UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА НОВОЙ КОРЕЙСКОЙ ДОРОГЕ...

На новой корейской дороге... Оговорюсь сразу: в полной мере Южную Корею нам не понять. Тщетны усилия...

Автор: Наталия Яценко

На новой корейской дороге...

Оговорюсь сразу: в полной мере Южную Корею нам не понять. Тщетны усилия, если язык общения - английский, а не корейский, а бесконечные иероглифы сперва подавляют, а потом раздражают, но в итоге все равно дают абсолютный ноль информации. Если конфуцианская традиция, несущая в себе сдержанность и замкнутость, нам известна только из толстенных научных фолиантов. Не потому ли как-то плохо воспринимается человек, грубо толкающий прохожего на улице и удаляющийся прочь без извинений, словно ничегошеньки не произошло, - как, впрочем, и человек, не знающий французского (в Республике Корея он не в ходу), но с легкостью рассуждающий о достоинствах поэзии Аполлинера. И даже студенты, ратующие за демократию: куда, казалось бы, демократии больше, если уже два бывших президента страны - Чон Ду Хван и Ро Дэ У - пребывают один под судом, другой - под следствием, а им все неймется.

Поэтому, не ставя далекоидущих целей, давайте просто поблуждаем по вечерним и ночным сеульским улицам, как блуждали в свободную минуту мы, журналисты, освещавшие официальный визит министра иностранных дел Украины Геннадия Удовенко в Республику Корея, поглазеем, прикинем на свой аршин - авось, что-нибудь и прояснится... в нас самих. Кто мы, откуда, а главное, туда ли движемся.

Сеульские впечатления

Начало декабря, конечно, - не лучшее время для знакомства. И все-таки сказать, что почти десятимиллионный Сеул, уже пять веков несущий на себе бремя столицы страны, сражает приезжего наповал своей красотой или экзотичностью, было бы преувеличением. Пальмовые ветки в окна автомобилей не заглядывают (здесь наиболее распространены низкорослые сосенки), по утрам - не поймешь: туман или смог, зато вечером - и до глубокой ночи - все вокруг залито огнями (первейшее доказательство того, что в стране, не имеющей в достатке собственных энергоносителей, нет, однако же, и энергетического кризиса).

Стоит подняться на одну из смотровых площадок Сеульской башни, возвышающейся на 479,7 метра над уровнем моря, - и сразу поймешь, что градостроительной системы в нашем понимании в корейской столице не существует. Хотя здесь есть целостные массивы, отдаленно напоминающие Харьковский в Киеве, есть немало архитектурных памятников, общее впечатление таково: что где хочу, то там и строю (читай: растыкиваю). Впритирку к 30 - 40-этажному небоскребу ярко-зеленого или кремового цвета может как-то бочком приткнуться нечто наподобие хибары или довольно убогое строение росточком в три-четыре этажа, а самый что ни на есть настоящий буддийский храм (вот еще один парадокс - ни сопровождающие, ни сами монахи не в состоянии ответить, в каком хоть приблизительно веке он выстроен) может почти соприкасаться своей крышей с панельной коробкой полупроизводственного, по нашим меркам, назначения. Да наш районный архитектор умер бы, увидев такую разноголосицу!

Лабиринт из полутора десятков узеньких улиц неподалеку от сеульского железнодорожного вокзала являет собой еще одну местную достопримечательность - базар, раскидывающий свои палатки да распахивающий двери лавчонок поздним вечером и торгующий всю ночь. Рыбный ряд, в котором торгуют громадными рыбинами, сушеными кальмарами и всяческими сырыми морепродуктами, своеобразная харчевня под открытым небом, где жарят, варят, парят и тут же посреди ночи едят весьма специфические блюда с труднопереносимыми для европейского носа ароматами, самым «мирным» из которых является некое подобие супа с лапшой... Завернешь за угол - горы трикотажа, целые выставки кожгалантереи, елочные игрушки и шелковые галстуки, овчина и обувь, дешевенькая бижутерия и неизменные мандарины с хурмой - все смешалось, все манит и привлекает. Покупать чаще всего не покупаешь: цены, если, конечно, не торговаться, примерно на четверть выше киевских. К примеру, кварцевые часики из Таиланда, всевозможных моделей и размеров, в виде колечек и с браслетами, инкрустированные камешками и с выскакивающим на пружинке циферблатом, которых на прилавке киоска, наверное, не один и не два килограмма, - все не дешевле 12 долларов. Три доллара - флакончик самого дешевого лака для ногтей. Так что, блуждая по сеульскому базару и из спортивного интереса прицениваясь, с грустью вспоминаешь киевский Владимирский рынок...

К утру это многоголосое и многолюдное торжище исчезает - до следующего вечера. Но появляются новые впечатления. Сумятицу в душу приезжего, безусловно, вносит обилие вывесок и всяческой рекламы - их в Сеуле не по одной-две, а зачастую по нескольку десятков на каждом доме. И, как вы догадываетесь, все сплошь - иероглифы: английских вывесок на порядок меньше, чем в Киеве. Впрочем, корейцы - великие патриоты (или прагматики?), когда речь идет о национальном вообще. Ездят все сплошь на автомобилях отечественного производства - благо автомобильных фирм две, «Дэу» (так читается Daewoo) и «Хенде», так что есть на чем прокатиться быстро, с комфортом и... чтобы не было стыдно. Встречаются, правда, иномарки из Японии, а вот «мерседеса-600» мы за четыре дня пребывания в городе так и не увидели.

Как ни странно, в городе есть река, по ширине вряд ли уступающая Днепру, - Ханган, по имени которой чудо экономических реформ в Южной Корее поэтически называют «чудом на реке Ханган». Странно потому, что, широкая и судоходная, по крайней мере, в пределах Сеула, она и утром, и днем, и вечером абсолютно безжизненна - ни баржи, ни катерка. В чем причина, долго ломали голову мы, переезжая по несколько раз на день по одному из мостов из одного района города в другой. Может, обмелела к началу зимы? Может, что произошло? На что корейцы с неподдельным удивлением отвечали: да ничего не произошло. А зачем, собственно, по реке грузы возить, если в стране столько хороших дорог?

Дорог действительно много, но сообщение назвать хорошим трудно: постоянные пробки, эти издержки жизни в гигантском мегаполисе. Один знакомый кореец из фирмы «Лаки-Голдстар», живя в 20 минутах езды от офиса, обычно добирается по утрам час и 20 минут. Но не жалуется. Вы видели вообще-то когда-нибудь жалующегося корейца?

Изучай страну... по фирмам

А вот работающего корейца увидеть - это проще простого. Корейцы - признанные во всем мире «трудоголики». По внешнему виду и манерам не очень-то соответствующие нашему представлению о нации высоких технологий (вот еще один парадокс тамошних реформ), они очень хорошо, я бы сказала, привычно смотрятся за конвейером. И если кто-то думает, что в стране, всемирно известной своими промышленными группами, такими как, к примеру, «Дэу», «Лаки-Голдстар» или «Самсунг», на производстве все сплошь роботы, тот глубоко ошибается. На том же «Самсунге», а точнее, в его Сувонском электронном комплексе, где трудится 30 тысяч человек, в цехе по сборке видеомагнитофонов мое внимание среди многих привлекла кореянка, закрывающая на видеомагнитофонах крышку и вручную наклеивающая полосочку скотча. И так всю смену, изо дня в день.

Думаю, поработай наши сограждане столько, сколько эти люди, многие неминуемо встали бы в пикеты у каких-нибудь присутственных мест. В то время как в Украине только, кажется, ленивый и со слабым голосом не «выбил» отпуск в 24 рабочих дня, а многие категории госслужащих по новому закону будут отдыхать и по 36, у большинства корейцев отпуск - 8 дней. Рабочий день - преимущественно 9-часовый, а месяц - с двумя «черными» субботами. Хотя, думаю, с этим вполне можно примириться, принимая во внимание корейскую зарплату. Как рассказывали мне на сборке легковушек корпорации «Дэу», у рабочего на конвейере она составляет (в пересчете с южнокорейской денежной единицы - воны)2300 долларов. В месяц...

«Да, в этой стране есть нечто такое, чего наш менталитет не приемлет, - уже в самолете делился своими впечатлениями, весьма созвучными нашим общим, первый заместитель министра внешнеэкономических связей и торговли Игорь Подолев. - Может быть, нивелирование личности, может быть, неразумное деление человека даже не по одной операции, а по доли операции. Но одно качество я бы рекомендовал взять на вооружение всем странам, которые хотят поднять уровень жизни. Народ должен усвоить одно: каким бы умным, прогрессивным ни было правительство, пока труд не станет главным мерилом жизненного уровня, т.е. полная зависимость между трудом и результатом не наступит, никакой светлой жизни в рыночной экономике не будет. То есть, железный принцип: больше работаешь - больше получаешь. Свидетельство тому - динамика роста доходов в стране, которая 15 - 17 лет назад была далеко не в числе лидеров, а сейчас ставит амбициозные задачи войти в семерку ведущих в мире. И она войдет, мне кажется... Сегодня средняя заработная плата в Республике Корея - 1600 долларов, это побольше, чем в Австрии».

У нас уже на всю страну гремели трудовые достижения «Арсенала» и «Большевика», когда «у них» в конце 60-х только создавались «Самсунг» и «Дэу» («Лаки-Голдстар», основанная в конце 40-х, скорее исключение, подтверждающее общее правило). Как видим, за какие-то два десятилетия в бедной ресурсами аграрной стране, этом олицетворении государства третьего мира, была создана - нет, скорее бережно взращена - конкурентоспособная отечественная индустрия, чьи масштабы и размах поистине поражают. (Тот же концерн «Дэу», входящий в число 50 ведущих компаний мира, имеет объем экспорта больший, чем экспорт Украины в прошлом году, торгует более чем 3,5 тысячи видами товаров со 167 странами, имеет амбициозные планы к 2000 году выпускать не 500 тысяч в год, как сейчас, а 2 млн. автомобилей, причем половину на заводах за рубежом, а также 10 процентов мирового производства телевизоров. В перспективе даже участие в рамках Корейского консорциума в разработке природного газа в Якутии и, возможно, - в строительстве трансконтинентального газопровода между Россией и Кореей протяженностью 5265 километров. Думаю, это нам, украинцам, наука: кто бы ни охаивал промышленные гиганты ввиду их некой «запрограммированной» немобильности и нежизнеспособности - вот он, корейский опыт. А есть ведь еще японский, американский, французский. - Н.Я.).

Теперь, в 90-х, Южная Корея с присущей ей настойчивостью и целеустремленностью занялась взращиванием отечественной науки. И знаете, похоже, что взрастит! В стране, где только недавно начала развиваться наука «фирменная» и где не было фундаментальной науки вообще, уже в следующем году собираются в ее развитие вложить 12 млрд. долларов, причем 2 млрд. - из государственного бюджета, а 10 млрд., заметьте, - частные компании. Но координировать расходование данных средств будет южнокорейское министерство науки и технологий.

Партнеры или попутчики?

Как это, к сожалению, трудно сопоставлять с нищенскими 110 трлн. крб на всю науку в Украине в проекте бюджета на 1996 год! Тем важнее было успеть хоть в «последний вагон» стремительно набирающего скорость корейского поезда. Успели? «Я думаю, что конкретным результатом нашего визита можно считать не только соглашения, которые уже подписаны и создают реальную правовую базу для сотрудничества, - говорит заместитель министра машиностроения, ВПК и конверсии Валерий Казаков, - но и те конкретные договоренности, которые сегодня достигнуты с руководством ведущих компаний и групп, о продолжении переговоров. По многим направлениям, в частности, по технологиям двойного применения (это то, что больше всего заинтересовало наших партнеров), по энергетике и энергосберегающему оборудованию.

Или вот такой пример. Сегодня для Республики Корея одним из важнейших национальных приоритетов является развитие аэрокосмической отрасли. Речь идет о создании коммерческих самолетов (боевые самолеты она уже производит), есть соответствующая национальная программа, проект создания пассажирского среднемагистрального самолета на 100 мест. Среди приоритетов значится и участие в космических программах - корейцы хотят иметь свои космические платформы, использовать их в коммерческих целях (для связи, телевидения и т.д.). Если создавать эту программу с ноля, то придется вложить огромные деньги, а результат будет через многие годы. В то же время в Украине имеются самые совершенные в своем классе ракетно-космические комплексы «Циклон» и «Зенит», которые могли бы быть использованы в этом проекте, имеется опыт разработки и изготовления спутников, а начинка их может быть и корейской, и любой другой - при условии, конечно, что это взаимовыгодный проект».

Уже один этот пример свидетельствует, что в поднявшейся волне самобичевания и самоуничижения нам неплохо бы знать меру. Не во всем украинская продукция неконкурентоспособна, не все наши предприятия плохи и маломощны, а уж об украинских мозгах и говорить излишне. Верной приметой этого был неподдельный интерес к нашей стране не где-нибудь в МИДе или Министерстве торговли и промышленности, а именно в южнокорейских фирмах, являющихся на сегодня локомотивом этой быстро прогрессирующей нации. Одна только «Дэу» предлагает нашей стороне три проекта - в области производства телефонов, кинескопов для цветных телевизоров и в автомобилестроении, совместно с АвтоЗАЗом. Однако...

«Говорить надо не о серьезности намерений корейской стороны, а о желании и способности работать в подобном режиме со стороны украинской, - считает первый заместитель министра внешнеэкономических связей. - Лишь одна деталь: когда мы были в концерне «Дэу», оказалось, что там проходят стажировку порядка 300 рабочих из Румынии. Дело в том, что в Румынии практически готово небольшое сборочное производство малолитражек и в общем-то, будь наши предприятия порасторопнее, изначально больше шансов, что эти 300 человек были бы украинцы, а не румыны. Но увы... Мы зачастую любим переговорный процесс ради процесса. И в результате сборочное производство «Дэу» построено в Румынии, а не у нас. Очень жаль, конечно, потому что иностранная инвестиция - это как вступление в брак: желательно обоюдное стремление. И обоюдные действия».

Итак, мы в очередной раз на распутье: становиться Украине обширным рынком на новой корейской дороге или же полноценным партнером Республики Корея для завоевания новых рынков. Радует, однако, что этот выбор за нами. Пока...