UA / RU
Поддержать ZN.ua

На своей земле

Вот уже вторую неделю власть в Ираке формально принадлежит иракцам. Оккупация Ирака бесславно зак...

Автор: Михаил Соколовский

Вот уже вторую неделю власть в Ираке формально принадлежит иракцам. Оккупация Ирака бесславно закончилась незаметной церемонией (которая состоялась двумя днями ранее объявленного срока) и отлетом из страны главного администратора коалиционных сил в Ираке. Тем не менее американский гражданский управляющий в Ираке Пол Бремер не покинул Багдад сломя голову, как 30 лет назад это сделал последний американский посол во Вьетнаме. Его последний официальный акт и уход явно были частью умелой постановки, в организации которой наверняка участвовали предвыборные советники Буша. И администрация американского президента извлекла максимальную пользу из самой процедуры передачи власти иракцам.

По официальной версии, Бремер передал власть временному иракскому правительству под руководством Айяда Алауи за два дня до запланированного срока по соображениям безопасности. Действительно, главное преимущество неожиданной передачи власти заключается в нарушении планов повстанцев, реализация которых, скорее всего, была намечена на 30 июня. Поскольку одна из наиболее острых проблем, с которыми сталкивается иракское руководство, это обеспечение безопасности, данный шаг дает ему моральное превосходство на старте.

Однако сюрприз был предназначен не только исламским террористам, но и участникам саммита НАТО в Стамбуле. И этот сюрприз также удался. Передача власти в Ираке дала возможность президенту США Джорджу Бушу и британскому премьер-министру Тони Блэру представить своим союзникам по НАТО аргумент, на который они всегда опирались в моменты, когда другие оправдания войны утрачивали убедительность, — то, что когда-нибудь иракцы получат суверенитет. Сейчас Буш и Блэр могут сказать, что они свое обещание сдержали.

Итак, террористы не смогли провести теракты в момент передачи власти, которые они, наверное, планировали, а европейцы на заседании НАТО утратили возможность игнорировать проблему Ирака. Ведь до последнего времени все ходатайства Соединенных Штатов о помощи они отвергали, ставя перед американцами, казалось бы, невыполнимое условие — запрос должен поступить от суверенного иракского правительства. Аналогичные аргументы готовились для делегации США и во время саммита НАТО в Стамбуле. Но на этот раз использовать их не пришлось.

Письмо Алауи с просьбой о помощи, уже поступившее в НАТО, подписано «суверенным» и.о. главы иракского правительства. И иракская тема с самого начала господствовала на саммите НАТО — к радости Буша и к недовольству захваченных врасплох европейцев.

Американцы, обычно довольно неуклюжие в своей иракской политике, на этот раз действовали более толково. И их операция вполне удалась. Сначала перенесение конференции НАТО на конец июня якобы из-за личных дел Буша, затем принятие резолюции Совета Безопасности ООН, который одобряет передачу власти «суверенному переходному правительству», назначение Алауи его главой и дальнейшее присутствие в Ираке многонациональных сил, то есть, прежде всего, 140 тысяч американцев. И вот теперь попытка возложить на НАТО большую ответственность за дальнейшее развитие событий в Ираке.

Однако такой успех Вашингтона можно считать лишь локальной победой. Действительно, президент США Буш выполнил свои обещания и уложился в срок. На этом все и заканчивается. Кто сегодня поверит в то, что американцы теперь из чувства ответственности за Ирак уйдут из страны? И кто станет утверждать, что Джордж Буш достиг хоть одной из своих целей — мира в стране и безопасности для иракского народа, демократизации и экономического восстановления государства. Более того, в последнее время мы все реже слышим о потерях американцев в Ираке и все больше о растущих жертвах терактов из числа иракского населения. Это выглядит тревожным признаком начинающейся гражданской войны. И последняя надежда Вашингтона на то, что иракское правительство сможет справиться с этим быстрее американцев, выглядит достаточно призрачной.

Неожиданная передача власти в Ираке стала для временного иракского правительства и покидающих страну коалиционных войск редким пропагандистским успехом. Однако такие победы обычно долго не живут, если они не подкреплены крепким фундаментом. А фундамент в Ираке, мягко говоря, весьма зыбкий.

Начнем с того, что речь идет всего лишь о временном, назначенном правительстве с ограниченными полномочиями. Выборы состоятся не ранее января будущего года, и даже после них будет создано «переходное» правительство, которое должно будет подготовить текст конституции и провести полноценные выборы к концу следующего года. Таким образом, до демократической легитимности еще далеко, поэтому нынешнему правительству будет трудно заручиться поддержкой народа.

А пока что временное правительство не может похвастаться даже тем, что оно контролирует всю территорию страны. На этой неделе иракская пресса сообщила о том, что после вывода коалиционных сил из города Самарра, расположенного в 85 км к северу от Багдада, полный контроль над ним установили исламисты. Боевики исламистских вооруженных организаций заняли военные лагеря и здания в городе сразу же после того, как 30 июня их оставили американские военнослужащие. Затем они захватили ряд административных зданий и подожгли дом главы местной администрации.

В настоящее время в Самарре, как и в Эль-Фаллудже, исламисты ввели правление, основанное на законах шариата. По свидетельству местных жителей, женщинам предписано в обязательном порядке ходить в длинных платьях и головных платках-хиджабах, а мужчинам запрещено носить джинсы. Введены также строгие ограничения на перемещение по улицам города в вечернее и ночное время суток.

Во-вторых, власть правительства над населением очень ограничена в ситуации, когда в среднем каждую неделю гибнут более ста гражданских лиц. В иракских силах безопасности служат сейчас 200 тысяч человек. Это внушительная цифра, однако результат деятельности этого войска производит не столь сильное впечатление. Временное правительство вынуждено полагаться на иностранные, в основном, американские войска, и это само по себе подпитывает восстание.

Прежде всего это касается вооруженной шиитской оппозиции и ее лидера радикального священнослужителя Моктады Садра. Вспомним, что в конце мая силы коалиции приостановили наступление на Неджеф в ответ на предложение о прекращении огня со стороны Садра. Лидер радикалов ранее дал понять, что его люди могут сложить оружие, если им будет предложена амнистия.

Тем не менее шииты продолжают заявлять о намерении сопротивляться временному правительству, хотя их позиция и выглядит значительно более мягкой, чем ранее. Так, представитель лидера «Армии Махди» Махмуд Судани заявил, что его босс намерен бороться против иностранного присутствия в Ираке, но в принципе осуждает насилие. «Мы за перемирие, однако будем продолжать мирное сопротивление, пока иностранные войска не покинут иракскую землю», — говорится в его заявлении.

Интересно, что эти примирительные слова последовали через несколько часов после выступления самого Садра, выдержанного в гораздо более антагонистическом тоне. «Мы обещаем иракскому народу и всему миру, что продолжим борьбу против угнетения и оккупации до последней капли крови. Сопротивление — законное право, а не преступление», — говорилось в заявлении, распространенном от имени лидера его штаб-квартирой в священном городе шиитов Неджефе. В документе также говорилось, что Садр не намерен заключать перемирие с теми, кто сотрудничает с американскими военными силами в Ираке.

В то же время новое правительство Ирака вновь отложило обнародование закона безопасности, который должен был бы обуздать — во всяком случае, на законодательном уровне — мятежное движение. По некоторым данным, одним из пунктов проекта нового закона было введение смертной казни. С другой стороны, предлагалось амнистировать тех боевиков, которые оказывали сопротивление коалиционным силам «из патриотических соображений».

В-третьих, продолжающиеся столкновения замедляют работу по реконструкции страны. Многое уже сделано, но многое еще предстоит сделать. К примеру, до сих пор не восстановлена в полном объеме подача электроэнергии. Согласно данным коалиции, в мае в среднем вырабатывалось электричества на треть меньше того уровня, который должен был быть достигнут к моменту передачи власти.

Очевидными проблемами остаются диверсии и угрозы иностранным рабочим. Пока эти вопросы не будут решены, работы по восстановлению Ирака — они преподносятся как одно из достижений американских оккупационных сил и на них Конгресс США выделил 18 млрд. долларов — не смогут выполнятся запланированными темпами. Не дадут эти проекты и достаточного количества рабочих мест для населения страны.

Временное правительство надеется: как только иракцы почувствуют, что они сами управляют своим государством, они выступят против насилия, от которого сами же и страдают. На это сейчас очень рассчитывают американцы и британцы, поскольку больше им рассчитывать не на что.

В общем-то Алауи считается сильным человеком, вполне способным на то, чтобы объединить противоборствующие силы в стране и успешно бороться с террористическими группами. Он, определенно, может действовать с ними более жестко, чем оккупационные власти, и к тому же может рассчитывать на более тесное сотрудничество населения, а именно сети информаторов.

Алауи уже заявил о своем жестком курсе и намерении объявить в стране чрезвычайное положение. Однако инструментов власти у него категорически не хватает. Его силы безопасности плохо обучены и плохо вооружены. Поэтому Ирак и обратился за помощью к НАТО, которое должно будет не только помочь в обучении, но и поставить современное оружие, особенно для пограничного контроля, а также гарантировать Алауи политическую поддержку.

Эта помощь важна иракскому лидеру и для того, чтобы избавиться от имиджа ставленника Вашингтона. В то же время его уже подозревают в намерении захватить власть и саботировать демократические выборы в январе следующего года. А ведь подготовка к этим выборам пока остается решающей для поддержания баланса политических сил между шиитами, суннитами и курдами. Однако в Ираке есть прецеденты, когда смена власти приводила к единоличному господству, а не к демократии.

Но в данный момент администрацию Буша это не беспокоит. Ей надо сначала уйти с линии огня. Но если Алауи не удастся быстро взять под контроль Ирак, то американцам снова придется брать ответственность на себя.