UA / RU
Поддержать ZN.ua

На грани

Загадочное молчание Усамы бин Ладена было прервано видеозаписью обращения руководства «Аль-Каиды», куда входили кадры с бин Ладеном, которого США считают «террористом номер один в мире»...

Автор: Виктор Каспрук

Загадочное молчание Усамы бин Ладена было прервано видеозаписью обращения руководства «Аль-Каиды», куда входили кадры с бин Ладеном, которого США считают «террористом номер один в мире». Усама бин Ладен появляется на пленке всего на 50 секунд, заявляя, что «мученическая смерть — путь, открывающий перед правоверными ворота рая». Такую смерть, говорит бин Ладен, хотел принять даже пророк Мухаммед. «Счастлив тот, кому Бог определил судьбу мученика».

Впрочем, сенсации так и не вышло. Как сообщила CNN, установить, когда именно был записан этот видеофрагмент с участием Усамы бин Ладена, пока не удалось. Однако есть основания предполагать, что речь идет об архивной записи, смонтированной с более новыми материалами. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что на пленке бин Ладен изображен на том же фоне, что и на записях, распространенных «Аль-Каидой» в 2001 году.

Итак, запись Усамы бин Ладена весьма сомнительна, но вместо него с видеообращением выступил Айман аль-Завахри. Можно вспомнить, что последнее обращение бин Ладена появилось в 2004 году, и с тех пор их больше не было. Возможно, информация о выступлении бин Ладена была озвучена именно для того, чтобы усилить значимость сказанного его заместителем. Ведь сегодня даже американское ЦРУ не может дать достоверный ответ на вопрос, жив ли он вообще.

Не исключено, что июльское выступление аль-Завахри было необходимо «Аль-Каиде» как попытка помешать соглашению, к которому стремятся прийти сегодня палестинское и израильское руководства. Не потому ли в его 95-минутном выступлении, помимо традиционного призыва к мусульманам поддерживать исламистское движение в Ираке, значительное внимание уделялось ситуации на палестинских территориях, а также в Египте и Саудовской Аравии. Аль-Завахри, обращаясь к воинствующим исламистским группировкам, призывал к единству в джихаде и свержению «коррупционных» мусульманских правительств.

Айман аль-Завахри детально «развенчивает» то, что он называет коррупцией в саудовской королевской семье, осуждает палестинские уступки Израилю и критикует египетское правительство как союзника Соединенных Штатов. Он нападает на тех, кто не признает «исламского государства Ирак», заявляя, что крайне важно возродить исламский халифат. Вместе с тем считает, что поддержка со стороны иракского народа постоянно растет: «Сегодня ветер милости Аллаха дует против Вашингтона, а моджахеды исламского халифата и джихада неуклонно и последовательно идут к победе. Первое, что должны понимать наши возлюбленные братья в Ираке, — это критический характер единства». Призывая всех мусульман повсеместно поддерживать борьбу, он заявил, что в «далекоидущих» планах — борьба за смещение «коррумпированных порочных режимов», отправка новых сил в Афганистан, Ирак и Сомали для джихада. Аль-Завахри не предлагает единого рецепта для осуществления изменений. По его мнению, это может произойти путем военного переворота, в результате народного восстания или гражданской непокорности, направленной против коррумпированных властей.

Кроме того, он предупредил иракцев об опасности растущего влияния Саудовской Аравии на Ирак: «Если саудовские агенты смогут взять под контроль правительство в Ираке... иракцев ждут такие же репрессии и унижения, как и людей в Саудовской Аравии, — как правило, под лозунгом борьбы с терроризмом». И предостерег саудовцев ни в коем случае не поддерживать действий Америки на Ближнем Востоке. В общем, это восьмой его видеоролик за текущий год.

Прежде всего следует отметить, что в обращении довольно четко указано: стратегическая цель исламских экстремистов в этом противостоянии — установление всемирного халифата. А стратегия достижения этой цели — тотальный джихад. Собственно, тотальный джихад и борьба со всеми «неверными», то есть христианами, иудеями и другими, определяется в послании как главная идеология сегодняшнего дня, а разнообразные террористические акты — как текущая политика. Следовательно, с этой точки зрения послание аль-Завахри является, можно сказать, неким пособием для приверженцев исламского терроризма, «засвечивающим» четкую карту-схему проекта для всех заинтересованных сторон.

С другой стороны, это выступление состоялось вскоре после провала террористической атаки на Великобританию и накануне ожидаемой атаки на Соединенные Штаты и Европу. Именно поэтому его можно расценить как пропагандистский шаг. И, возможно, как средство в информационной войне против западного мира, поскольку оно еще больше мобилизовало деятельность спецслужб и усилило напряженность в обществе. Отчасти это выступление достигло цели — посеять беспокойство и страх. Хотя, по крайней мере сегодня, это не представляет угрозы, поскольку пока не порождает панику и не деморализует общество.

Однако уже сегодня можно четко сказать, что для многих представителей обеих противоборствующих сторон это очередное выступление стало поводом задуматься. И прежде всего его можно воспринять как определяющий рубеж: исламские круги должны четко определиться — является ли ислам великой религией, заключающей в себе большой гуманистический потенциал, или же он полностью сдал позиции экстремистским и террористическим тенденциям. Сегодня очевидно, что террористы используют ислам лишь как флаг и ширму, а по своей идеологии и структуре очень мало с ним связаны. Очевидно и то, что состояние «зависания» исламского общества «меж двух стульев» становится уже не просто некомфортным, а, в сущности, невозможным.

Так же, как не разделить коммунизм, ленинско-сталинские репрессии и дикость и жестокость, с которыми были истреблены десятки миллионов людей, — невозможно сегодня провести границу между исламом и террористическим экстремистским движением, олицетворяемым и возглавляемым «Аль-Каидой». Если же исламский мир — и прежде всего, бесспорно, политикум — не считает «Аль-Каиду» и экстремистов частью себя, то он должен не только отмежеваться от них, но и своими силами ликвидировать эту опухоль, образовавшуюся в его теле. Иначе исламский мир не только не будет иметь шансов интегрироваться в глобализированное мировое сообщество, но и станет причиной собственной самоизоляции и конфронтации, что, в конце концов, будет означать войну всеми средствами.

Прибегнув к историческим аналогиям, можно сказать: нечто подобное наблюдалось во время предыдущей исламской экспансии, которая длилась почти тысячелетие и завершилась более умеренным исламом, его интеграцией в глобальное тогдашнее общество и относительно мирным сосуществованием, которое лидеры экстремистского исламского движения считают историческим поражением, за которое сегодня хотят реванша.

Для западного общества это не только вызов и не только повод для создания очень мощных, современных и оперативных спецслужб, способных отреагировать на любые угрозы, но и повод задуматься: где именно проходит грань толерантности к любым проявлениям непохожести и грань отступления от основоположных ценностей западного общества. Учитывая некоторые гипертрофированные проявления «толерантности» и «политкорректности» по отношению к фактически любой непохожести и ее проявлениям, можно с уверенностью констатировать, что западное общество сегодня находится на грани отказа от идентичности, дезинтеграции и полного самоуничижения. Очевидно, с этим нужно определиться не только в философском или бытовом аспекте, но и в плане структурно-институциональном и идеологическом — по отношению ко всему западному обществу. Кстати, именно этой гипертрофированной «толерантностью», граничащей с декадентством, распадом и моральным вырождением, попрекают западное общество исламисты. И в этом, возможно, они в определенной степени правы.

Еще один момент, который опосредствованно улавливается в выступлении Аймана аль-Завахри, — некоторая растерянность и слабость исламистов. Ведь срыв атаки на Великобританию именно это и подтвердил. В глобальном мире всякое противостояние имеет все структурные признаки глобализации. И на сегодняшний день — при том, что у террористов есть весьма значительные человеческие ресурсы и, возможно, даже достаточные материальные ресурсы, — в противостоянии им недостает (и, к счастью, еще долго будет недоставать) такой необходимой составляющей современного конфликта, как оперативность и глубина планирования и управления ресурсами. Этот недостаток был присущ им с самого начала. Западные спецслужбы его вычислили и усилили работой по обнаружению и давлению на все системы управления и связи «Аль-Каиды». Этим, кстати, объясняется и молчание на определенном этапе алькаидиста номер один бин Ладена, и еще некоторые трудности, с которыми столкнулись террористы.

По-видимому, сегодня первейшая задача руководства «Аль-Каиды» — успокоить своих сторонников, передать им новые указания, взять на испуг западное общество и попробовать сделать то, что когда-то удалось Сталину в начале противостояния с фашистской Германией: закрыть стратегические и структурные просчеты «пушечным мясом». То есть количеством. В начале, конечно, это может принести успех, но в перспективе непременно приведет к краху.

Как заявил президент США Джордж Буш, террористическая группировка «Аль-Каида в Ираке» поддерживает тесные связи с большой террористической сетью «Аль-Каида», которой руководит Усама бин Ладен. Президент Буш сказал, что «Аль-Каиду в Ираке» основал иностранный террорист, управляют ею в основном иностранные террористы и она полностью лояльна к бин Ладену. По словам Джорджа Буша, обе организации стремятся сделать из Ирака плацдарм для своих террористических операций. Поэтому вывод войск из Ирака, отметил президент, привел бы к катастрофическим последствиям для Соединенных Штатов.

Между тем во влиятельной американской газете The New York Times появились некоторые подробности пересмотренного плана военной кампании в Ираке. Согласно этому плану, американские войска останутся в Ираке как минимум до 2009 года. План был разработан командующим американскими войсками в Ираке генералом Дэвидом Петреусом и послом США в Ираке Райаном Крокером. В сентябре они должны представить Конгрессу отчет о ходе войны. Ранее президент Буш призывал законодателей подождать до сентября с выводами по поводу дальнейшего курса в Ираке.

Таким образом, сегодня всем сторонам этого глобального противостояния есть над чем задуматься. И определиться. Поскольку именно от их определения будет зависеть формирование устоев глобального общества и начало истории расцвета или упадка обеих, возможно, наиболее мощных составляющих человеческой цивилизации. И в этом смысле не так важно, с технологической точки зрения, удастся ли в ближайшее время осуществить хоть какие-нибудь террористические акты в США и Европе. Поскольку уже очевидно, что они не будут массовыми и мощными. А если где-то все-таки и произойдут, то принесут намного больше вреда мусульманскому обществу, чем западному. И стена, которая выросла между палестинскими и израильскими территориями, стена материальная, повлечет за собой значительно меньшее отчуждение, чем та, что может вырасти между ними как следствие террористических атак, — психологическая, информационная и экономическая. Не говоря уже о свободе передвижения, которая может быть ограничена для всех выходцев из исламского мира. Что нанесет чрезвычайно большой вред и отбросит развитие этого сообщества на десятилетия назад.