UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не за нас: почему Грузия все ближе к Путину

Смогут ли Киев и Тбилиси восстановить мосты

Автор: Владимир Кравченко

Грузия не перестает удивлять.

После того, как официальный Тбилиси как мог дистанцировался от геноцидной войны России против Украины, отказал нам в продаже украинских «Буков», купленных Грузией до нападения на нее РФ, попытался прицепить свой вагончик к украинскому паровозу, следующему в ЕС, президент Грузии Саломе Зурабишвили заставила несколько раз перечитать ее откровения Bloomberg. Ибо с первого раза поверить в такую откровенную наглость очень сложно.

Госпожа президент ничтоже сумняшеся заявила, что в мирное соглашение по результатам российско-украинской войны должен войти пункт о деоккупации грузинских территорий. «Не потребовав от России полного вывода войск в рамках условий капитуляции, западный мир совершит еще одну большую ошибку — такую же большую, как в 2008-м и 2014 годах», — подчеркнула Зурабишвили.

Заявлять подобное, когда трещина в отношениях Киева и Тбилиси стремительно разрастается в расщелину, которая грозит стать каньоном, по крайней мере странно. Грузия, с 24 февраля скользившая по тонкому льду нейтралитета, в последние месяцы все отчетливее стала дрейфовать от Украины и Запада в сторону России.

Сопротивляясь российской агрессии, сражаясь за собственное существование, отстаивая свое право на самобытность и независимость, мы, украинцы, сейчас смотрим на мир в черно-белых тонах, отторгая оттенки серого и нюансы: ты на стороне либо добра, либо зла. Это право подтверждается тем, что на фронте и в тылу каждый день гибнут десятки украинских граждан. Грузинская же власть глядит на мир сквозь разноцветные линзы и, пытаясь балансировать между Киевом и Москвой, Западом и Россией, желает получить свой профит.

Читайте также: Враг Украины или нет? Почему Грузия боится войны с Россией

А вот грузинские граждане массово поддерживают Украину в ее сопротивлении российской агрессии, поставляя нам генераторы и принимая украинских беженцев. В окнах висят украинские флаги, а на машинах наклейки «Доброго вечора, ми з України!». Грузин больше всего среди иностранных граждан, воюющих в подразделениях украинских Вооруженных сил. Одним из символов давней симпатии между нашими народами стало то, что во время прощания с Вахтангом Кикабидзе его гроб покрыл не только грузинский, но и украинский флаг.

Но надежды Киева на военно-техническую поддержку Тбилиси разбились о страхи грузинского руководства, что Россия вновь может вторгнуться в их страну. При этом грузинский истеблишмент полагает: Грузию, в отличие от Украины, никто не поддержит и поэтому следует учитывать интересы Кремля. В результате Тбилиси не присоединяется к санкциям против РФ (хотя и соблюдает их), отказывается продать нашей стране «Буки» и передать «Джавелины», но поддерживает Украину при голосованиях в международных организациях.

Москву более чем устраивает такая позиция грузинских властей. Ведь полутона привычны для игр Кремля. И после того как Сергей Лавров похвалил Тбилиси за неприсоединение к санкциям Запада против России, глава правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе заявил, что Грузия будет приветствовать возобновление прямого авиасообщения с Россией. В Киеве это заявление грузинского политика расценили как политическую подлость на фоне попыток РФ уничтожить украинцев в геноцидной войне, ее безнаказанных преступлений против грузинского народа и оккупации части грузинской территории.

Читайте также: Президент Грузии не видит необходимости в восстановления авиасообщения с Россией

Но почему же, декларируя солидарность с Украиной, грузинская власть на деле дрейфует в сторону России? Дело здесь не только в паническом страхе истеблишмента перед новым российским вторжением, угроза которого сегодня выглядит преувеличенной. Одной из причин трансформации политики Грузии, потепления ее отношений с Россией, стал фактор бывшего грузинского президента и нынешнего украинского гражданина Михеила Саакашвили.

Для действующей грузинской власти Саакашвили — болезненная заноза, постоянный источник дестабилизации в стране, причина осложнения отношений Грузии с Западом и охлаждения — с Украиной. Истеблишмент испытывает к нему страх и ненависть, чувства, подобные тем, которые Виктор Янукович питал к Юлии Тимошенко. Неожиданный приезд Саакашвили в Грузию осенью 2021 года дал возможность его противникам удовлетворить чувство мести. Но и создал им новые проблемы в отношениях с Украиной и Западом.

Читайте также: В Грузии считают, что возвращение Саакашвили было "спецоперацией", чтобы втянуть страну в войну

Сегодня здоровье Саакашвили, отбывающего шестилетний срок, ухудшилось. Однако грузинские власти так и не допустили к украинскому гражданину украинского омбудсмена. Они не отреагировали на личную просьбу Зеленского отпустить Саакашвили на лечение за границу и нервно — на аналогичные просьбы со стороны стран — членов ЕС. Жестокое отношение к человеку, испытывающему серьезные проблемы со здоровьем, дали основание Зеленскому заявить о намерении властей Грузии убить Саакашвили.

Непримиримость официального Тбилиси в вопросе пребывания Саакашвили в тюрьме и его лечения — одна из причин, по которой Грузии не предоставили статус кандидата в члены Евросоюза. Но даже желаемая столь многими грузинами перспектива получения статуса кандидата не стимулирует грузинскую власть пойти на уступки. «Грузинской мечте» куда проще обвинять ЕС во вмешательстве во внутренние дела страны, а США — в работу грузинского суда, нежели пойти на компромисс.

Зациклившись на том, что Саакашвили «должен сидеть», озлобляясь на Запад и Украину, сам того не желая, Тбилиси становится все более зависим от Москвы. Что является дополнительным бонусом для Путина, и так испытывающего мстительное удовольствие от того, что ненавидимый им бывший грузинский президент сидит на тюремной баланде.

Сегодня в грузинской правящей партии уверены, что Киев ведет игру по смене власти в Тбилиси и портит имидж Грузии перед ЕС и США. Они обижены на Украину: дескать, украинцы не желают понять специфику географического положения Грузии и стремятся втянуть Тбилиси в военный конфликт. Они обижены на Запад: в ЕС не проявляют понимания грузинской специфики и отказали в предоставлении статуса кандидата в ЕС исключительно «по политическим мотивам».

Читайте также: Если Саакашвили умрет в тюрьме, Грузия не вступит в ЕС — депутат Европарламента

Но в то же время истеблишмент пользуется санкциями против России, чтобы получить максимальные дивиденды и заработать миллионы. Тем самым предоставляя Кремлю еще один рычаг давления.

Как заметил в беседе с ZN.UA вице-президент Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, «на Грузию сегодня полился золотой дождь»: за счет транзита из Турции в Россию, торговли с РФ, приезда российских туристов и уклонистов грузинская экономика демонстрирует рост. В частности, по итогам 2022 года рост ВВП Грузии составил 10,1%. Всего же, как следует из данных Национальной службы статистики Грузии, торговый оборот между странами за 2022 год превысил 2,4 млрд долл., что на 52% больше чем в 2021 году.

Кроме того, 2022 год стал рекордным по количеству большегрузных машин, проехавших по грузинским дорогам из Армении и Турции в РФ: как сообщает государственное казначейство Грузии, если в 2021 году было 332 тыс. трейлеров, то в минувшем — 448 тыс. Транзит из Турции в Россию уже долгое время вызывает беспокойство США, ЕС и Украины, подозревающих, что Грузию используют для «серого экспорта» в РФ. Впрочем, факты нарушения грузинскими властями политики санкций в отношении Москвы пока не обнародованы.

Читайте также: Давид Габуния: почему мы опасаемся российских эмигрантов в Грузии

То, что Грузия считает возможным расширять торговлю с Россией, с которой Украина находится в состоянии войны, вызывает разочарование, раздражение, боль. Ведь если подобные действия были прогнозируемы в отношении Турции, то от Грузии в нашей стране этого не ожидали. Чувство разочарования становится горше от того, что не оправдались надежды украинцев на активную поддержку Тбилиси в противодействии российской агрессии.

За последний год трещина между Киевом и Тбилиси стала шире. Но «Грузинская мечта» сегодня имеет прочные позиции во власти и неплохие перспективы выиграть на парламентских выборах в 2024 году. Этому способствует и экономический рост в стране, и разобщенность оппозиции. И хотя украинский фактор давно стал элементом внутренней политики Грузии, грузинским избирателям будут объяснять ухудшение отношений Грузии с Украиной фактором Саакашвили, личностью Арахамии, стремлением уберечь Грузию от войны с Россией.

Увы, до тех пор, пока «Грузинская мечта» пребывает у власти, существуют большие сомнения в том, что Киев, столкнувшись с угрозой потери старого друга, сможет найти выход из непростой ситуации и восстановить мосты между двумя столицами.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.