UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мьянма прощается с хунтой

С 8 ноября 2015 г. начинается отсчет новой истории Мьянмы. Впервые за многие десятилетия здесь состоялись парламентские выборы, которые с полным правом можно назвать свободными. И граждане, воспользовавшись возможностью, проголосовали за оппозицию, в надежде покончить с режимом хунты, правящей страной с 1988 г. Но готовы ли военные отказаться от власти, которую они сохраняли за собой длительное время, и поддержать изменения в Мьянме?

Автор: Алексей Коваль

С 8 ноября 2015 г. начинается отсчет новой истории Мьянмы.

Впервые за многие десятилетия здесь состоялись парламентские выборы, которые с полным правом можно назвать свободными. И граждане, воспользовавшись возможностью, проголосовали за оппозицию, в надежде покончить с режимом хунты, правящей страной с 1988 г. Но готовы ли военные отказаться от власти, которую они сохраняли за собой длительное время, и поддержать изменения в Мьянме?

Фактор, усиливающий позиции военных, - гражданская война. Несколько очагов локальных конфликтов тлеют в разных регионах страны с момента обретения независимости в 1948 г. Но этот фактор также является и причиной уязвимости режима перед внешним давлением.

Армия постепенно ослабляла тиски, в которых держала страну почти три десятилетия. После того как в 2008 г. в стране состоялись массовые акции протеста, вызванные обнищанием населения и повышением цен, хунта провела конституционную реформу. Тогда армия провозгласила свои намерения строить в стране "дисциплинированную процветаю-щую демократию".

Парламентские выборы 2010 г. хунта провела, используя ряд ограничений против главной оппозиционной силы - Национальной лиги за демократию и ее лидера, Нобелевского лаурета Аун Сан Су Чжи, которая более 20 лет провела под домашним арестом. Из-за этого оппозиция бойкотировала выборы. Но авторитет Аун Сан Су Чжи был настолько велик, что она влияла на политическую жизнь страны, даже находясь в заключении. На довыборах в парламент весной 2012 г. Аун Сан Су Чжи все-таки стала депутатом.

В 2011 г. парламент избрал нового президента. Им стал бывший премьер-министр хунты Тейн Сейн, сменивший военный мундир на цивильный костюм.

Этот пятилетний опыт "квази-демократии" не прошел для Мьянмы даром. Страна открылась внешнему миру, и президент США Барак Обама дважды побывал в ней. В результате Мьянма несколько ослабила свою зависимость от Китая, долгие годы бывшего главным внешнеполитическим "адвокатом" хунты. После 8 ноября китайские власти вынуждены проводить в отношениях с соседом куда более осторожную политику.

В ходе прошедших выборов решалась судьба 224 мест в верхней палате и 440 - в нижней. В 7 округах, где продолжаются боевые столкновения или не удалось обеспечить безопасность голосования, выборы не проводились. Таким образом "на кону" - 491 место. Для того чтобы влиять на решения парламента, сторонникам Аун Сан Су Чжи нужно получить 329 мандата в обеих палатах, что будет соответствовать 67% от общего числа в 664 места в парламенте. Но и в этом случае у теряющей власть хунты остаются рычаги для сдерживания продемократических сил.

Дело в том, что четверть всех депутатских мандатов в новом парламенте автоматически получают представители армии. Согласно Конституции 2008 г., депутаты-военные находятся в парламенте с целью "демократического дисциплинирования" прочих законодателей. Кроме того, при любых раскладах в новом парламенте военные сохранят за собой руководство тремя самыми крупными и влиятельными ведомствами - министерством обороны, внутренних дел и охраны границ.

По предварительным данным, после подсчета примерно половины бюллетеней Национальная лига за демократию (НЛД) получила 258 мест в двух палатах парламента, 21 мандат ушел правящей Партии солидарности и развития Союза (ПСРС), еще 23 мандата - другим мелким этническим партиям. Председатель ПСРС Хтай О признал поражение.

Аун Сан Су Чжи уже заявила, что не собирается бороться за пост президента, которого должен избрать парламент в марте 2016 г. В том числе и потому, что Конституция Мьянмы, в частности статья 59 пункт F, запрещает претендовать на пост президента тому, кто состоит в браке с иностранцем или имеет детей с иностранным гражданством. А дети лидера оппозиции - подданные Великобритании. Военные депутаты не согласятся поддержать изменение этой нормы.

"Я буду над президентом" - заявила она в день выборов, добавив, что глава государства не имеет никакой реальной власти в стране. Ее цель - используя результаты голосования на выборах в парламент, привлечь представителей армии к переговорам по демократизации страны. Пока не ясно, как отреагируют на эти предложения военные. Но руководство страны дало понять, что переговоры могут начаться лишь после оглашения окончательных итогов голосования.

Но уже то, что представители хунты еще до объявления официальных результатов выборов заявили, что будут "уважать волеизъявление избирателей" и даже поздравили Аун Сан Су Чжи с победой, говорит о том, что демократии в Мьянме стало больше. Даже поздравление политическому оппоненту министр информации Е Тхут направил через Facebook, который ранее был заблокирован. Он, кстати, пообещал, что будет сделано все для обеспечения мирного перехода власти к победившей оппозиции.

Аун Сан Су Чжи идет во власть под лозунгом восстановление единства страны и примирения. В СМИ пишут о том, что еще накануне выборов Аун Сан Су Чжи достигла договоренности с нынешним спикером парламента Шве Манном о том, что он будет играть ключевую роль в переговорах представителей НЛД и военных. Местные аналитики утверждают, что если удастся достичь согласия, то Аун Сан Су Чжи и ее сторонники поддержат Шве Манна как кандидата на пост президента страны.

Если такая договоренность имеет место, то, скорее всего, оппозиция предприняла ее для того, чтобы предупредить путч военных и появление в стране новой хунты. Однако новые власти должны так или иначе использовать для управления страной кадры, которые были воспитаны в условиях диктатуры.

Другая проблема, с которой столкнется оппозиция, - гражданская война и межэтнические отношения. Результат, полученный НЛД в регионах с национальными меньшинствами, означает доверие к Аун Сан Су Чжи. И она должна его оправдать.

Но вопрос не только в том, что этнические меньшинства, составляющие треть населения, добиваются большей автономии и независимости от центральных властей. Хуже то, что они тяготеют к соседним странам. А это может создать для Мьянмы новые проблемы. Так, не исключено, что племя Шан будет требовать федерализации Мьянмы или даже создания своего отдельного государства.

Кроме того, перед Мьянмой стоит и проблема отсутствия религиозной толерантности в стране. Буддисты, составляющие большинство населения страны, вопреки положениям своей миролюбивой религии устроили гонения на мусульман из народности рахинджа. Более 100 тысяч из них стали беженцами в собственной стране. В ходе выборов часть радикально настроенных буддийских бонз обвиняли Аун Сан Су Чжи в подыгрывании мусульманам, что не соответствует действительности.

Пока что Аун Сан Су Чжи, лидер демократов и Нобелевский лауреат, не озвучила четкого плана разрешения этой и других проблем, стоящих перед Мьянмой.