Начало нынешней недели ознаменовалось заметным событием, которое многие наблюдатели именуют не иначе как переломным в постсаддамовской истории Ирака. 25 членов Правящего совета этого государства на церемонии в Багдаде подписали проект временной Конституции страны. В приветственной речи президент Правящего совета Мохаммед Хусейн Бахр Улоум назвал этот день «историческим моментом, определяющим историю славного иракского народа». Под аплодисменты Улоум и другие члены совета один за другим подписали документ, покоившийся на антикварном столике, когда-то принадлежавшем королю Фейсалу I, первому монарху Ирака.
Церемония подписания откладывалась дважды. В первый раз это было связано с серией кровавых терактов, а во второй — с появившимися в последнюю минуту у мусульман-шиитов сомнениями по поводу нескольких статей Основного Закона. Поэтому все минувшие выходные члены Правящего совета провели в городе Неджефе, где уговаривали духовного лидера иракских шиитов аятоллу Али аль-Систани отказаться от своих возражений против некоторых статей Конституции.
Аль-Систани не входит в число членов временного Правящего совета, которые должны были скрепить своими подписями Конституцию, но его мнение заставило шиитских лидеров, занимающих 13 из 25 мест в этом органе, потребовать новой отсрочки и отправиться к аятолле за наставлением.
В итоге последний заявил, что его единоверцы могут подписать Конституцию, однако основной текст должен быть снабжен поправкой, по поводу которой следует провести дополнительные переговоры. В настоящем же виде, по мнению аль-Систани, на основе Конституции принимать законы нельзя, поскольку она фактически предоставляет курдскому и суннитскому меньшинствам право вето.
Дело в том, что по Конституции закон отклоняется, если против него выскажется две трети населения любых трех из 18 иракских провинций. Курды составляют подавляющее большинство как раз в трех северных провинциях, поэтому они могут заблокировать любой закон. Представители шиитов заявляют, что положение, при котором 10 процентов населения способны заблокировать волю 90 процентов, неприемлемо и должно быть изменено. В свою очередь руководство коалиции полагает, что эта статья Конституции как раз и придумана для того, чтобы обеспечить права меньшинств.
Очевидно, что по этому вопросу еще предстоят сложные переговоры, на которых, как рассчитывают Соединенные Штаты, ключевую посредническую роль сыграют представители Организации Объединенных Наций. Тем не менее к вечеру воскресенья стали поступать сообщения о том, что аятолла все же решил поддержать проект с упомянутой оговоркой.
«Иракцы не хотели ждать, и мы пошли им навстречу», — сказал полгода назад глава временной администрации США в Ираке Пол Бремер. Но и Америка не хотела ждать. Лозунг «Иракизация» и как можно быстрее!» стал в США в последнее время особенно популярным: администрацию Джорджа Буша уже «достало» постоянное разыгрывание иракской карты его конкурентами на предстоящих выборах.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Соединенные Штаты расценили подписание временной Конституции Ирака как свою крупную дипломатическую победу. Президент Буш назвал это событие «исторической вехой на долгом пути иракского народа от тирании и насилия к свободе и миру».
Что ж, Белый дом достиг того, чего хотел, — и на бумаге основной иракский закон выглядит весьма привлекательным. В его преамбуле говорится: «Народ Ирака делает все возможное для обретения своей свободы, узурпированной предшествующей тиранией, отвергает насилие в любом его проявлении». А далее следуют 62 статьи на 25 страницах, которые должны примирить арабские традиции и западную демократию, плюрализм и ислам как государственную религию, посла Пола Бремера и аятоллу аль-Систани.
Согласно Конституции, в Ираке будет Конституционный суд. В основном законе говорится, что государственная собственность «священна», а частную следует охранять. С гимном и флагом еще предстоит определиться: в 8-й статье сказано, что «они будут выбраны в соответствии с законом». Государственных языка два: арабский и курдский (кто хочет обучать своих детей на туркоманском и армянском, может осуществить и это).
Религиозным меньшинствам гарантируется свобода вероисповедания. Относительно женщин: Правящий совет объявил своей целью, чтобы в парламенте страны женщины составляли не менее четверти его состава. Но конституционно гарантировать это пока невозможно. Технически по новой временной Конституции женщинам предоставлены права наравне с мужчинами, в том числе право голосовать и право быть избранными в органы управления. Эта часть Конституции выглядит наиболее современной.
Дальше начинаются сложности. Так, в Основном Законе определено, что правительство в стране будет «республиканским» и «федеральным». Однако, похоже, внутри Ирака так и не преодолены разногласия о самом понятии «федеративное устройство». В США под такой формулировкой обычно подразумевается, что страной руководит центральное правительство, но на местном уровне определенная власть и определенная ответственность за управление принадлежит избранным региональным, общинным лидерам. Провинциям предоставляется определенная автономия. Но иракская проблема состоит в том, что курды по-своему трактуют федеративность и придают понятию «автономия» гораздо большее значение, близкое к понятию «независимость». В этом заложена и будущая напряженность в межэтнических отношениях внутри Ирака.
При Саддаме Хусейне Ирак был светским государством. Сейчас же роль религии в Конституции является одним из самых больших противоречий. В ней сказано, что ислам должен быть одной из главных опор законодательства страны, но не главной. Так что иракское руководство, очевидно, не будет руководствоваться законом шариата, как настаивали определенные религиозные круги, но в то же время ислам будет оказывать большое влияние на формулирование иракского законодательства. В этом смысле Ирак станет ближе к Турции, чем к Ирану.
Однако о каком исламе идет речь — суннитском или шиитском? Интересно, что даже среди иракских шиитов мало кто хочет, чтобы Ирак развивался по примеру Ирана, который страдает от чрезмерной власти своих духовных лидеров. И в этом заключается одна из главных причин того, почему большинство иракцев выступает против главенства исламского законодательства.
Однако все эти противоречия объясняются тем, что временная Конституция содержит лишь общие принципы государственного устройства нового Ирака после передачи власти американцами 30 июня 2004 года, а решение важных вопросов будет оставлено органу, сформированному путем всеобщих выборов. Это произойдет в начале 2005 года.
Итак, первый этап «иракизации» Ирака завершен. Подписание Конституции произошло с опозданием всего на неделю по сравнению с графиком, разработанным в декабре прошлого года, когда администрация Буша огласила свои планы относительно послевоенного периода в Ираке: сначала Конституция, затем выборы и передача власти законному правительству. Но это было достигнуто лишь благодаря американскому локомотиву. И сегодня никто не может с уверенностью сказать, дойдет ли дело до следующих этапов.
На протяжении десятилетий Саддам Хусейн держал в своих руках власть за счет тайной полиции и армии, и теперь не случайно новая Конституция однозначно ставит их «под контроль гражданских властей». Кому будут принадлежать эти полномочия после вступления в силу временной Конституции, пока неизвестно. «Суверенитет» перейдет от оккупационных сил к временному иракскому правительству, которое будет обладать всей полнотой власти, но не будет выборным. Даже ООН согласна с тем, что за столь короткий срок проведение выборов невозможно. Никто не знает, когда в конце концов иракцы пойдут к избирательным урнам. Члены Правящего совета, одобрив Конституцию, надеялись на продление их мандата. Но не исключено, что напрасно.
В общем же, всем совершенно ясно, что политическое восстановление Ирака не может быть решено одной Конституцией, оно также нуждается в безопасной и стабильной внутренней и внешней обстановке, а также в совместных усилиях заинтересованных сторон и международного сообщества.