UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Народники" захватили власть в ЕС

Европарламент избирал своего 30-го по счету президента с невиданным доселе накалом страстей. Настоящая борьба развернулась между представителями крупнейших политических групп в законодательном органе единой Европы - Европейской народной партии (ЕНП) и социал-демократов.

Автор: Алексей Коваль

Политическая перезагрузка Европы стартовала с выборов главы Европарламента.

Европарламент избирал своего 30-го по счету президента с невиданным доселе накалом страстей.

Настоящая борьба развернулась между представителями крупнейших политических групп в законодательном органе единой Европы - Европейской народной партии (ЕНП) и социал-демократов.

Ранее правоцентристы из ЕНП и левые договаривались между собой о распределении постов в органах Евросоюза полюбовно, но не на этот раз. Первые выдвинули своим кандидатом Антонио Таяни, итальянца, ранее бывшего пресс-секретарем скандального Сильвио Берлускони и членом его партии Forza Italia ("Вперед, Италия"). В европейских структурах он дослужился до вице-президента Европейской комиссии, был комиссаром по промышленности и предпринимательству. Его оппонентом выступал также итальянец - социал-демократ Джанни Питтелла. В их спор пытался втиснуться известный бельгийский политик, бывший глава правительства страны Ги Верхофстадт, позиция которого и "Альянса либералов и демократов за Европу" в немалой степени предопределила исход голосования в Европарламенте.

Неожиданное для многих (даже очень близких ему людей) решение председателя ЕП, социал-демократа Мартина Шульца не переизбираться на новый срок, а скрестить шпаги с немецким канцлером Ангелой Меркель на выборах в Германии осенью этого года, стало неприятным сюрпризом для европейских политиков. В соответствии с негласной договоренностью между народниками и социал-демократами, действующей с 2007 г., - две эти группы делят между собой руководящие посты в европейских институтах. Так, после европейских выборов 2014-го представители победившей ЕНП получили для своих кандидатов должности председателя Европейской комиссии и президента Европейского совета. Ныне это, соответственно, Жан Клод Юнкер и Дональд Туск. Социал-демократы, получившие на выборах второе место, соответственно должны были удовлетворить свои аппетиты постом главы Европарламента. Обычно, опять-таки из-за существующей договоренности ЕНП и эсдеков, глава Европарламента переизбирался на два срока по два с половиной года каждый, и, соответственно, один человек сидел во главе законодательного органа все 5 лет полномочий Европарламента данного созыва - от выборов до выборов.

Добровольный переход Шульца из европейской в немецкую политику после первого срока нарушил эту традицию. Фракции начали готовиться к борьбе. В нынешнем составе Европарламента из 751 депутата фракция Европейской народной партии имеет 215 мандатов, а фракция Прогрессивный альянс социалистов и демократов - 190. Лидер социал-демократов в Европарламенте Джанни Питтелла, узнав о грядущем уходе Шульца, сразу заявил, что необходимо сохранить принцип "баланса" в руководстве европейских институтов. Однако представители народников неожиданно начали говорить, что только они способны обеспечить "политическую стабильность" Евросоюза до следующих выборов в 2019 г., не позволят праворадикальным политикам расшатать ЕС, решат жизненно важные проблемы для Евросоюза, такие, например, как Brexit. "Коалиция народников и эсдеков разрушена и не может быть восстановлена", - громогласно заявил в середине декабря прошлого года Питтелла.

Обе фракции начали готовиться к жаркой битве за пост председателя Европарламента после того, как народники выдвинули против Питтеллы кандидатуру Таяни. Он сразу стал фаворитом гонки, однако ему все равно нужно было заручиться поддержкой представителей мелких фракций Европарламента, в том числе и являющихся откровенными евроскептиками.

В спор двух итальянцев хотел вмешаться бельгийский политик Ги Верхофстадт, которого поддержала европейская партия "Альянс либералов и демократов за Европу" (АЛДЕ). Она располагает в парламенте 68 мандатами. Однако в начале этого года АЛДЕ отказался принять в свои ряды 15 евродепутатов от итальянской популистской партии "Движение 5 звезд", основанной популярным комиком Беппе Грилло. Верхофстадт не смог с ним договориться и тем самым добавил голосов итальянцу Таяни.

Тем не менее, евродепутатам потребовались 4 тура голосования для выбора нового председателя ЕП. Перед последним туром Ги Верхофстадт снял свою кандидатуру в пользу Таяни, мотивировав тем, что выступает против дальнейшей фрагментации парламента - либералы решили выступить в альянсе с правоцентристами. Кроме того, Таяни поддержали и евроскептики - Европейские консерваторы и реформисты, среди которых первую скрипку играют британские представители и депутаты от польской партии "Право и справедливость". В итоге Антонио Таяни получил в свою поддержку 351 голос, тогда как за его оппонента Питтеллу проголосовали 282 человека. 80 европарламентариев не поддержали никого.

Таяни в своем первом выступлении заявил, что намерен быть выразителем мнения всех групп Европарламента, включая и голосовавших против него. "У меня нет собственной политической повестки дня, и я буду лишь отражать мнение депутатов. Парламенту нужен не премьер-министр, а президент", - заявил он несколько ранее, реагируя на критику, часто звучавшую в адрес Шульца. Немецкий политик во главе законодательного органа ЕС создал такую систему, когда его личное мнение было доминирующим в зале, и противоречия часто вспыхивали из-за того, что вся его деятельность направлялась на продавливание личной позиции. Тем не менее Шульц считал, что таким образом он выступает гарантом существования большой коалиции - правых и социал-демократов.

Его активность в этом направлении зашла настолько далеко, что в итоге он решал многие вопросы европейской повестки дня напрямую с председателем Еврокомиссии Юнкером, не привлекая к обсуждению Европарламент и даже лидеров политических групп. Одним из последних примеров такого взаимодействия была попытка Шульца утвердить еврокомиссара по цифровой экономике и обществу Гюнтера Эттингера на пост вице-президента ЕК по вопросам бюджета - без организации слушаний по этому делу в Европарламенте.

Таким образом, новый расклад, при котором все руководящие посты в ЕС занимают политики, аффилированные с ЕПП, отнюдь не укрепляет позиции Юнкера. Он сразу попытался сделать вид, что ничего существенного в Европарламенте не произошло. И начал говорить о том, что с эсдеками не нарушено коалиционное соглашение. (Народники напомнили, что социал-демократы по коалиционному соглашению получили пост верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности.) Юнкер также решил охладить пыл своих политических сторонников по поводу идеи собрать вместе с либералами конвент, который обсудит идеи дальнейших шагов по укреплению европейской интеграции. "Эта идея не обещает успеха", - заявил он в минувшую среду. Коалиция ЕНП и либералов была бы слишком "проевропейской", не отражала царящих в Европе настроений и привела бы к еще большей поляризации в самом Европарламенте. Вот почему Таяни сразу же дистанцировался от возможности тесного сотрудничества с Верхофстадтом, а учитывая его политический "бэкграунд", скорее, будет настроен на сотрудничество с евроскептиками. Обиженные социалисты пока также не готовы на мировую, видимо, рассчитывая выгоднее для себя использовать новую ситуацию, выйдя из коалиции с ЕНП, в которой они были на вторых ролях. Сразу после поражения на выборах главы Европарламента они начали работу над созданием левого альянса социал-демократов и зеленых.

Также возможно, что социал-демократы после поражения в ЕП потребуют для себя одну из двух руководящих должностей в ЕС - или пост самого Юнкера, или Туска. "Изгнание Юнкера становится теперь насущной задачей для каждого, кто хочет, чтобы Европа стала лучше", - поделился соображениями с агентством EurActiv один из осведомленных источников в европейских структурах. Именно Юнкер несет большую долю ответственности за то, что произошел референдум о Brexit и Евросоюз не смог адекватно отреагировать на угрозу выхода Великобритании. Страны Восточной Европы и, в частности, Вышеградской группы, критикуют его за позицию в вопросе разрешения миграционного кризиса. Наконец, поговаривают, что и немецкий канцлер Ангела Меркель в последнее время поменяла свое отношение к Юнкеру и оценивает его работу как неудовлетворительную. Она, видимо, также поддержала бы его отставку, чтобы дать Европе новый шанс. Вероятным кандидатом ему на смену мог бы стать голландский социал-демократ Франс Тиммерманс, ныне занимающий пост первого вице-президента Еврокомиссии. Впрочем, он не очень популярная фигура в стане европейских левых.

Кроме того, полномочия Дональда Туска на посту председателя Европейского Совета истекают в конце мая. Несмотря на критику со стороны его ярых оппонентов у себя в стране - польской партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского, он имеет все шансы удержать за собой этот пост.

Таким образом, новая ситуация в Европейском парламенте после избрания Таяни может привести к снижению эффективности работы европейской законодательной ассамблеи. Развал большой коалиции ЕНП и социал-демократов усиливает позиции мелких партий - популистов и евроскептиков, правых националистических партий, которые теперь получают больше возможности влиять на расклады при голосовании таких важных вопросов, как выход Великобритании из ЕС, торговое соглашение между ЕС и Америкой о зоне свободной торговли, и о безвизовом режиме для Украины и Грузии.