UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ШАГ БЛИЖЕ К ЕВРОПЕ

оказалась Украина в минувшую субботу После успешно завершившейся эпопеи принятия Украины в Совет Европы украинская дипломатия, представляется, «поймала» своеобразный кураж...

Автор: Антон Крюков

оказалась Украина в минувшую субботу

После успешно завершившейся эпопеи принятия Украины в Совет Европы украинская дипломатия, представляется, «поймала» своеобразный кураж. Зажегшийся после трехлетней «пробки» зеленый свет нужно было попытаться максимально использовать. И это было сделано на прошедшей 6-7 октября в Варшаве встрече глав правительств и внешнеполитических ведомств стран Центрально-Европейской инициативы. Достаточно неожиданно украинской делегации удалось «пробить», казалось бы, зависший вопрос о вступлении Украины в число постоянных членов этой организации.

Еще накануне отъезда министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко весьма осторожно высказывался о шансах достижения принципиального решения по этому вопросу на варшавском саммите. На протяжении достаточно долгого времени Украина, активно участвуя с 1993 года в работе Инициативы и неоднократно заявляя о своем намерении вступить в число постоянных ее членов, встречалась в этом вопросе с оппозицией, хотя и скрытой.

Центрально-Европейская инициатива возникла в 1989 году, когда стало ясно, что СЭВ и Варшавский договор явно не переживут ЕС и НАТО. Италия, как «старший пионервожатый» (все-таки член и НАТО и ЕС), предложила создать региональную организацию как для налаживания сотрудничества в политической и социально-экономической сферах, так и, в конечном счете, для укрепления стабильности в регионе, скажем так, запада Восточной Европы. Одновременно с этим целью организации было провозглашено обеспечение необходимой подготовки стран-участниц к будущему членству в Европейском Союзе.

Хорошую идею поддержали Австрия (тогда еще не член ЕС), Венгрия и Югославия. С укреплением стабильности получилось не совсем, ибо уже на следующий год начался балканский кризис со всей сопутствующей ему дестабилизацией. Однако идея сама по себе оказалась притягательной, так что «процесс пошел». К настоящему моменту ЦЕИ объединяет 10 постоянных членов. Помимо Италии, Австрии и Венгрии, ими стали «хорошие» наследники СФРЮ (Словения, Хорватия, Босния-Герцеговина и Македония), а также Чехия, Словакия и Польша. Таким образом, «за бортом» ЦЕИ оставались менее развитые Болгария и Румыния, одиозная Сербско-Черногорская федерация, не говоря уже о западных странах СНГ - Украине, Молдавии и Белоруссии. Страны Балтии, изначально ориентировавшиеся на Северную Европу, стать Центральной желания вообще не проявили.

Сколь ни критикуют историки-марксисты роль географического фактора, он есть свершившийся и неизменный факт. И организация, претендующая на название «Центрально-Европейская», без вышеупомянутых стран получилась достаточно однобокой в прямом смысле слова. Вышеупомянутые страны к тому же стали проявлять все больший интерес к сотрудничеству, так как стало ясно, что объединение усилий позволяло более успешно подходить к решению проблем традиционной отсталости региона от Европы Западной, в первую очередь в развитии инфраструктуры.

Украина начала контакты с ЦЕИ с 1992 года, а годом позже подала официальную заявку на вступление. Но удовлетворять ее никто не спешил. Впрочем, надо помнить контекст того времени: проблемы с украинским ядерным разоружением плюс неясная ситуация с проведением реформ, о которых в стране говорили все, но никто ничего не делал. Тем не менее, Украина добилась со временем статуса ассоциированного члена. Когда же на апрельской встрече министров иностранных дел в этом году Геннадий Удовенко подтвердил стремление Украины к полноправному членству в ЦЕИ, ситуация была уже иной и с точки зрения реформ, и с учетом нового международного имиджа страны. Украина к этому времени уже активно сотрудничала во всех 14 рабочих группах ЦЕИ и конкретно в 34 проектах.

Здесь-то и вступили в силу посторонние обстоятельства. Параллельно с Украиной начала «пробиваться» в ЦЕИ и Румыния, имеющая специфические отношения с Венгрией, касающиеся проблемы венгерского меньшинства. Венгрия, пользующаяся как «отец-основатель» солидным весом в организации, постаралась обусловить прием Румынии хоть каким-то шагом в направлении решения этого больного для себя вопроса. Отсюда появилась идея «Документа ЦЕИ по вопросам защиты прав национальных меньшинств», который и было предложено подписать странам-претендентам.

В свое время Украина отказалась присоединиться к аналогичному документу в рамках СНГ, мотивируя это железной логикой: зачем изобретать какие-то новые пакты, когда существует всеобъемлющая Конвенция Совета Европы по данному вопросу? (Этот документ, кстати, уже подписан Украиной). Естественно, было странно применять по отношению к ЦЕИ другую политику. Поэтому Украина проявила в этом вопросе неуступчивость, настаивая одновременно на том, что вопрос принятия новых членов должен осуществляться по таким же критериям, что и раньше (то есть, при наличии желания и готовности к сотрудничеству).

Тем не менее, позицию Венгрии поддержала Италия, к ней примыкали взгляды балканских стран, натерпевшихся от этой проблемы. Словом, вопрос вступления новых членов до последнего дня оставался открытым. Подготовленный заранее проект коммюнике по итогам варшавской встречи не предусматривал расширения организации. Другие члены Ассоциированного совета ЦЕИ - а это, помимо Украины, Албания, Белоруссия, Болгария и Румыния - заняли достаточно пассивную позицию, за исключением разве что Болгарии. (По крайней мере, тут понятна позиция только Белоруссии, участвующей в ЦЕИ, думается, лишь в силу какой-то непонятной инерции).

Сдвинуть вопрос с мертвой точки помогла, безусловно, активность украинской дипломатии накануне саммита и непосредственно делегации уже в Варшаве. Подготовленная программа «полетела» сразу же, и польский премьер Юзеф Олексы, извиняясь перед украинским премьером Евгением Марчуком за опоздание на двустороннюю встречу, объяснил это тем, что он уговаривал итальянского коллегу изменить свою позицию по вопросу вступления Украины. На следующий день - новое изменение: делегации Ассоциированного совета ЦЕИ приняли участие в заседании наравне с постоянными членами (первоначально планировались отдельные встречи). По итогам было принято измененное коммюнике, где главы правительств дали поручение совету министров иностранных дел ЦЕИ положительно решить вопрос о принятии в число постоянных членов весной следующего года всех «ассоциированных», включая Украину. Следует отметить поддержку Украины в этом вопросе со стороны Польши, Чехии и Венгрии, естественно, заинтересованных в том, чтобы о их восточные границы не «разбивались волны Тихого океана».

Но, естественно, одной дипломатической активности было бы недостаточно, тем более для расширения ЦЕИ не «поименно», а «списком». И при всей симпатии к Украине, которую все называли фаворитом этого марафона, сантименты в политике мало уместны. Думается, что решающую роль в положительном решении сыграло предчувствие скорого завершения югославского конфликта. Если это действительно произойдет, тогда подключение Украины к ЦЕИ становится не менее, а, возможно и более важно для самой организации, чем для Украины. При условии установления мира на всей территории стран Инициативы открываются качественно иные возможности для комплексного развития всего региона. И здесь уже без Украины никак не обойтись хотя бы с точки зрения того же географического фактора. Ибо Украина для ЦЕИ - это ворота на Восток, а рынки там, в первую очередь российский, для большинства стран региона гораздо более перспективны, нежели на Западе, что, собственно, и подтвердил опыт последних лет. И Чехия, и Польша, и Венгрия уже поняли, что это такое - пробиться со своими товарами в ЕС.

Ну а для Украины это прекрасная возможность избавиться хотя бы от одной из двух бедствий, унаследованных еще от Российской империи («дураки и плохие дороги»). Говоря о значении для страны вступления в ЦЕИ, Евгений Марчук в первую очередь назвал «использование двух- и многосторонних механизмов по развитию транспортной инфраструктуры». «Мы очень много теряем из-за ее отсутствия», - отметил он. Геннадий Удовенко уже в Варшаве на встрече со своими балканскими коллегами обсудил два перспективных проекта. Это - автомагистраль Лиссабон - Будапешт - Киев, которая должна пройти через территорию Хорватии и Словении и может впоследствии быть дополнена скоростной железной дорогой. Идея не новая, но практически стояла на месте опять же из-за балканских дел. Второй проект - сооружение ответвления от нефтепровода «Дружба», которое соединит его с хорватским портом Риека, где существует мощный нефтяной терминал. Технически возможна перекачка нефти по «Дружбе» в обоих направлениях. Так что этот проект может стать для Украины одним из альтернативных источников ее получения.

Конечно, для того, чтобы эти, да и другие проекты были осуществлены, необходимо участие в них самой Югославии, которая, естественно, также заинтересована в членстве в ЦЕИ. Говорить об этом рано до тех пор, пока балканский конфликт не завершится миром. Во всяком случае, боснийская делегация на данном этапе и слышать ничего о членстве Сербии не хочет. Однако всякая война рано или поздно кончается.

Подключаясь к ЦЕИ, Украина надеется также на коллективные действия организации в вопросе снятия санкций против Югославии. Авторитета Инициативы, естественно, для этого будет недостаточно, но, как писал классик, «голос единицы тоньше писка», а тут уже будет позиция целого региона.

Ну и, в конце концов, не следует забывать о первоочередной задаче организации, позволяющей заработать «кандидатский стаж» для вступления в ЕС. Здесь, правда, определяющими будут другие, экономические критерии, без соответствия которым вопрос не «пробила» бы и дипломатическая сборная «All Stars» всех времен и народов.

Диалектику, как и закон всемирного тяготения, никто не отменял. Кропотливая работа последних лет завершилась «переходом количества в качество», проявлением которого стало решение о принятии Украины в Совет Европы и ЦЕИ. Думается, что набранный запас очков на данном этапе использован, и для дальнейшего продвижения в Европу необходимо их дальнейшее накопление.

Следующим шагом должно быть присоединение к CEFTA - Центрально-Европейской ассоциации свободной торговли. Для этого необходимо заключение двусторонних договоров о таковой со всеми ее участниками - а это Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, да еще и Словения на подходе. Таких договоров пока нет, к тому же это не далеко формальный акт, а серьезная работа по согласованию как экономических принципов двух стран, так и их законодательств. В то время, как четверть парламента устами своего экономического гения совершенно серьезно предлагает ввести администрирование в ценообразовании, многократно поднять зарплату, напечатав побольше бумажек, и отказаться от приватизации, сроки дальнейшей интеграции украинской экономики в мировую пока еще определяются, скорее, не конкретным годом от Рождества Христова, а такими временными категориями, как «свист рака» или «заговение морковки»...

И тем не менее. В минувшую субботу Украина оказалась на один шаг ближе к Европе. Не знаю, как кому, а мне это чертовски приятно.