Вопрос о переоснащении армий европейских стран — членов НАТО обсуждается с середины 80-х годов. Только для военно-воздушных сил требуется 288 новых самолетов с вооружением для них. Но «терпелось», пока война в Югославии не высветила серьезную болевую точку: европейским партнерам НАТО пришлось воевать американским оружием.
Скрепя сердце, стратегам и тактикам пришлось признать зависимость европейской системы обороны от заокеанского вмешательства. Особенно ощутима она в военно-воздушных силах: боевые транспортники европейского производства безнадежно устарели. Они уже не «дотягивают» ни до необходимых скоростей, ни до всевозрастающего количества грузов, ни до всеудлиняющихся расстояний. Несмотря на то, что сей факт был давно известен, война на Балканах стала тем самым «вдруг», когда все поняли, что меры следует принимать незамедлительно. А вот к этому ни каждая страна в отдельности, ни все европейские члены НАТО вместе взятые оказались не готовы. Мало того что в последние годы, а в прошлом особенно, военные бюджеты значительно урезаются, но и военно- технологическая база не поспевает за переменами. Самолетостроительная отрасль не способна предложить машину, отвечающую всем современным требованиям. А если и способна, то такой стоимости, что бюджеты даже самых богатых стран не выдерживают нагрузки.
Американцы, как всегда, предложили свои услуги. Но, во-первых, стоит ли такой «огород» городить, коль уж хватило мужества разорвать цепочку зависимости от заокеанских партнеров? Во- вторых, американские самолеты и вооружение для них Европе уже не потянуть: ракеты «воздух- воздух» типа «Амраам», использующиеся на немецких машинах «Phantom», во время их закупки в 1995 году стоили около 370 тысяч долларов каждая. Теперь меньше чем за миллион немецких марок их не приобрести. Американцы, естественно, заинтересованы продавать эти ракеты в Европу и дальше.
Но европейцы избрали в сей раз другое направление: под управлением министерства обороны Великобритании разработан проект «Eurofighfer» («Еврофайтер»). Он рассчитан на 30 лет и предусматривает тесное сотрудничество с Европейским союзом в военном и оборонном производстве. Участие в проекте сулит миллиардные прибыли. Поэтому и понятно, что «Eurofighfer» привлек внимание военной индустрии, и в первую очередь американской. Вокруг проекта развернулось настоящее сражение за размещение заказов. Ведь если он реализуется, то европейские военные фирмы создадут мощную конкуренцию самолетостроительным американским концернам Boeing, Lockheed Martin и производителю ракет Reytheon. Дело принимает такой серьезный оборот, что в него вмешались президент Билл Клинтон и министр обороны Вильям Коэн, пообещав за свое присутствие в проекте допустить британцев к участию в создании тайных оружейных технологий США — своеобразное признание «special relationship» («особенных отношений»). Цель уступки — получение от Британии предполагаемого ракетного заказа, стоимостью 3 млрд. долларов. Правда, в таком случае США должны получить также миллиардные заказы и от других партнеров «Eurofighfer» — Германии, Италии, Испании. А если нет, намекнула американская сторона, то не продавать европейцам вооружение от «Eurofighfer» странам Ближнего Востока: правительство США без проблем может блокировать такие сделки отказом в необходимых лицензиях на вывоз оружия, которым будут оснащаться самолеты.
Но пока объединенные проектом заинтересованные производители и политики твердо стоят на своем, не желая допустить ситуацию, в которой они зависели бы от американцев. Их лозунг: «Европейскому самолету — европейское вооружение!»
Пока «журавль» еще в небе, то имеются три варианта его поимки: привлечение американцев, которые за большие деньги легко справились бы с поставленной задачей; строительство собственноого самолета; использование российско-украинского проекта, предлагающего производство уже испытанного Ан-70.
От услуг американцев Европа отказалась. Собственный самолет — предложение консорциума DaimlerChrysler Airbus ( DASA) — A400M существует пока только в проекте. Его стоимость колеблется от 155 до 175 миллионов марок. Самым реальным в этом проекте является российско-украинский «Антонов», самолет, по всем статьям подходящий для таких целей, а по техническим параметрам значительно превосходящий конкурентов. Правда, оппоненты этой идеи пытаются доказать, что он не во всем соответствует западным стандартам, но даже ярые противники вынуждены согласиться, что имеющиеся недостатки легко устранимы. Нашлась даже фирма, которая берется дотянуть Ан-70 до требуемых стандартов. Да и стоимость машины почти на четверть дешевле, чем предлагаемый А400М. Кроме этого, язвит немецкая пресса, «Антонов» уже летает!
А кроме этого, урезанные военные бюджеты уже сейчас не позволяют желающим приобрести необходимое количество самолетов. Если раньше планировался заказ 288 самолетов, то сейчас неофициальные источники утверждают, что больше чем за 120 машин страны-заказчики заплатить не в состоянии. Например, уже известно, что Германия вместо 75 новых самолетов может приобрести только 50. В таком случае, приходят к выводу эксперты, DaimlerChrysler Aerospace нет смысла начинать их производство, ведь оно может быть рентабельно лишь начиная со 180 машин. А посему, не выгоднее ли начать общее с Россией и Украиной строительство «Антоновых», базовая модель которых уже готова? И, кажется, эта трезвая точка начала было перевешивать в настроениях.
Но у Старой Европы и у молодого Европейского союза, несмотря на декларированные призывы об интеграции, свои интересы. Поэтому она поспешила «выстрелить» новыми аргументами против участия России и Украины в долгосрочном проекте. Ну во-первых, по поводу нестабильности, особенно Украины, из-за чего с ней небезопасно вступать в такие долгосрочные отношения. Во-вторых, главное заинтересованное лицо — DaimlerChrysler Aerospace устами председателя коммерческого правления Густава Хумберта пытается убедить политическую верхушку стран сомневающихся, как, например, Германию, в преимуществах своего будущего А400М: «Несмотря на то, что стоимость разработки и производства аэробуса намного выше, чем Ан-70, это самое дешевое предложение, так как «жизненный цикл», т.е. производство и использование «Антонова», обходится дороже». Хумберт даже «вошел в положение» Германии с ее урезанным военным бюджетом, предложив перенять на себя 20 процентов стоимости развития проекта, а также позаботиться о предоплате. Следует заметить, что до сих пор Германия была сторонницей российско-украинского проекта. Но после таких обещаний, кто устоит?
Вслед за этим британское правительство пообещало финансовую поддержку созданию нового аэробуса в сумме 1,7 млрд. марок. Министр промышленности и торговли Великобритании Штефан Байерс заявил в Лондоне, что таким образом будет обеспечено участие в проекте British Aerospace (BAE). Другие участники проекта — Daimler Benz Aerospace (Германия), Aerospatiale (Франция), Casa (Испания) – тоже обратились к своим правительствам с просьбой о финансовой помощи. Если учитывать, что все они выступают против участия России и Украины в проекте, то можно пред- положить, что их просьба будет удовлетворена.
Наконец, один из самых сильнодействующих аргументов конкурентов «Антонова» — эффект занятости, предлагаемый ими. Для Европы, где насчитывается более 15 миллионов безработных, он чрезвычайно важен, ведь для строительства нового аэробуса будет создано 40 тысяч рабочих мест.
Ну и важнейшая причина, из-за которой, судя по всему, Европа не даст «добро» на посадку «Антонова», это то, что строительство совместного самолета — единственный для западноевропейских стран выход, дающий им возможность сойтись и по-своему распределить европейскую воздушно- космическую индустрию. Такое намерение очевидно. Тем более что на днях появилось сообщение о слиянии DaimlerChrysler Aerospace с французским концерном Aerospatiale, испанским Casa и британским British Aerospace — все участники проекта «Eurofihfer» – в европейский воздушно- космический суперконцерн EADS, который уже в июне-июле должен выйти на мировые биржи. Таким образом, имея оборотный капитал 21 млрд. евро и почти 96 тысяч работающих, он становится самым большим воздушно-космическим концерном в Европе и третьим в мире. Что или кто помешает ему создавать и военные самолеты?
Поэтому хотя и говорится, что вопрос о том, кому достанется заказ на производство самолета для Европы — DaimlerChrysler Aerospace, «Антонову» или американским предприятиям, будет решаться через 2—3 месяца, он уже сегодня выглядит риторическим...