UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наследие Синдзо Абэ

Пересмотрит ли Япония политику «мягкой силы» в отношении России?

Автор: Наталия Бутырская

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ преждевременно покинул должность. Причина — проблемы со здоровьем.

Язвенный колит, которым политик страдает с детства, в 2007 году уже заставлял его уйти в отставку, всего через год после того, как он занял премьерское кресло. После шести лет политики «вращающихся дверей», запомнившейся ежегодной сменой руководства, а следовательно отсутствием стабильности и преемственности политики в стране, в 2012 году Абэ вернулся в премьерский кабинет. Его премьерское долголетие (а Синдзо Абэ пробыл в кресле премьер-министра дольше всего в истории Японии) позволило достичь политической стабильности в стране и влияния на международной арене.

В то же время это долголетие не всегда означало поддержку деятельности премьера. Наоборот, его неоднократно обвиняли в фаворитизме и покровительстве. А падение политического рейтинга из-за обвинения в земельных махинациях близкого окружения Абэ даже заставило пойти на роспуск парламента и проведение в 2017 году досрочных выборов для восстановления вотума доверия.

Уходя в преждевременную отставку, Синдзо Абэ оставляет ряд неоконченных ключевых дел. За годы премьерства он старался решить все сложнейшие внешне- и внутриполитические проблемы Японии, однако амбициозные цели Абэ во многих важных вопросах остались незавершенными. Без них достижения японского премьер-министра по укреплению обороноспособности страны, снижению уровня безработицы благодаря созданию четырех миллионов рабочих мест, усилению роли Японии в международных отношениях остаются половинчатыми.

Премьер-министр смог централизовать полномочия по принятию решений в рамках своей должности, создав в 2013 году Совет национальной безопасности и обороны. Благодаря новой институционной архитектуре ему удалось координировать принятие законопроектов, связанных с безопасностью и обороной, в частности Закона о государственной тайне и положений, которые позволяют японским Силам самообороны участвовать в операциях коллективной безопасности и иметь более широкий круг для маневров за пределами страны.

Кроме того были увеличены на 13% оборонные затраты страны, разработана более гибкая оборонительная доктрина, закуплено новое военное оборудование, усилившее военно-технические возможности страны в противодействии Китаю и КНДР. Однако ему так и не удалось изменить основной предохранитель от создания «сухопутных, морских и военно-воздушных сил, как и других средств войны» — статью 9 — внесением изменений в пацифистскую послевоенную конституцию и закреплением статуса Сил самообороны в основном документе, и реализовать таким образом важную политическую задачу возглавляемой им Либерально-демократической партии.

Удар пандемии COVID-19 нивелировал достижения политики стимулирования экономики, вышедшей на траекторию устойчивого экономического развития после двух десятилетий дефляционного спада. Экономическая политика Абэ, которая получила название «Абэномика», базировалась на трех стрелках: смягчении монетарной политики, бюджетном стимулировании и структурных реформах. И если первые две принесли начальный успех, то воплотить реформы третьей стрелки, направленные на переформирование экономики в стране с бременем жесткого демографического кризиса, оказалось нелегко.

Пандемия еще больше оголила слабые стороны японской экономики, которая, по показателям прошлого квартала, вошла в рецессию, несмотря на то, что правительство страны в течение длительного времени старалось избегать жестких карантинных мер и ограничений, дабы ослабить негативные последствия для экономики, за что подвергалось резкой внутренней и международной критике.

Тем временем успехи Синдзо Абэ на международном уровне более заметны: он обрел славу сторонника свободной торговли, поддержав Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве даже после выхода из него Дональда Трампа, заключив соглашение об экономическом партнерстве с ЕС и приняв участие в переговорах по вопросам обеспечения свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе под названием «Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство». Но прагматизм Абэ дал сбой, когда дело коснулось «белых пятен» в отношениях с Южной Кореей.

Разногласия между двумя соседними странами, обычно затрагивавшие территориальные проблемы, и разная трактовка истории распространились на торговые отношения. Страны сцепились в жесткой торговой войне после решения Верховного суда Южной Кореи о взыскании компенсации с японских компаний, использовавших принудительный труд корейских рабочих во время Второй мировой войны.

В условиях усиления неопределенности в мире, роста ядерной угрозы со стороны КНДР и давления Дональда Трампа на обоих союзников США в Азии, сторонам следовало бы искать больше объединяющих факторов для противодействия региональным и глобальным вызовам, а не спорить вокруг давно минувших событий. Но трещина в отношениях осталась до сих пор, хотя страны впоследствии уладили ситуацию.

Несмотря на непредсказуемость американского президента, японскому премьер-министру удалось наладить с ним личностные отношения. Это, по мнению многих экспертов, дало возможность Японии избежать торговой войны с США, подписав новое торговое соглашение, в котором японская сторона все же вынуждена была пойти на некоторые уступки (в частности, 90% сельскохозяйственной продукции Соединенных Штатов будут ввозиться без пошлины или по преференциальному тарифному режиму), чтобы не допустить ограничений импорта японской продукции на американский рынок.

Громче звучали требования повысить вчетверо затраты (сейчас они составляют 2 млрд долл.) на содержание 50 тысяч военных, которые находятся на территории Японии. Срок договора истекает в марте следующего года, так что вполне вероятно, им будут заниматься уже новые политические лица.

На фоне неопределенности политики Дональда Трампа в отношении Азии и стратегических амбиций Китая, премьер-министр Абэ вложил много дипломатической энергии и политического капитала в консолидацию влияния Японии в Юго-Восточной Азии, усиление партнерских отношений с Индией и Австралией, заключение оборонительных соглашений со странами Юго-Восточной Азии, в усиление и гармонизацию экономической и безопасностной политики в Тихом и Индийском океанах. Кстати, предложенная Абэ в 2007 году концепция Свободного и открытого Индийско-Тихоокеанского региона была подхвачена Соединенными Штатами и стала важным инструментом противодействия Китаю со стороны США с привлечением ведущих региональных игроков.

Традиционное союзничество с США не мешало Синдзо Абэ балансировать между конкурирующими интересами Соединенных Штатов, Китая и России. Политическое охлаждение в китайско-японских отношениях, вызванное прежде всего нерешенным территориальным спором за острова в Восточно-Китайском море, должен был прервать весенний визит Си Цзиньпина в Токио.

Стороны придавали этому событию большое значение, стараясь открыть новую эру во взаимоотношениях, однако пандемия коронавируса изменила планы, и визит перенесли на неопределенный срок. Тем временем в двусторонних отношениях снова появилась неопределенность из-за принятия КНР закона о национальной безопасности для Гонконга и недавнего «вторжения» китайских кораблей в территориальные воды спорных островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао).

Однако на фоне всех разочарований Синдзо Абэ наиболее личным и глубоким остается вопрос возвращения Северных территорий, которые сейчас принадлежат России. Японский премьер-министр на могиле своего отца (бывшего министра иностранных дел Синтаро Абэ, приложившего много усилий к решению этой проблемы во времена СССР) поклялся сделать все возможное для завершения его дела.

Абэ изменил жесткий подход японской внешней политики требований о возвращении четырех островов на терпеливое внедрение элементов «мягкой силы», отдавая преимущество постепенному развитию сотрудничества в разных сферах, фрагментированному подходу к возвращению островов («можно начать с двух наименьших»), а также выстраиванию доверительных отношений с Владимиром Путиным. Однако догма «друга Синдзо» о том, что «россияне ценят дружбу, откровенность и обязательно держат слово», в отношениях с российским президентом подвела.

Путин удачно манипулировал почти маниакальным стремлением Синдзо Абэ достичь прорыва в решении проблемы спорных островов, не имея реального намерения возвращать их Японии. Взамен в лице японского премьера он получил важную поддержку, когда лидеры западных стран объявили ему бойкот после аннексии Крыма и оккупации Донбасса.

Казалось бы, ситуация с Крымом должна была еще больше сблизить Украину и Японию наличием общих проблем, особенно принимая во внимание визит Синдзо Абэ в 2015 году: он стал первым премьер-министром Японии, посетившим Украину после обретения ею независимости. Во время посещения Киева Абэ пообещал финансовую и политическую поддержку Украине, но не дружбу против России.

Япония единственная из азиатских стран ввела антироссийские санкции, активно финансирует проекты по восстановлению Донбасса, только в этом году вложив в них 4,2 млн долл. помощи, но в определенных кругах до сих пор нарекают на неиспользованный потенциал отношений, которому мешал российский фактор. Однако трудно сказать, могла бы Украина добиться более жесткой реакции Японии, принимая во внимание обстоятельства, связывавшие Абэ с Россией.

В условиях, когда иллюзии о возвращении Путиным островов постепенно развеиваются даже у самых больших оптимистов, очевидно, что новый премьер-министр уже не будет придавать отношениям с Россией такого значения, даже если будет принадлежать к лагерю Синдзо Абэ. Пока что премьерская гонка в Японии лишь вступает в силу. Японский премьер-министр не позаботился о преемнике, так что кандидатов будут выбирать из немалого списка в середине сентября.