UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пути к новой холодной войне?

Согласно Путину, насущная задача России (да и всего незападного мира) сегодня – ограничить различные махинации нео­империалистических Соединенных Штатов.

Автор: Андреас Умланд

Прожив сорок лет под угрозой ядерного конфликта, мы предпочитаем верить в то, что ужасы холодной войны позади. Постсоветский период, казалось бы, обеспечил нам достаточно новых проблем. Международный терроризм, глобальное потепление, демографический взрыв, религиозный фундаментализм – только некоторые из них. Мысль о том, что, возможно, придётся снова серьёзно волноваться о происходящем в России, по крайней мере, многим на Западе кажется устаревшей, если не истеричной.

Как и во времена холодной войны, специалисты в области международной политики сосредоточиваются сегодня на Кремле и различных политических кланах, которые борются за власть в Москве. Что собирается делать Путин? Является Медведев реформатором или оппортунистом? Кто приходит в московский Белый дом и кто уходит? Однако современная Российская Федерация во многом схожая с Советским Союзом – не тоталитарна. Путин и его окружение при сегодняшних ценах на энергоносители относительно свободны в своих действиях. Но кремлёвская политика взаимодействует с идейными и интеллектуальными тенденциями российской элиты и общества в целом. И хотя выборы в России нельзя назвать справедливыми, само голосование в большинстве регионов происходит относительно корректно. Несмотря на то что российские СМИ находятся под явным или скрытым контролем Кремля, обыкновенная цензура редко себя проявляет, и представители того или иного мировоззрения могут свободно и публично формулировать собственное видение будущей России. Так как гражданские и политические группы находятся под пристальным наблюдением президентской администрации и спецслужб, они могут развиваться относительно беспрепятственно до тех пор, пока не воспринимаются как угроза политики Путина или избираются объектом манипуляции кремлёвскими политтехнологами. Хотя российский политический режим и изолирует себя от общества, он уже не полностью автономен, как это было раньше: его стабильность подразумевает его популярность. Режим в России сегодня можно назвать гибридным – ни полностью авторитарный, ни подлинно демократический. Он активно играет с общественным мнением, но, в конечном счёте, и зависит от него.

В этой связи настораживает тот факт, что в течение последних лет российский политический дискурс вошёл в траекторию, из которой трудно будет выйти. Годы непрекращающейся антизападной пропаганды правыми экстремистами и всё более националистическими коммунистами сделали своё дело: московский истеблишмент в значительной степени перенял конспирологическое, параноидальное видение мира ура-патриотов. На протяжении уже нескольких лет российское телевидение и радиостанции, влиятельные газеты и публицисты распространяют идею о том, что большинство проблем России имеют корни на Западе. Будь то в популярных ток-шоу, на политических конгрессах или даже академических конференциях обычно оказывается, что США, МВФ, НАТО и т.д. как минимум косвенно ответственны за ту или иную проблему России – за её экономические кризисы, потерю международного влияния, культурную деградацию, социальные потрясения и т.п. Так или иначе, «американцев» и их «агентов влияния» в Москве нужно винить в крахе Советского Союза в 1991 г., последующем обнищании населения или обвале рубля в 1998 г. А распад Югославии или оранжевая революция, охлаждение отношений России с Грузией или унижения Эстонией – кто же ответственен за это, как не Брюссель и Вашингтон?

До недавних пор теория о западном заговоре против России просто удивляла или даже развлекала Запад. Это изменилось в 2007-м: антиамериканское выступление Путина на мюнхенской конференции по безопасности в феврале стало началом серии подобных публичных обвинений, высказываемых российским президентом на протяжении всего 2007 года. Согласно Путину, насущная задача России (да и всего незападного мира) сегодня – ограничить различные махинации нео­империалистических Соединенных Штатов. В новом дивном мире Москвы Запад под предводительством «американцев» хочет подорвать независимость, суверенитет, целостность и уникальность незападных цивилизаций мира – не в последнюю очередь России. Это делается с помощью так называемых неправительственных организаций и якобы демократических движений (которые на самом деле являются пятыми колоннами), продвигающих национальные интересы единственной оставшейся сверхдержавы. Верит ли сам Кремль в эту историю и в какой мере, в конечном счете несущественно – такие обвинения стали общими местами в современной российской общественной жизни. Они ежедневно воспроизводятся на ТВ и радио, преподаются в курсах среднего и высшего образования, подтверждаются псевдонаучными исследованиями и развились в составную часть постсоветской российской национальной идентичности. Напоминая советскую пропаганду, российские интеллектуальные журналы, ведущие издательства и исследовательские центры год за годом выдают всё более дикие версии демонизации США и Запада в целом.

В настоящее время не ясно, как эта тенденция может быть изменена или хотя бы приостановлена. К тому же есть опасение, что виток российского антизападного красноречия выйдет из-под контроля Кремля. К рядам российского политического истеблишмента частично уже примкнуло некоторое число фанатиков. Возь­мём, например, Александра Дугина, политического комментатора, мало известного на Западе, но заметного деятеля российской общественной и интеллектуальной жизни. Ярый антиамериканист, в 1990-х Дугин открыто хвалил Третий рейх, СС и фашизм в целом. Несмотря на это, его так называемое Международное «Евразийское движение» имеет сегодня среди своих официальных членов министра культуры РФ Алек­сандра Соколова, вице-спикера Сове­та Федерации Александра Торшина и советника президента России – Асламбека Аслаханова. (Кстати, и украинскую антифашистку Наталью Витренко.) Это не помешало Дугину в 2006 году публично хвалить идеи Грегора и Отто Штрассеров – двух немцев, которые помогли Гитлеру создать нацистскую партию в 1920-х. Дугин стал частым участником популярных телепередач и автором множества статей в авторитетных изданиях. Некоторые из его многочисленных книг используются в качестве учебников в российских школах и университетах.

Обращение Путина к конспирологии в 2007-м дало Дугину и ему подобным теоретикам мощный толчок: сейчас их идеи подтвердил самый популярный человек и «национальный лидер» России. Российский президент публично осудил американскую внешнюю политику, сравнил российских либералов с шакалами, которые снуют вокруг иностранных посольств, и предостерёг Запад совать «свой сопливый нос» в дела России. Многое из этого русские ультра-националисты говорили ещё с начала 1990-х. Сейчас они стали частью российского мейнстрима и могут снова стать головной болью для всего мира. Если прогрессирующая популяризация манихейских взглядов антизападных экстремистов в российском обществе будет неослабно продолжаться, рано или поздно мы обнаружим себя в эпицентре новой холодной войны.

Андреас Умланд, ранее работавший в Стэнфордском, Гарвардском и Оксфордском университетах, в настоящее время – лектор Немецкой службы академических обменов при Киев­-с­ком университете им. Тараса Шевченко. Перевод с английского.