UA / RU
Поддержать ZN.ua

Начало конца Дональда Трампа?

Помешают ли юридические проблемы экс-президента побороться за Белый дом во второй раз

Автор: Олег Шамшур

История Соединенных Штатов богата политиками, отличавшимися экстравагантным, а то и просто безответственным поведением. Дональд Трамп, с большой долей вероятности, может возглавить этот антирейтинг. Об этом в частности свидетельствует беспрецедентное количество расследований, направленных против него и людей из его ближайшего окружения. Сейчас основные юридические проблемы Трампа можно разделить на следующие категории:

Читайте также: «Мирный план» Трампа для Украины: отдать Крым и отказаться от НАТО

Первая. Попытки пересмотреть результаты президентских выборов 2020 года. Несмотря на то, что Трамп был оправдан во время процедуры импичмента предыдущим составом сената, где республиканцы составляли большинство, в июле 2021 года демократы при участии отдельных конгрессменов от Республиканской партии создали «комитет 6 января». Он расследует действия Дональда Трампа по подстрекательству толпы его сторонников, которые ворвались в дом Конгресса, когда там проходил процесс утверждения победы Джо Байдена. Во время слушаний, организованных комитетом (они должны продолжиться в сентябре), была обнародована масса губительных для бывшего президента свидетельств. Комитет не уполномочен проводить против Трампа судебное расследование, но он может передать свои выводы на рассмотрение министра юстиции США для открытия уголовного производства. Обвинения в адрес Трампа могут включать препятствование подсчету голосов в Конгрессе и попытки незаконно пересмотреть результаты голосования. Ответственность за оба преступления предусматривает штраф или арест. Комментируя действия Трампа, министр юстиции США Меррик Гарланд заметил, что «закон выше любой личности».

Сюда же нужно добавить уголовное расследование, начатое в штате Джорджия, касающееся попытки Дональда Трампа повлиять на голосование, когда он во время телефонного разговора с госсекретарем Джорджии (который, кстати, является республиканцем) настаивал, чтобы тот «пересмотрел» итоги голосования в штате.

Вторая. Обвинения в нарушении налогового и банковского законодательства США до избрания Трампа президентом США. Эти расследования сконцентрированы в Нью-Йорке. Генеральный прокурор штата обвиняет компанию Трампа в незаконном получении налоговых льгот и кредитов вследствие «неправдивой или сомнительной оценки» своих активов. Отдельное расследование деловой деятельности компании Трампа ведет окружная прокуратура Манхеттена. Главный финансист компании признал себя виновным в действиях по уклонению от уплаты налогов в течение 15 лет и согласился свидетельствовать против компании Трампа на будущем судебном процессе. Примечательно, что сам Трамп во время допроса в прокуратуре штата Нью-Йорк отказался свидетельствовать, ссылаясь на пятую поправку к конституции США, предоставляющую гражданину США право отказаться от дачи показаний, которые могут привести к самообвинению.

Третья. Возможное нарушение правил обращения с секретными документами. Невероятную публичную огласку получил августовский обыск ФБР в флоридском имении Трампа Мар-а-Лаго, во время которого было изъято много секретных документов (вдобавок к изъятым в январе Администрацией Национального архива США), хранившихся там незаконно. Обыск проводился в рамках уголовного расследования минюстом США потенциального нарушения ряда законов, включая закон о шпионаже, который касается сбора, передачи или потери информации о национальной обороне, и законов, касающихся повреждения и перемещения официальных документов и уничтожения, изменения и фальсификация документов, использующихся в федеральных расследованиях. Нарушение всех этих законов предусматривает наказание в виде заключения. Впрочем, официальные обвинения сейчас не выдвинуты ни против Трампа, ни против какого-либо другого лица.

Getty Images

Четвертая. Индивидуальные иски против Дональда Трампа. Иск журналистки Джилл Керролл, которая утверждает, что стала жертвой сексуального насилия со стороны Трампа в 1990-х годах (слушание судебного дела назначено на 6 февраля 2023 года). Иски против Трампа, поданные рядом полицейских, раненных во время штурма Капитолия 6 января 2020 года. Иск племянницы Трампа, которая обвиняет дядю и его детей в том, что они незаконно лишили ее наследства. Иск бывшего личного адвоката Дональда Трампа Майкла Коэна, утверждающего, что бывший босс снова упек его в тюрьму из-за публикации разоблачительных мемуаров. И этот перечень можно было бы продолжить.

Трамп оценивает все эти расследования как «охоту на ведьм» и политические преследования, подобные тем, которым подвергаются оппозиционные лидеры в автократических странах (словно забывая, что он сам относится с большой благосклонностью к ряду авторитарных лидеров). Его слова, как всегда, с энтузиазмом приветствуют активисты Республиканской партии, которые считают бывшего президента жертвой вашингтонских институций и защитником настоящих американских ценностей. Таким образом, юридическое давление, которое испытывает Дональд Трамп, сейчас конвертируется в усиление его влияния в Республиканской партии, где происходит мутация партийных принципов в соответствии с радикализацией партийного ядра.

Читайте также: Возьмет ли Трамп реванш у Байдена и проиграет ли от этого Украина

В то же время потенциально накопление правовых проблем может сделать невозможным выдвижение Трампом своей кандидатуры на следующих президентских гонках или серьезно снизить его шансы на победу. Показательно, что Трамп — вопреки ожиданиям — все еще не заявил о своем намерении баллотироваться в 2024 году на должность президента.

Особое значение будет иметь выдвижение против него обвинений уголовного характера. Это, в свою очередь, будет зависеть от весомости фактов, установленных во время упомянутых расследований, которые дают основания видеть в действиях Д.Трампа состав преступления. Последнее обстоятельство подчеркивают практически все американские эксперты-юристы, комментирующие его юридические проблемы, независимо от своей партийной ориентации. В правовом государстве одного желания власть имущих или же их «уверенности» недостаточно для установления вины политического оппонента. Эта вина должна быть доказана политически незаангажированными органами судопроизводства, даже когда это касается политика с негативной репутацией.

Впрочем, прецедентов привлечения президента США к уголовной ответственности нет.

Больше статей Олега Шамшура читайте по ссылке.