В последние годы международное положение Украины остается стабильным и в целом благоприятным. Урегулированы основные, унаследованные от прошлого внешнеполитические проблемы, подписаны ключевые международные соглашения. Классические военно-политические угрозы национальному суверенитету и территориальной целостности отсутствуют и их возникновение крайне маловероятно. Если исходить из официальных данных, отношения как с Россией, так и с Западом складываются нормально и соответствуют нашим национальным интересам. Результаты президентских выборов и последовавшее за ними структурирование парламента, в основном, прекратили политическую дискуссию относительно содержания национальных интересов и внешнеполитических приоритетов. Курс на ускорение реформ позволяет преодолеть издержки, связанные с невыразительностью модели национального развития.
Ослабление позиций левых, кажется, сняло вопрос о пересмотре «Основных направлений внешней политики», утвержденных еще в 1993 году. Более того, смена руководства профильных комитетов Верховной Рады позволяет серьезно повысить эффективность государственного механизма осуществления внешней политики, обеспечить динамичное развитие ее правовой базы. И все-таки на фоне общих тенденций международной жизни и особенно европейских процессов положение Украины вызывает определенные опасения. Потенциал открытого для нас СНГ, очевидно, не исчерпывает наши потребности в сотрудничестве. При этом значительно уступая западным соседям по темпам общественных трансформаций, Украина не в состоянии реализовать европейскую альтернативу и все больше отодвигается на периферию континентальных отношений. Складывается угрожающая перспектива международной маргинализации нашей страны. В какой мере это осознается правящей элитой?
В инаугурационной речи Леонида Кучмы 30 ноября 1999 года ключевыми ориентирами в нашей внешней политике названы «ее многовекторность, прогнозируемость и стабильность, сохранение внеблокового статуса Украины». Президент заявил: «Подтверждая свой европейский выбор, мы ставим стратегическую цель — вступление в Европейский союз. Требования к членам ЕС во многом совпадают с задачами, которые планируется решать во внутренней сфере, и прежде всего теми, которые касаются качества жизни народа». Такой подход придает внешней политике конкретный смысл и реалистически очерчивает ее зависимость от хода внутренних преобразований. Реальное укрепление международного положения невозможно без развития в обществе тех структур, институций и механизмов, которые, собственно, и обеспечивают международное сотрудничество в его современных формах.
Европейский выбор Украины имеет не только геополитический аспект, но также общественное измерение и означает, что наше государство декларирует свое стремление развиваться на основах плюрализма, демократии, верховенства права и уважения к правам человека, подтверждает приверженность принципам рыночной экономики. При этом становится понятно, что Украине, как субъекту международных отношений, для обретения новых, соответствующих европейским стандартам характеристик понадобится достаточно продолжительный период. Какой же должна быть на этом переходном этапе национальная внешнеполитическая стратегия?
Опыт последних лет однозначно свидетельствует об ограниченной совместимости курсов, реализуемых нашими стратегическими партнерами в международных делах, и прежде всего в сфере безопасности. Вместе с тем сочетание, гармонизация отношений с Россией и с Западом являются жестким императивом для нашей страны как сегодня, так и в перспективе. Необходимость выбора между ними означала бы опасный подрыв национальных интересов Украины. В такой ситуации приходится осуществлять не столько многовекторную, но целостную политику, сколько сложное маневрирование, при котором реализация собственной стратегии и эффективное отстаивание национальных интересов практически невозможно.
Возникает все больше практических проблем и с внеблоковостью. После нескольких лет малорезультативных попыток сближения с Европейским союзом и формализации перспектив присоединения к нему Украина вынуждена переосмысливать масштабы несоответствия современных национальных реалий и европейских стандартов, и собственных возможностей их нивелирования. Очевидным является то, что проблема не ограничивается экономическим отставанием Украины и неразвитостью правовой сферы. Интеграция стран континента уже давно и во все большей степени не является только экономической, хозяйственной. Она стала потребностью и способом развития общества в целом и стремительно наращивает свою политическую и гуманитарную составляющую.
В этих условиях внеблоковость, как она интерпретировалась до сих пор, равноценна отказу от полноценного участия в общеевропейских процессах. Фактически она является продуктом стихийного изоляционизма, своеобразной, существующей только для Украины биполярности. Равноудаленность от России и Запада все более означает не столько нейтральность, сколько именно удаленность. Такие отношения не избавляют нас от зависимости, но сокращают и без того ограниченные возможности не только влиять на партнеров, но и вообще достаточно внятно обозначать в отношениях с ними свои интересы. Иными словами, интерес к нам со стороны Вашингтона и Брюсселя не должен основываться на антироссийских расчетах, а российское антизападничество не должно быть фактором отношений между Москвой и Киевом. Так же и нам следует не ограничиваться эксплуатацией особого геополитического положения, а радикально расширять возможности активного участия в развитии системы международных отношений.
Разумеется, придание большей четкости внешнеполитической стратегии должно быть не просто следствием действия внешних факторов. Украине, готовящейся отметить десятилетие суверенитета, пора, наконец, обрести общенациональный консенсус в вопросе о внешнеполитических приоритетах.
Один из последних системных опросов посвященных этой теме (проведен Институтом социологии НАН Украины в рамках проекта «Мониторинг «Украина на пороге ХХI столетия»), дает четкое представление о внешнеполитических ориентациях населения Украины. В частности, отвечая на вопрос: «Какому пути развития Украины вы отдаете предпочтение?», 18,5% опрошенных считают необходимым в первую очередь расширять связи в рамках СНГ, около 5% — развивать отношения с Россией, 24% — укреплять прежде всего восточнославянский блок; в то же время предпочитают устанавливать связи в первую очередь с развитыми странами Запада — 16,5%, а опираться на собственные силы — около 20%. Причем, если в Западной Украине на СНГ ориентированы всего 14% опрошенных, а на Россию — немногим более 1%, то ориентирующихся на интеграцию с Западом — 27%. В то же время среди опрошенных в восточных областях Украины расширять связи в рамках СНГ предпочитают 21,5%, со странами Запада — 13,7%, а опираться прежде всего на собственные ресурсы желают 15% опрошенных.
Налицо разделенность украинского общества, причем на фоне уже привычной восточно- западной дихотомии возникла еще и массовая ориентация опираться на собственные силы. Впрочем, она скорее следствие разочарования результатами международного сотрудничества последних лет. Получить действительную поддержку населения может только прагматичная, результативная внешняя политика. Такой подход предусматривает ориентацию, прежде всего на собственные долгосрочные интересы и общественные ценности, а не на геополитические центры силы.
В этом плане единственным рациональным и не отягощенным идеологическими пережитками является европейский вектор. Он вбирает в себя и приоритет общедемократических ценностей, и наиболее широкие возможности межгосударственного сотрудничества. В конце концов речь идет о наиболее органичном варианте соучастия в объективно обусловленных тенденциях мирового развития.
Европа является для Украины полем национальной самоидентификации и геополитических приоритетов. Вместе с тем Украина — одно из ключевых государств с точки зрения консолидации, безопасности и развития Европы. Принадлежность Украины к Европе определяется не только географическими, но и историческими и культурными факторами. На этом основывается политико- дипломатическая активность Киева, имеющая целью формальное сближение с европейскими структурами. Становление и развитие Украины как независимого государства органично определяется «возвращением» в Европу.
Национальные интересы Украины требуют утверждения Украины как влиятельного европейского государства, полноправного члена ЕС. В результате ожидаемого расширения ЕС — вступления в ЕС Польши и Венгрии — Украина будет граничить с ЕС, что создает принципиально новую геополитическую ситуацию. В связи с этим необходимо четкое и всестороннее определение внешнеполитической стратегии относительно интеграции Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство.
Безусловно, европейская политическая интеграция — сложное и противоречивое явление. Тем не менее, как раз она обеспечивает переход межгосударственного сотрудничества на качественно новый уровень. Политическое сближение, отказ от части суверенитета в пользу коллективных органов базируются на объективном совпадении национальных интересов. Принципиально важной предпосылкой политической интеграции является наличие общих общественных ценностей, утверждение правовой демократии, наличие высокоразвитого гражданского общества. Необходимая степень взаимного доверия и стабильность курса на интеграцию обеспечиваются согласием на уровне национальных элит, все более глубоким взаимодействием гражданских обществ отдельных государств. Сегодня для Украины это в лучшем случае среднесрочная перспектива. Однако возможности развития взаимодействия с европейскими партнерами и их интеграционное объединение налицо.
Принципиально важное значение имеет утвержденная Указом Президента Украины «Стратегия интеграции Украины в Европейский союз» от 11 июня 1998 года. Стратегия зафиксировала основные направления интеграционного процесса: адаптация национального законодательства к нормам ЕС, обеспечение прав человека; экономическая интеграция и развитие торговых отношений; взаимодействие с ЕС в контексте общеевропейской безопасности; политическая консолидация и укрепление демократии; приведение социальной политики Украины к стандартам ЕС; культурно-образовательная и научно-техническая интеграция; установление и углубление прямых контактов между регионами Украины и государствами—членами и кандидатами в члены ЕС; отраслевое сотрудничество; сотрудничество в области охраны окружающей среды. Стратегической целью Украины является вступление в ЕС.
Признание Европейским союзом важного значения Украины в формировании новой архитектуры европейской безопасности на третье тысячелетие может и должно быть использовано как существенный рычаг продвижения украинских интересов в отношениях с ЕС.
Общая стратегия Европейского союза относительно Украины, принятая во время Хельсинкского саммита в декабре 1999 г., является уникальным специальным документом, который закладывает основы сотрудничества с государством, не являющимся непосредственным претендентом на вступление в Союз. Европейский совет определил такие основные цели: поддержка процесса демократических и экономических преобразований в Украине; решение общих проблем Европейского континента; поддержка укрепления сотрудничества между ЕС и Украиной в контексте расширения ЕС.
ЕС придает большое значение развитию гражданского общества и конкурентной, благоприятной для инвесторов деловой среды в Украине и считает важным укрепление связей между народами и неправительственными организациями Союза и Украины. ЕС обязывается поддерживать усилия Украины по созданию благоприятной для деловой деятельности среды и будет поддерживать Украину в осуществлении социально-экономических реформ.
ЕС исходит из того, что геополитическое расположение Украины вдоль осей Север—Юг и Восток—Запад делает ее определяющим фактором в масштабах региона. В связи с этим ЕС предлагает укреплять сотрудничество с Украиной, уделяя особое внимание вопросам ядерной безопасности и усилению политического диалога. Прежде всего речь идет о таких сферах, как укрепление стабильности и безопасности в Европе; охрана окружающей среды, энергетика и ядерная безопасность. ЕС и Украина заинтересованы в развитии сотрудничества в борьбе с нелегальной иммиграцией и торговлей людьми, организованной преступностью, включая отмывание денег, нелегальную торговлю оружием и наркотиками.
Признание Европейским союзом важного значения Украины в формировании новой архитектуры европейской безопасности на третье тысячелетие может и должно быть использовано как существенный рычаг продвижения украинских интересов в отношениях с ЕС. Укрепление безопасности Украины связано и с обеспечением экономической безопасности и политической стабильности в государстве. Новая система безопасности должна строиться на сотрудничестве государств и взаимодействии организаций и структур безопасности на основе равноправия, партнерства и солидарности. Цель сотрудничества в области безопасности — создание единого пространства безопасности, свободного от разъединительных линий.
Для превращения в самодостаточное современное сильное государство требуется продолжительный переходной период. Это не может быть периодом «внутренней сосредоточенности» — осуществление таких преобразований невозможно в условиях изоляции. С точки зрения потребности укрепления государственности в Украине остро стоит вопрос о соотношении национального и интернационального. Эта проблема усложняется историческим отставанием внутренних процессов от господствующих современных международных, европейских тенденций. Очевидно, что перспективы национального возрождения и ускоренной поступи Украины связаны с преодолением этого отставания, построением открытого общества и интеграцией в международное пространство.