UA / RU
Поддержать ZN.ua

Над Италией взошли "звезды"

Экономические корни политического кризиса.

Автор: Алексей Куропятник

Когда на мартовских парламентских выборах в Италии победу неожиданно одержали правые популисты, в стране возникло ощущение хаоса, которое традиционно переросло в мощный политический кризис.

В этот раз его отличие дало о себе знать угрозами для финансовой стабильности не только страны, но и всей еврозоны.

Новая коалиция объединила очень разные политические силы и начала с того, что почти три месяца согласовывала политическую программу правительства, даже создала "комитет согласия". 23 мая Джузеппе Конти, политически неопытный юрист, сделал попытку сформировать компромиссное правительство, в котором ключевой оказалась должность министра финансов. На эту должность был рекомендован Паоло Савона, бывший министр промышленной политики и давний критик экономической политики ФРГ и еврозоны. Принятие такого состава правительства стало бы сигналом о намерении страны выйти из еврозоны, что изначально было сознательной провокацией лидеров несистемных партий с минимальными шансами на успех.

Итальянские президенты очень редко используют право вето при принятии законов или формировании правительства, кроме случаев, когда речь идет о фискально опасных предложениях или о шагах к открытому конфликту с Евросоюзом. Президент страны Серджио Матарелла прогнозируемо наложил вето на предложенный состав правительства с требованием заменить кандидатуру Савона. Дальше спорная кандидатура должна была быть заменена, а формирование правительства - завершено.

Однако несистемные политики устроили демарш, пригрозив президенту импичментом. Это имело свою цену: внешние инвесторы запаниковали и начали быстро продавать акции проблемных итальянских банков и государственные долговые обязательства со значительным дисконтом. Процентные ставки на их обслуживание стремительно возросли с 1,8 до 3%, финансовая стабильность страны покачнулась, а фондовый рынок, который уже год неустанно падает, обвалился еще на 3%, потеряв 13 пунктов.

Похоже на то, что традиционные партии не придумали ничего лучшего для своего реванша на досрочных выборах в финансово уязвимой стране, как толкнуть политически непохожие и неопытные силы на формирование правящей коалиции. Однако коалиция быстро пришла в себя, и после извинений президент не только разрешил внутренне конфликтной коалиции вторую попытку, которая спасает ее от развала, а страну от досрочных выборов, но и быстро одобрил компромиссный состав, в котором чувствительную позицию занял менее одиозный евроскептик.

Почему вся эта бессмыслица происходит в стране с продолжительными традициями демократии? Недельный политический кризис проявил причины финансового кризиса еще 2008–2012 гг. Традиционные политические партии оказались не только неспособными выработать эффективную политику выхода из экономического затруднения, у них не возникло соответствующего понимания даже на теоретическом уровне. Они потеряли поддержку избирателей и проиграли несистемным политическим силам - популистскому левому "Движению пяти звезд", который представляет самые бедные регионы юга, и ультраправой "Лиге" (бывшей "Лиги Севера"), представляющей промышленно развитые регионы севера. Эти политические силы попытались предложить альтернативные подходы к решению фундаментальных проблем страны, но оказались антагонистическими по многим пунктам своих программ.

У нового правительства сложное наследство. Италия поражена мощными экономическими проблемами. В частности, имеет один из самых высоких суверенных долгов в мире - 2,4 трлн долл. (это 133% от ВВП), не учитывая долга 400 млрд евро перед Европейским центробанком и государственной поддержки проблемных банков, которая достигает 15% их отчетного баланса. Еще 10% составляет внутренний заем. В течение следующих трех лет страна должна выплатить 600 млрд евро и в течение пяти лет - половину суммы долга. И все это на фоне потери с 1999 г. способности Италии к экономическому росту и глубоко нестабильной банковской системе.

С 2007 г. экономика страны сократилась на 10% на фоне непосильных для бюджета государственной программы социальной помощи, негибкого рынка труда и коррупции. Ситуация настолько обострилась, что нереформированная Италия стала угрозой для существования еврозоны и стабильности Евросоюза. Экономические и политические проблемы в Италии в последний месяц повлекли за собой заметное падение курса евро, хотя не стали ведущим фактором. Однако состояние здоровья экономики еврозоны уже вызывает тревогу.

Экономика Италии в последние годы разбалансировалась: на внешних рынках прибыль получают только производители товаров для любителей роскоши. Такие сектора производства, как автостроение, бытовая техника, дешевые ткани и одежда, стали неконкурентоспособными. Показателен относительно этого спад производства бытовой техники, в котором еще в 2007-м страна была одним из лидеров. Италия перенесла производство в страны с дешевой рабочей силой, что не решило проблемы, а привело к росту безработицы и углубило пропасть в уровнях развития регионов.

Политика ЕС относительно сокращения потребления и инвестирования разрушила 15% промышленного потенциала страны. Малые предприятия, ранее служившие основой экономического процветания, закрываются из-за низкого уровня доходности и нехватки доступных кредитов.

Возможный дефолт Италии (третьей экономики Евросоюза, которая в 10 раз больше греческой) представляет в разы большую опасность единству еврозоны и Евросоюзу как экономическому блоку, поскольку общих ресурсов у Брюсселя и МВФ для ее спасения нет. Общий долг реальной экономики (правительства, домохозяйств и бизнеса) достиг 259% ВВП и с 2007 г. увеличился на 55% без учета долговых обязательств перед пенсионным фондом и сферой здравоохранения.

Проблема обострилась на фоне расхождений в подходах новой коалиции и Евросоюза к ряду вопросов. Наиболее противоречивым стало требование популистов изменить внутреннюю политику ЕС так, чтобы можно было соединить рост затрат на социальные программы, что обещало избирателям "Движение пяти звезд", и сокращение налогов, которое обещала "Лига". Ее реализация приведет к потере 170 млрд евро, или 10% ВВП Италии, и может спровоцировать наихудший сценарий дальнейшего развития Евросоюза.

Существуют и структурные проблемы. Условия ведения бизнеса в Италии остаются сложными, энергетические затраты - слишком высокими, инфраструктура требует немедленного обновления. На образование тратится очень мало. Общий уровень безработицы достиг 12–13%, среди молодежи - 40.

Но самые большие неурядицы с банковской системой, ослабленной проблемными кредитами на сумму 150–200 млрд евро. В отличие от США и Великобритании, банковская система Италии не смогла избавиться от проблемных активов, вызванных коррумпированным кредитованием государства. В апреле 2017 г. правительство даже было вынуждено создать отдельный фонд "Атлант" с бюджетом 5,57 млрд долл. для спасения слабых банков путем выкупа их "токсичных активов". В прошлом году фонд уже спас самый старый банк Monte dei Paschi di Siena, но проблемы сектора так и не решил, потому что 20% займов являются правительственными, а следовательно, политически мотивированными и без шансов на возврат.

Наконец, коррупция в Италии повышает затраты производства до 60 млрд евро ежегодно (4% от ВВП). Считается, что правительство недовзимает ежегодно налогов на сумму 160 млрд евро. Это третий самый высокий уровень в Западной Европе.

Истеблишмент страны, в отличие от англосаксов и немцев, не желает проводить структурные реформы, ограничивается "маленькими шагами". Членство Италии в еврозоне появилось в повестке дня также неслучайно: правила еврозоны существенным образом суживают инструменты суверенного правительства эффективно влиять на экономику и банковскую систему, в частности проводить денежную эмиссию.

Чего можно ожидать? Новое правительство под руководством Джузеппе Конти обещает укротить нелегальную иммиграцию, усилить национальную безопасность и предпринять ряд мер, направленных против политики экономии бюджетных затрат, поскольку такая политика не позволяет национальной экономике восстановить рост. То, что коалиция пойдет на такой радикальный шаг, как выход из еврозоны, вызывает сомнения: коалиционные партии не призывали в ходе выборов к референдуму относительно дальнейшего членства Италии в еврозоне, поскольку большинство итальянцев не поддерживают этот сценарий. Страна не способна самостоятельно справиться с финансовыми проблемами, потому что единственным надежным заемщиком для нее остается Евросоюз.

Следует отметить, что Евросоюз слышит тревожные голоса из Италии и готов рассматривать ее проблемы. 5 июня министры МВД стран - членов ЕС встретились для обсуждения возможных изменений к Дублинским правилам иммиграции, вызвавших столько споров (правила предусматривают подачу лицом анкеты на статус беженца в первой стране ЕС, куда оно прибыло). Руководитель МВД Италии и лидер "Лиги" Маттео Сальвини считает их бременем для северных стран ЕС в районе Средиземного моря из-за непропорционального баланса управления, численности и затрат.

А тем временем новое правительство начало деятельность с грубых ошибок в сфере внешней политики. М.Сальвини обвинил страны Африки в экспорте "не джентльменов, а осужденных преступников", что вызвало дипломатический скандал. Послужил причиной дискуссии и его призыв снять экономические санкции ЕС с России - и все это на фоне подозрений (пока не подтвержденных) в финансировании избирательной кампании партий коалиции Кремлем, которые публично озвучил Джордж Сорос.

На самом деле все политические силы Италии хотят расширения сотрудничества с Россией. Потери от санкций для компаний Италии год назад уже достигли 10 млрд евро, и партия Сальвини, как и другие партии, вела избирательную кампанию с соответствующими обещаниями. Хотят снятия санкций ЕС против РФ и бизнесмены. Итальянцы относятся к России преимущественно благосклонно, половина из них выступает за снятие санкций, а три четверти уверены, что с Россией надо сотрудничать в борьбе с терроризмом.

Но отношения с Россией во внешней политике страны не являются приоритетом. Такими являются внутренние вопросы: снижение уровня налогообложения, помощь семьям, рабочим, пенсионерам, мигрантам и членство в еврозоне. Ключевыми приоритетами остаются отношения с Евросоюзом и США, с которыми решение о санкциях надо согласовывать.

Само заявление Сальвини относительно санкций против России, как и аналогичное заявление премьер-министра Конти, было сделано в контексте усилий лидеров ведущих стран Евросоюза, которые еще с апреля с.г. пытаются убедить администрацию Трампа сделать исключение из санкций против компании "Русал" и других в пользу компаний ЕС, поскольку новые санкции США разрушают не только экономку России, но и ее партнерские компании на Западе: "Русал" поставляет свою сырьевую продукцию ведущим производителям алюминия в Европе, таким как Airbus, BMW и Volkswagen. А следовательно, санкции разрывают всю производственную цепь, из-за чего часть заводов закроется. Кроме того, политический вес Италии в Евросоюзе незначителен.

Заявления Конти и Сальвини свидетельствуют о готовности нового правительства поднять вопросы в Брюсселе вместе с Болгарией и Грецией. Но такое решение должно быть консенсусным. Однако о консенсусе пока речь не идет, потому что Еврокомиссия и Берлин поддерживают санкции.