UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ВРАЖЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

За последние несколько месяцев президент Путин посещает Японию уже второй раз. В июле он прибыл на встречу «большой восьмерки» в Окинаве триумфатором...

Автор: Михаил Соколовский

За последние несколько месяцев президент Путин посещает Японию уже второй раз. В июле он прибыл на встречу «большой восьмерки» в Окинаве триумфатором. Экономическая и политическая ситуация в России выглядела как никогда стабильной. Страна крепила свою экономику благодаря заоблачным мировым ценам на нефть, а российские олигархи, казалось, попали наконец под тяжелый кулак новой власти.

Новый президент, к тому же, не только говорил о величии своей страны, но и пытался доказывать это на практике. Совершив перед японским саммитом экспресс-вояж в Пекин и Пхеньян, он привез с собой согласие северокорейского лидера Ким Чен Ира прекратить разработки баллистических ракет в том случае, если его страна получит возможность выводить в космос космические аппараты мирного назначения с помощью западных ракетных носителей. Для коллег Путина по «восьмерке», свыкшихся с поведением предыдущего российского лидера, если и удивлявшего их неожиданностями, то непременно в виде каких-то незапланированных казусов, это оказалось настоящим сюрпризом. Ведь ликвидация северокорейской ракетной программы — самой серьезной внешней угрозы для Японии — ставила под сомнение аргументы Вашингтона по поводу поддержки Токио американской программы создания системы противоракетной обороны. Западная пресса стала даже писать о возможности возврата Москвой своего бывшего статуса посредника в заключении сделок и договоров мирового уровня.

Нынешний визит Путина в японскую столицу проходил совершенно в других условиях. За спиной у российского лидера уже были и взрывы на Пушкинской площади, и трагедия в Баренцевом море, и пожар на Останкинской телевышке — символе российского информационного могущества. Статус России как мировой сверхдержавы (достижение которого, похоже, становится идефикс российского руководства) в очередной раз был поставлен мировым сообществом под большое сомнение.

К тому же своих российских друзей подвел и Ким Чен Ир. Недели за две до прибытия Путина в Токио он неожиданно заявил в своем интервью местной прессе о том, что российский президент неверно истолковал его слова о возможном отказе КНДР от своей ракетной программы. В своей беседе с ним он якобы высказался об этом «мимолетно» и вообще в «шутливой манере». Наблюдатели говорят, что за переменой своей позиции лидером Северной Кореи стоят происки Пекина, имеющего на Пхеньян чрезвычайно сильное влияние и являющегося идеологом его ракетной программы. Однако суть не в этом, а в том, что накануне визита в Японию президент России лишился одного из главных своих козырей.

А ведь в Токио Путину нужно было опять возвращаться к непростым вопросам, которые Россия и Япония не могут разрешить уже более полувека. Главной темой на переговорах, как и ожидалось, стал вопрос о территориальной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды. Япония настаивает на возвращении этих территорий, аннексированных СССР по окончании Второй мировой войны, но Москва пока отказывается удовлетворить требования Токио. Все бы ничего, если бы эта проблема не являлась препятствием к подписанию всеобъемлющего мирного договора между двумя странами, оставляя до этих пор за Японией и Россией статус государств, находящихся в состоянии войны между собой. Так что формально президент России провел минувший уик-энд на вражеской территории. Впрочем, использовал он это пребывание весьма эффективно.

ОСТРОВА ПРЕТКНОВЕНИЯ

Самый южный остров Курильской гряды прекрасно виден с северной оконечности японского Хоккайдо даже в дождливую погоду. Это фактически даже не остров, а небольшая скала, входящая в группу Хабомаи. Географы до сих пор спорят о происхождении Курил. Российские специалисты считают их частью Камчатского шельфа, а японцы уверены, что они расположены на шельфе острова Хоккайдо.

Геологически Южные Курилы — острова вулканического происхождения. К ним относят Шикотан, Кунашир, Итуруп и острова группы Хабомаи. Самый крупный из них — Итуруп. Общая площадь Южных Курил составляет около восьми тысяч квадратных километров, примерно 0,047 процента от территории России. Население Южных Курил достигает, по разным оценкам, от 30 до 35 тысяч человек, из них около 10 тысяч — военные.

500-летняя история российско-японской борьбы за Курильские острова весьма драматична. В незапамятные времена они были населены представителями народности aйнов. В XV веке на обитателей затерянных в океане «бесхозных» участков суши положили глаз вассалы одного из японских кланов и обложили их данью. Лет через сто после этого на островах появились русские первопроходцы, и вскоре здесь выросли казачьи станицы. Тогда-то и начали происходить первые стычки между русскими и японскими поселенцами, а также местными жителями.

Официально Курильские острова были объявлены частью России в 1821 году. Почти одновременно то же самое сделали и японцы. Однако переговоры о принадлежности Курил начались только в середине XIX века. В конце концов было решено, что Россия получает часть Сахалина, расположенную южнее 47-й параллели, а японцам отходит вся территория Курильской гряды к северу от Итурупа.

После поражения российских войск в русско-японской районе 1905 года Япония получила полный контроль над Курилами и над частью Сахалина, расположенной южнее 50-й параллели, а к началу Второй мировой войны она превратила Курильские острова в один сплошной военный гарнизон. Именно отсюда, с Итурупа, в ноябре 1941 года взлетели бомбардировщики, уничтожившие американскую военную базу в Перл-Харборе.

Советский Союз заявил о своих притязаниях на Курилы только в конце войны, на Ялтинской конференции 1945 года, найдя поддержку в этом вопросе у американцев. Вопрос был решен практически сепаратно, поэтому Токио эти соглашения никогда не признавал, обращая внимание на отсутствие под ними подписей японских дипломатов. Тем не менее в августе 1945 года советские войска фактически оккупировали острова.

В 1956 году СССР и Япония подписали Московскую совместную декларацию, документ, который до сих пор определяет многое в отношениях двух государств. В декларации говорилось, что после заключения официального мира между государствами Советский Союз передаст Японии Шикотан и гряду Хабомаи. Но мирное соглашение так и не было подписано — четыре года спустя Япония разрешила Соединенным Штатам строить на своей территории военные базы, а СССР в ответ отказался выполнять условия Московской декларации. С тех пор обсуждение вопроса о принадлежности островов было заморожено на тридцать лет. Советские руководители просто-напросто подтверждали, что территориального вопроса в отношениях Москвы и Токио не существует.

В эпоху Горбачева, вдохновленные успехами западных немцев и восточных европейцев, японцы поспешили воспользоваться моментом и получить с Москвы по своим «неоплаченным счетам». Казалось, еще немного — и они в этом преуспеют. Ведь добились же они от советского лидера заявления о том, что курильскую проблему «нельзя считать окончательно решенной». Однако радость их была преждевременной. Спустя всего две недели Горбачев опроверг сам себя, сказав, что у СССР «нет лишней земли». С того времени нерешительность и скрытность стали чуть ли не основой российско-японских отношений.

Сперва в прессе всплыла информация о существовании некоего пятиэтапного российского плана решения территориального вопроса, которую советники Ельцина напрочь опровергли. Неизвестной до последнего времени оставалась и судьба предложения Японии о так называемом «Гонконгском варианте», в соответствии с которым острова становятся японскими, но править ими на неопределенный срок продолжает Россия.

Наверняка известно только одно: в 1997 году в Красноярске Борис Ельцин и Рютаро Хасимото договорились решить курильский вопрос и подписать мирный договор к 2000 году. Срок истекает, однако стороны с того времени не приблизились к решению проблемы ни на шаг. Мало того, в российской прессе гуляет предположение о том, что решена она может быть только лет через пятьдесят. В администрации Владимира Путина незадолго до начала визита нынешнего президента России в Страну восходящего солнца тоже дали понять, что на чудо рассчитывать не следует.

Так почему же две могущественные мировые державы поставили во главу угла своих отношений принадлежность нескольких островов, экономическое значение которых не такое уж и большое? Действительно, в бюджете СССР, а потом и России, никогда не было денег на освоение этих островов, а расположенные на Итурупе месторождения ценных и редкоземельных металлов до сих пор даже не разведаны. Ведь себестоимость добычи этих руд здесь настолько велика, что их разработка экономически бессмысленна. Основное занятие жителей Южных Курил — рыболовство. Мимо этих островов из Тихого океана в Охотское море проходят огромные стада лососевых. Осенью, в период нереста, рыба заходит и в здешние реки. У берегов Курил добывают крабов и морскую капусту. По некоторым оценкам, добыча морской фауны в этом районе может приносить России около 4 миллиардов долларов в год. Приносит — едва ли миллиард, но и эти деньги по доброй российской традиции пропадают бесследно.

Так почему же Москва так цепко держится за такие убыточные территории? Дело не только в «национальной гордости великороссов». Контроль над островами в принципе позволяет блокировать морские пути с Дальнего Востока к тихоокеанскому побережью США и серьезно осложнить деятельность любого флота в регионе.

Именно поэтому токийские переговоры президента России Владимира Путина с премьер- министром Японии Йосиро Мори не увенчались сенсационными заявлениями. Как и обещала российская сторона, острова Южно-Курильской гряды пока что останутся во владении России. Впрочем, никто и не ожидал серьезного прорыва в этом вопросе во время визита российского президента в Токио. Дело в том, что премьер-министр Японии Йосиро Мори слишком слаб для того, чтобы принимать на себя подобный политический риск, а японские патриоты не проявляют никаких признаков потери интереса к возвращению островов. Путин же, заработавший себе репутацию жесткого сторонника сохранения территориальной целостности России (и предложивший недавно ликвидировать право автономных российских республик на свой суверенитет), в ближайшее время ни за что не решится на передачу Японии спорных островов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Следует отдать должное российскому президенту, пожелавшему прояснить вопросы, омрачающие столько лет японо-российские отношения, в первом же раунде переговоров. Так, российская сторона наконец-то дала официальный ответ на предложение, которое бывший премьер-министр Японии Рютаро Хасимото высказал в свое время Борису Ельцину (то самое, в котором Токио предложил России формально передать Южные Курилы Японии, оставив их при этом под административным управлением Москвы на неопределенный срок).

Россия фактически отвергла предложение, высказанное японской стороной, заявив, что оно содержит ряд новых элементов, однако не может рассматриваться в качестве основы для взаимоприемлемого компромисса. Таким образом, новый президент России фактически покончил с неопределенностью в российско-японских отношениях, характерной для эпохи Ельцина. Конечно, японцы вряд ли могут обрадоваться его твердому «нет», однако они должны быть удовлетворены тем, что их, по крайней мере, перестали кормить несбыточными обещаниями.

К тому же, стороны подписали документ, в котором обозначили стремление России и Японии продолжать переговоры по поводу заключения мирного договора путем решения территориальной проблемы. Было также принято решение о ведении совместной хозяйственной деятельность на спорных островах.

Кроме того, Токио и Москва подписали несколько других документов. Министр иностранных дел Игорь Иванов поставил свою подпись под протоколом к соглашению о предотвращении аварий в морском и воздушном пространстве и под межправительственным меморандумом о сотрудничестве в области борьбы с преступностью. Были также подписаны соглашение о научно-техническом сотрудничестве и договоренность между пограничными службами двух стран. Министр энергетики России Евгений Адамов подписал меморандум о сотрудничестве в области разоружения, нераспространения и утилизации ядерных вооружений. И самое главное — Япония и Россия подписали договоренность о реструктурировании советских долгов. Речь идет о 6,345 млрд. йен, 397,54 млн. долларов и 970,000 немецких марок.

* * *

Заслуга Путина заключается в том, что, несмотря на жесткую позицию Москвы в отношении территориальных споров с Японией, он не позволил за счет этого испортить дипломатическую партию и объявил о новом возрождении дружеских связей между Москвой и Токио. Самым главным итогом его посещения Японии можно назвать расширение экономической кооперации двух стран и обмен обязательствами вести дальнейшие переговоры по территориальному вопросу.

До 1997 г. Япония заявляла, что не будет развивать никаких экономических связей с Россией до тех пор, пока не будет решен вопрос с Курильскими островами. Однако сейчас обе стороны заинтересованы в укреплении и развитии этих связей. России необходимы инвестиции для разработки полезных ископаемых в ее восточном регионе. Япония же, экономика которой в значительной степени зависит от импорта энергоресурсов, стремится получить доступ к нефтяным и газовым месторождениям на российском Дальнем Востоке.

Большинство экспертов предполагает, что рост экономических связей приведет к тому, что спор России и Японии по поводу Курил со временем отойдет на второй план или будет полностью забыт. Это и понятно, в каждой из стран существует достаточно внутренних ресурсов для сближения политических позиций: это и общее желание обуздать Северную Корею, и беспокойство каждой из стран относительно близких связей другой с таким соперником по влиянию в регионе, как Китай. Американские аналитики правы: рано или поздно здравый смысл возобладает и в Японии, и в России, и эти страны смогут коренным образом изменить существующий баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.