс имеет шансы выбыть из игры. Правда, недавно волна удачи вознесла его достаточно высоко для того, чтобы выиграть выборы в Аризоне и показать неплохие результаты в ходе опроса общественного мнения в Нью-Йорке.

Лэмер Александер. Лэмер Александер лучше всего описывается по аналогии с другими - «республиканский Билл Клинтон», «молодой Боб Доул». Подобно Клинтону, он был губернатором маленького южного штата (Теннесси), где ему удалось решить некоторые проблемы. Как и Клинтон в свое время, Александер также объявил себя вашингтонским аутсайдером, хотя при Буше был министром образования. Как и в случае с Доулом, на нем висит ярлык умеренного и он также отчаянно, как и Доул, пытается его стряхнуть. Ему удалось собрать достаточно много денег, и в средствах масс-медиа он получает достаточно неплохое освещение. Он не выиграл первичные выборы пока еще ни в одном штате, но везде ему удается набрать достаточно большое количество голосов.

Пэт Бьюкенен: Человек, стоящий на крайне негативистской платформе. Подобно Форбсу Бьюкенен никогда не состоял на службе в правительстве. Он был популярным публицистом, готовил тексты выступлений для Никсона и для Рейгана. Никто не сомневается в искренности его консервативной риторики. В определенной степени она даже устрашает. Он чрезвычайно реакционно настроен. Он стремится вернуть Америку в то прошлое, которого, возможно, никогда и не было. Он провозглашает поднятие тарифов, закрытие границ, пересмотр международных договоров, прекращение предоставления зарубежной помощи, установление пятилетнего моратория на всю легальную иммиграцию. Все эти идеи экономического и политического переустройства Америки возводятся вокруг животворной идеи изоляционализма Америки. Его публично поддерживает правое христианское крыло Республиканской партии, и в своей социальной программе Бьюкенен равняется на его идеалы; он выступает за запрещение абортов, за отмену пособий, считает обязательным присутствие в школах священников, и дальше в том же духе. Он талантливый оратор, пользуется репутацией «боговдохновленного», находит поддержку благодаря своему личному обаянию. Хотя его и не воспринимали как серьезного кандидата, он тем не менее победил в Луизиане, Аляске и, что особенно важно, в Нью Гэмпшире, что сделало его очень влиятельной силой. В штатах, где он не добился победы, он набрал достаточно много голосов.

Президентский фактор

Конечно, тому, кто выборет для себя право выступить кандидатом в президенты от Республиканской партии, предстоит еще сразиться с Биллом Клинтоном. В течение долгого времени не было ясно, будет ли у Клинтона альтернатива или же нет. В конце концов демократам, все еще неоправившимся после потери обеих палат Конгресса в прошлом году, похоже, более привлекательной показалась идея сомкнуть ряды и не рисковать еще большим расколом своей партии. Судя по ситуации у республиканцев, это не такая уж плохая идея. Ведь различные кандидаты от Республиканской партии, пытающиеся любой ценой дискредитировать друг друга в глазах избирателей, способствуют также очернению и расколу своей партии, делая за Клинтона его будущую работу. Клинтон еще даже не начал собственно свою избирательную кампанию, заявляя, что он подождет до тех пор, пока республиканцы не определят своего кандидата. Тем временем он продолжает работать над улучшением своего «президентского» имиджа: возможно, это и есть лучшее из того, что он может сделать.

Итак, его идея по самоотбеливанию, похоже, срабатывает. За последние несколько месяцев его популярность стремительно возросла. Сокрушительный бюджетный кризис, который на месяц заставил закрыться федеральное правительство, был порожден проблемами между Конгрессом и Белым домом, но Клинтону удалось в глазах общественности переложить всю ответственность за него только на Конгресс. Он, как обычно, гораздо лучше осуществляет внешнюю политику, чем кто-либо мог ожидать от него, хотя это и не совсем то, что заботит сейчас американцев. В своей январской речи он позаимствовал многие лучшие идеи республиканцев, правда, придав им звучание оригинальных и присущих демократам. Как раз на прошлой неделе он сделал особенно удачный ход: он заручился согласием производителей и представителей телевизионных программ устанавливать в новых телевизорах новую микросхему V. Это позволит телезрителям вычеркивать ту программу, которую они посчитают нужным, сделав невозможным просмотр ее на своем телевизоре. Многие родители выступали за внедрение этого новшества, видя в нем единственный способ контроля над тем, какие передачи смотрят их дети. Он также получил согласие телепродюсеров на новую систему ТВ-рейтинга, так что теперь родители заранее смогут узнать, какое шоу можно считать подходящим, а какое - нет. Эти проблемы сильно волновали многих американцев. Впервые за долгое время в «президентский» титул Клинтона люди вкладывают одобрительный смысл.

Заключение

Нельзя сказать, что Клинтону легко будет отстоять свое президентство на второй срок. У него все еще остаются огромные проблемы с имиджем. Многие люди не верят, что его уклон вправо сохранится надолго, и опасаются, что левое крыло либерального «политического балансира» наберется сил и попытается отстроить заново федеральное правительство. Первая леди, Хиллари Клинтон, вынуждена была давать показания в суде по поводу скандального дела WНitewater, которое еще не завершилось. Уголовное дело, возбужденное по поводу сексуального домагательства, все еще не закрыто. Если вы спросите американца, что он думает о Клинтоне и его личной жизни, вам, скорее всего, придется удовольствоваться кривой ухмылкой - потому что во всем этом осталось еще много вони. Со всеми этими разговорами о возврате к Американским Ценностям идея отделять личные дела от политических и не выносить на публику интимную жизнь утратила свою популярность. Клинтоновские похождения все еще могут нанести большой вред его репутации на предстоящих выборах.

А что касается республиканцев, то кто знает? Все они тоже имеют свои проблемы. Идея Форбса о единообразном налоге тоже оказывается с душком, если вспомнить, что есть богатство, которое и так процветает, и есть нечто весьма далекое от Форбса - бедность. Форбсу, по всей видимости, не удастся победить на первичных выборах. Но та популярность, которой пользуется идея единообразного налога, заставила и Доула запеть подобную песенку, и все остальные политики, включая Клинтона, тоже поглядывают в эту сторону.

Бьюкенен тоже, вероятно, не добьется успеха. Фактически большинство опросов показывает, что люди голосуют на первичных выборах за Бьюкенена не потому, что верят в те идеи, которые он провозглашает, а потому, что думают, что ОН верит в эти идеи. Это очень важно. Люди настолько разуверились в политиканах и их возможностях, что не верят уже больше ничему, кроме того, что провозглашается с фанатичным блеском в глазах. Тем не менее, Бьюкенену уже удалось заставить своих противников занять более консервативную позицию для того, чтобы оказывать ему достойное сопротивление. Доул и Александер все больше склоняются в сторону консерваторов, и даже высказывания Клинтона звучат сейчас гораздо более правыми, чем раньше. Кроме того, Бьюкенен способствует расколу Республиканской партии - он отвращает от себя с такой же силой, как и привлекает, и существует много республиканцев, которые не верят в его изоляционалистский, фундаменталистский образ страны. Доулу все эти словесные баталии сильно подпортили имидж. Всегда пользовавшийся репутацией человека, дающего всему на свете точные и едкие оценки, в своих нападках на остальных республиканцев он начал терять чувство меры. Он все чаще выглядит скорее сварливым стариком, чем лидером. И, похоже, ему не удастся реабилитироваться: многие заявляют, что им не ясны причины, по которым ему так хочется стать президентом, за исключением того, что стать президентом ему хочется уже так долго... Даже в Америке нужно постараться выглядеть хотя бы чуточку альтруистичнее. И все же у него неплохие шансы выиграть номинацию. Хотя особенно рассчитывать на это не стоит. Остается еще Александер. У него есть на сегодняшний день небольшая лазейка. Если война между Доулом, Форбсом и Бьюкененом будет продолжаться, Александер может быть лучшим для того, чтобы примирить между собой враждующие фракции - компромиссный кандидат. Что бы ни случилось, есть еще все же слабая надежда, что какой-то из этих кандидатов окажется в состоянии вылечить Америку от ее недомогания.

P.S. Во вторник, 5 марта, Боб Доул выиграл предварительные выборы в восьми штатах, что значительно упрочило его лидерские позиции. Ламар Александер заявил, что он сходит с дистанции и выбывает из гонок. Таким образом, круг кандидатов на президентский пост среди республиканцев сузился. Но главные события еще впереди.