UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАТО ПОМОЖЕТ ФИНАНСИРОВАНИЮ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА И ВЕСЕННЕ-ПОЛЕВЫХ РАБОТ В БЕЛАРУСИ

Нет, конечно, НАТО не будет выделять средств и даже не пошлет ограниченный контингент своих миротворцев для наведения порядка на белорусских полях...

Автор: Инна Безгинская

Нет, конечно, НАТО не будет выделять средств и даже не пошлет ограниченный контингент своих миротворцев для наведения порядка на белорусских полях. Просто, узнав о решении президента Лукашенко приостановить сокращение обычных вооружений, чтобы сэкономить средства на нужды посевной в сложное время окончания отопительного сезона, руководство Североатлантического альянса задумается о своих планах расширения блока на восток, который, как известно, — дело тонкое.

На самом деле решение о временной приостановке выполнения Минском обязательств по одному из последних договоров времен «железного занавеса» — Договору об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ОВСЕ) — вызвано не столько отопительными и весенне-полевыми проблемами, как то мотивировал журналистам премьер-министр страны Михаил Чигирь, сколько стремлением Беларуси заявить о своем существовании в эпоху нарушения баланса политических сил в Европе, как сейчас называют намерение ряда стран Восточной Европы присоединиться в блоку НАТО. В случае вступления в НАТО Польши западная граница Беларуси станет сложной.

Интересно, что президент Лукашенко объявил о решении 23 февраля, сразу после того, как в Минске с двухдневным визитом побывал президент Российской Федерации Борис Ельцин. Помимо подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, президенты, как потом сообщил журналистам А.Лукашенко, договорились «о совместных усилиях по охране государственных границ Беларуси с Латвией, Литвой и Польшей». Не включала ли эта договоренность объявление Минском о решении, авторство которого, собственно, установить трудно.

Вряд ли стоит упускать из внимания слова белорусского президента, которыми он сопроводил решение. Лукашенко подверг сомнению существующий нейтральный государственный статус Беларуси и высказался за создание новой системы национальной безопасности, а значит — и новой военной доктрины.

Если не увлекаться изучением политической подоплеки, финансовые соображения, впрочем, выглядят вполне убедительно. По ОВСЕ Беларусь должна ликвидировать 2171 танк, 167 военных самолетов, 1087 БМП, 333 БТР. При этом только по танкам норма сокращения Беларуси более чем в 4 раза превышает норму, предусмотренную для США, Франции и Великобритании вместе взятых.

Ликвидация одного танка занимает не один день и обходится Беларуси в 2500 долларов, так что выполнение обязательств выходит в копеечку, которая для страны с переходной экономикой может оказаться жизненно важной. Правда, не вполне понятно, что дешевле — уничтожение танка или его дальнейшее содержание.

Уже есть первые экономические результаты решения. Премьер Чигирь сообщил, что сэкономленные на приостановке уничтожения военной техники средства позволили беларусскому правительству с 1 марта в 2 раза увеличить размер минимальной заработной платы — с 2,6 доллара до 5,2 доллара в месяц. Может, и лучше, если правительство экономит за счет вооружений, а не за счет собственного народа, для которого повышение зарплаты важнее соображений политической конъюнктуры. Так что в этом смысле планы расширения НАТО сыграли для Беларуси важную роль...