UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАДЕЖДЫ ГРУЗИИ

Как и ожидалось, грузинские парламентские выборы неожиданностей не принесли. Как и два месяца назад, оглушительную победу на них одержали сторонники действующего президента...

Автор: Михаил Соколовский

Как и ожидалось, грузинские парламентские выборы неожиданностей не принесли. Как и два месяца назад, оглушительную победу на них одержали сторонники действующего президента. По предварительным итогам партия «Национальное движение» получила 67,2% голосов избирателей. Долгое время казалось, что президентская партия будет вообще единственной, которой удастся преодолеть семипроцентный барьер. Позже стало известно, что в парламент удалось прорваться партии «Промышленники — новые правые», однако они набрали лишь 7,6% голосов. В последний момент потеряла надежду пройти в парламент партия Аслана Абашидзе «Возрождение».

С аджарскими подсчетами вообще постоянно происходило что-то непонятное. Президент был уверен, что его «Национальное движение» победило и в автономии. В Батуми, однако, утверждали, что, по предварительным результатам, впереди всё-таки идёт партия Абашидзе. Затем появилась вообще интересная цифра — «Возрождение» якобы в общем зачете получило 6, 96% голосов и не добирало всего лишь 0,04% для того, чтобы быть представленным в парламенте. И вот «счетчики» наконец дали окончательную цифру — с результатом 6,2% аджарцы остались за стенами законодательного органа страны. Так что в парламенте будут господствовать сторонники Саакашвили. А фракции «промышленников» предстоит сыграть, по сути, роль декоративной оппозиции.

Итак, Грузия вновь проголосовала за своего молодого президента, и на этот раз поддержала его партию. Еще накануне выборов грузинские политологи высказывали мнение о том, что народ не вышел из эйфории «революции роз», и поддержка «Национального движения» почти абсолютная. Главная проблема этих выборов заключалась в аджарском голосовании. Но вроде бы волеизъявление аджарцев прошло в спокойной обстановке, если не считать того, что в некоторых горных районах автономии с избирательных участков выгоняли избирателей из Тбилиси.

Результаты выборов, конечно, объяснимы — молодому президенту необходим однопартийный парламент, и он выстраивает свою вертикаль власти. Когда 36-летний Михаил Саакашвили, высокообразованный и уверенный в себе юрист, получивший образование в Америке, находился в оппозиции, он приобрел репутацию человека, способного вести за собой народные массы. Многие говорят, что он — именно тот человек, который нужен Грузии, чтобы пробудить к жизни эту разбитую страну.

И действия грузинских властей сегодня вполне объяснимы. Коррумпированным главарям мафии, которые контролируют значительную часть грузинской экономики, следует незамедлительно продемонстрировать, кто в стране хозяин; правительство должно собраться с силами и начать функционировать, должны собираться налоги, выплачиваться заработная плата и пенсии, должен быть обеспечен рост иностранных инвестиций.

Международные аналитики отмечают, что у Саакашвили и его сторонников есть шестимесячный период для действий до того момента, когда маятник перемен замедлится и Грузия лишится внимания иностранных доноров — как правительственных структур, так и частных организаций, в первую очередь основанного Джорджем Соросом Института открытого общества.

«Мы должны действовать быстро и решительно, чтобы пользоваться преимуществами политической поддержки», — заявил Михаил Саакашвили месяц назад во время своего визита в Вашингтон, где он встречался с президентом Бушем и получил от него заверения в поддержке.

Соединенные Штаты много вкладывают в Грузию по причине ее стратегического положения на южной границе России, а также потому, что по ее территории прокладывается крупный нефтепровод, который должен быть пущен в эксплуатацию в следующем году.

Тем не менее результаты грузинских парламентских и президентских выборов вызывают у многих наблюдателей серьезную тревогу и некоторые ассоциации с тем, что почти такие же результаты имел в республике во времена СССР Эдуард Шеварднадзе, когда баллотировался в Верховный совет Союза или Верховный совет Грузии.

Получается, что грузинский парламент фактически будет однопартийным. Грузия (сознательно или бессознательно) во многом копирует Россию, грузины сами говорят, что даже их телевизионные программы — кальки с российских. Понятно, что и в политике много калек. Ведь однопартийный парламент — это скорее российская специфика, а не грузинская. Но вот перед нами результат, которому позавидовала бы и «Единая Россия», а практически каждая западная страна сочла бы просто-напросто неприличным. Что это — прокол команды Саакашвили, которая недооценила народную любовь к себе, или как раз на такой исход рассчитывал президент? Как бы то ни было, а о демократическом имидже страны грузинам, похоже, придется на время забыть. 95% на президентских выборах, 66% — на парламентских: таким результатам позавидовал бы не только любой либеральный лидер, но и иной тоталитарный правитель.

И вот среди зарубежных журналистов, в том числе и западных, все больше и больше начинает преобладать тревожное мнение о появлении в Грузии нового авторитарного режима. Поразительная массовая поддержка действующего президента уже дала повод отдельным масс-медиа назвать его Грузинбаши, по аналогии с авторитарным правителем Туркмении Сапармурадом Ниязовым.

Парламентские выборы стали очередным свидетельством того, как демократически избранный президент Грузии по прошествии двух месяцев после вступления в должность продолжает рваться вперед с той же энергией, которая сместила его предшественника, Эдуарда Шеварднадзе, в ходе народного восстания в ноябре прошлого года.

Сторонники Саакашвили в Соединенных Штатах и в Европе, выделяющие большие деньги для финансирования его правительства и заинтересованные в его успехе, молят бога, чтобы он не заходил слишком далеко. Правозащитные группы уже начали предостерегать о тенденции к единоличному правлению, а российские средства массовой информации вообще не сдерживают себя, представляя грузинского президента в образе такого себе мини-Сталина.

Однако все большее число критиков начинают заявлять, что новый грузинский президент пользуется своей популярностью, чтобы обходить законы, нарушать права человека и заглушать голоса оппозиции, и Грузия может снова оказаться в руках автократического лидера. Маловероятно, что новый парламент Грузии сумеет обуздать его власть. Оппозиционные партии настолько подорваны и деморализованы, что могут вообще оказаться отлученными от законотворческого процесса.

Месяц назад близкий соратник президента Коба Давиташвили ушел с поста лидера правящей партии в знак протеста против сосредоточения власти в руках президента и давления на СМИ.

Конституционная поправка, которую удалось протолкнуть через послушный состав парламента предыдущего созыва почти без публичных дебатов, создала в Грузии сверхцентрализованную систему власти, аналогичную существующей сегодня в России, где глава исполнительной власти господствует над всеми ее ветвями.

Тем не менее Михаил Саакашвили остается пока что национальным героем. Однако все мы помним, сколько было восторгов, когда на президентских выборах в Грузии победил Звиад Гамсахурдиа. Тогда говорили, что к власти пришел бывший диссидент и демократ. А прошло всего несколько лет, и правление Гамсахурдиа окончилось кровавой гражданской войной и «импортом» из Москвы Эдуарда Шеварднадзе.

Сегодня с именем Михаила Саакашвили в Грузии связывают слишком много. Грузины уже столько лет живут жизнью, которая больше походит на перманентное умирание. И молодой президент Грузии, а также его партия в парламенте олицетворяют для большинства грузин материализацию их надежды на лучшее. Саакашвили — это президент и парламент отчаянной, сокровенной надежды. И если, не дай бог, новая власть в очередной раз не оправдает надежд народа, волна ринется в обратную сторону, и уж тогда Грузия может надолго скрыться в пучине безысходности.