29 ноября Лига арабских государств проведет свое внеочередное заседание, чтобы в присутствии президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса обсудить ситуацию на палестинских территориях. Во время встречи министры иностранных дел арабских стран будут обсуждать последнюю эскалацию насилия в Иерусалиме, а также палестинские планы поиска возможностей получить членство в Организации Объединенных Наций.
Ситуация противостояния опять зашла в тупик. Но возможно ли разорвать ближневосточное хождение по замкнутому кругу? Как считают некоторые израильские эксперты, первое, что необходимо сделать, - отказаться от идеи, что урегулирование конфликтов является альтернативой решения конфликтов: она оказалась неудачной. И с этим нельзя не согласиться, ведь, как свидетельствует весь предыдущий опыт, урегулировать на продолжительный период ближневосточный конфликт никогда не удавалось.
В то же время палестино-израильский конфликт, независимо от того, как его определять - религиозной или этнической войной, - является конфликтом за земли Древнего Израиля. Фактически, с каждым его витком палестинцы, которые хотят получить не больше и не меньше, чем все эти территории, теряют еще какую-то их часть. Но, не желая признавать своего проигрыш, они вновь и вновь прибегают к единственному (как им кажется) доступному способу сопротивления израильтянам - терроризму.
Но возможно ли насилием решить палестино-израильский конфликт? Парадоксальность ситуации заключается в том, что каждая новая атака исламских террористов фактически срабатывает против самих палестинцев. Реакция израильтян в ответ сводится к разрушению домов террористов и к очистке буферных зон вокруг этих населенных пунктов. А со временем на образованных пустырях появляются новые израильские поселения.
Очевидно, что если бы у президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса были силы сдерживать палестинских террористов, он мог бы выработать другую тактику, которая не приводила бы к постоянным стратегическим проигрышам. Ведь напряженность, вспыхнувшая вследствие закрытия израильскими военными доступа к мечети Аль-Акса и еще больше заострившаяся после атаки на синагогу и гибели шести людей, принесет негативы не только ХАМАСу, назвавшему эту атаку проявлением героизма.
Впрочем, теракт в синагоге в Иерусалиме подтвердил, что Восточный Иерусалим является срезом всех проблем и болезней палестино-израильского конфликта. Относительный покой, иногда господствующий в Иерусалиме, чрезвычайно хрупкий из-за тонкого балансирования и выравнивания ситуации, которые нуждаются в продуманной и взвешенной политике.
Собственно, если бы не вторжение арабских стран после провозглашения основания государства Израиль, а затем еще несколько спровоцированных не израильтянами войн, то история арабо-израильских отношений могла бы сложиться совершенно иначе, и не было бы шлейфа враждебности, подозрительности, войны и терроризма, которые тянутся с того времени.
Если же рассматривать дальновидные последствия, к которым может привести наращивание конфликта, то понятно, что палестинцы и их приверженцы в мире будут пытаться изо всех сил демонизировать и делегитимизировать действия и политику еврейского государства. При этом все имеющиеся инструменты и ресурсы будут брошены на дискредитацию Израиля и подрыв его авторитета на международной арене.
И здесь прослеживается весьма значимая аналогия между нынешними действиями России и палестинцев. Если палестинские арабы отвергают историческую связь между еврейским народом и землями Древнего Израиля, то россияне отрицают право украинцев на их исконные территории. Если палестинцы не признают существования еврейского народа, то Москва отрицает существование украинцев как отдельной от россиян нации. Палестинские террористы продолжают требовать уничтожения Израиля, а российское террористическое государство силовыми методами пытается уничтожить украинскую государственность.
Анализируя ситуацию вокруг палестино-израильского конфликта, можно прийти к выводу, что это одна из самых сложных проблем нынешних межгосударственных отношений. Каждая сторона считает, что она права, подтверждает это своим историческим опытом, который укрепляет ощущение несправедливости относительно ее самой.
Очевидно, что самым лучшим для обеих сторон была бы согласованная позиция по поводу провозглашения "двухгосударственного" решения. При условии, что палестинцы отказываются от своего "права" на возвращение, а израильтяне совместно с Лигой арабских государств вырабатывают механизм компенсации тем палестинским семьям, которые документально смогут подтвердить, что у них в свое время было имущество на территории Израиля.
Ведь если в арабских странах живет уже четвертое поколение палестинских арабов, оставивших в свое время территорию новообразовавшегося Израильского государства, то вряд ли можно говорить о них как о беженцах. Если бы арабские страны действительно хотели им помочь и интегрировать их в свои социумы, то уже давно сделали бы это.
Но выравнивание ситуации надо с чего-то начинать. Возможно, был бы смысл создать что-то наподобие международного "Фонда примирения", средства в который поступали бы как от израильской стороны, так и от арабских государств. Понятно, что обе стороны этого запущенного конфликта должны пойти на компромисс, чтобы в результате был достигнут долгожданный мир.
Но очевидно, что реальный мирный процесс может начаться лишь после того, как палестинцы согласятся признать Израильское государство. После чего можно было бы рассмотреть, на какие уступки готовы пойти израильтяне. Ведь если палестинцы говорят о сотнях тысяч своих беженцев после провозглашения государства Израиль, то необходимо вспомнить и то, что после этого провозглашения 700 тыс. евреев, живших в арабских странах, должны были выехать оттуда, оставив свои дома и имущество на 300 млрд долл. А площадь земель, находившихся в собственности евреев в арабских государствах, втрое больше территории Израиля.
Следовательно, если начать считать убытки, придется учитывать и убытки евреев, а не только палестинских арабов. И если действительно вплотную подойти к провозглашению и признанию в ООН Палестинского государства, значит необходимо отказаться от идеи возврата к границам 1967 г., ведь абсолютно нереалистично переиграть в истории то, что арабы добровольно проиграли, напав на Израиль.
Поэтому наилучшим вариантом решения палестинской проблемы было бы расселение палестинцев из лагерей беженцев по всем тем странам, где эти лагеря размещаются. А при содействии "Фонда примирения" - помочь им приобрести или построить там жилье и интегрироваться в общества тех арабских стран, в которых они проживают.
Люди, которые более 60 лет назад создали государство Израиль, собрав под его крышей на родине миллионы евреев со всех уголков мира, никогда никуда оттуда уже не уедут. Слишком много человеческого труда, пота, денег, любви и силы вложено ими в свою землю, слишком много ожиданий вложено здесь в каждую еврейскую душу. Евреи, возвратившись домой после многих веков принудительного изгнания, смогли превратить свою страну в цветущий сад. И только от доброй воли палестинцев сегодня зависит, будет ли и у них такой же сад рядом с израильским...