В последнее время Россия пытается любым способом восстановить свое влияние на страны Балтии и усилить - на других членов Европейского Союза. На это у Кремля, конечно, есть свои причины. Тем более что в последние годы Москве удалось радикально усилить свое присутствие в Финляндии.
Следует вспомнить, что во времена холодной войны нейтральная Финляндия занимала стратегическое расположение между двумя вражескими блоками - НАТО и Варшавским договором. Страна была объектом особого интереса для сверхдержав и как буферная зона, и как территория для прокладывания транзитных военных маршрутов во время возможных военных действий.
Собственно, сегодня это стратегическое расположение никуда не делось. И поэтому Москва стала активно наращивать свое проникновение в Финляндию. Притом что сами финны весьма настороженно и обеспокоенно наблюдают за нарастанием российского присутствия.
Сегодня россияне снова начали "оккупацию" Финляндии. Пока что она проходит в "мягкой" форме. И, зная подходы Кремля к своим ближайшим соседям, можно прогнозировать, что это только начало московской экспансии на финские просторы.
Российское влияние ощущается не только в бизнесе. В прошлом году эту страну посетило рекордное количество россиян: им было выдано 1,3 млн виз. И уже сегодня русский язык становится самым распространенным иностранным языком в Финляндии.
Возможно, российские "эмигранты выходного дня" и поднимают финскую экономику. Но недавний скандал, когда власти Финляндии объявили о взломе баз данных МИД страны, в котором заподозрили Россию, свидетельствует, что эти взаимоотношения хороши лишь на первый взгляд. Поскольку хакеры пытались перехватить каналы связи между финской властью и руководством Евросоюза.
Зачем это России? Очевидно, в Кремле очень хотели бы превратить Финляндию в государство-сателлита и этим существенно усилить свое непосредственное влияние на страны Балтии и Евросоюз.
Следует обратить внимание на то, что еще в начале июня 2012 г. тогдашний начальник российского генштаба генерал армии Николай Макаров, выступая на семинаре в университете Хельсинки, предостерег Финляндию от более тесного сотрудничества с Североатлантическим альянсом. "Следовательно, Финляндия должна активизировать свое сотрудничество с Россией. Военное сотрудничество между Россией и НАТО идет хорошо и отвечает взаимной выгоде. Однако сотрудничество между Финляндией и альянсом угрожает безопасности России", - заявил российский генерал.
Кроме того, Николай Макаров обвинил Финляндию в поддержке Грузии в конфликте вокруг Южной Осетии и Абхазии. Он также поставил под сомнение право Хельсинки на проведение военных учений на ее территории, спросив: против кого они могут быть направлены?
По логике россиян, военное сотрудничество Финляндии с Россией будет содействовать стабилизации ситуации с безопасностью в регионе. Вместе с тем российская сторона считает, что Хельсинки не должен ставить вопрос о получении, даже в отдаленной перспективе, членства в НАТО.
Министр обороны Финляндии Стефан Валлин, комментируя заявление генерала Макарова, подчеркнул: Хельсинки будет принимать свои решения относительно альянса самостоятельно. И хотя Финляндия считает, что сотрудничество с Россией в военной сфере важно, однако у нее есть суверенное право самой выбирать формат сотрудничества с НАТО на основании интересов национальной безопасности и интересов своей оборонной политики. В частности, относительно проведения совместных военных учений.
После заявления Макарова в Хельсинки начали серьезно задумываться над тем, что Финляндия - один из немногих западных соседей России, не являющийся членом НАТО. В то время как Эстония, Литва, Латвия и Польша давно уже стали членами Североатлантического альянса.
Собственно, сегодня Финляндия и так активизировала свое сотрудничество с НАТО. Хельсинки посылал своих военных в Афганистан, Ирак и Ливию и принимает участие в миротворческих операциях, проводимых альянсом.
Но, пытаясь диктовать московские правила финнам, генерал Макаров подталкивает Хельсинки к подаче заявки на полноправное членство в НАТО. Поскольку там хорошо помнят, кто напал на Финляндию в 1939-м и 1941-м гг.
Россия остерегается сближения Хельсинки с НАТО (так же, как и Украины), поскольку это служило бы гарантией безопасности Финляндии и ее территориальной целостности: понятно, что Североатлантический альянс оказывает сдерживающее влияние на россиян.
С падением популярности Владимира Путина в России можно прогнозировать, что стратеги из его команды будут пытаться отыскать новые средства для восстановления его авторитета среди россиян. И одним из таких средств вполне может стать "финский вопрос".
Можно сказать, это большой плюс, что Россия направляет в Финляндию людей с такой политической "подготовкой", как у Николая Макарова, который, вместо рутинных проповедей о традиционно хороших отношениях и плодотворном сотрудничестве, по-военному неприкрыто объявил истинную российскую позицию. И Москве трудно объяснить, почему Российская Федерация именно таким образом рассматривает своего соседа Финляндию.
Следует отметить, что такое положение вещей касается периода, когда контакты между двумя государствами в общем являются якобы относительно положительными. Но остается лишь догадываться, что может произойти, если давление Кремля на Хельсинки начнет и в дальнейшем возрастать, а московские аппетиты - усиливаться.
Пока что трудно понять, почему финское руководство, боясь вызвать негативную реакцию со стороны Москвы, до сих пор продолжает "играть" в нейтральность. Но стратегическое расположение их страны сегодня не дает им шанса и в дальнейшем сохранять свой традиционно нейтральный статус.