UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мосты цветов взорваны... Но восстановлению подлежат

15 лет назад отношения между Кишиневом и Бухарестом развивались по нарастающей (мосты через р.Прут,...

Автор: Виталий Кулик

15 лет назад отношения между Кишиневом и Бухарестом развивались по нарастающей (мосты через р.Прут, разделяющие две страны, украшались цветами), пока молдовская элита не осознала всего масштаба далеко идущих планов соседей.

Румыния давно не скрывает свои аппетиты на территорию современной Республики Молдова, а при президенте Румынии Т.Бэсеску подобные планы вышли на публичный уровень и уже даже не удивляют обывателя. Не помогло и вступление Румынии в ЕС и НАТО, что, как ни парадоксально, еще больше развязало руки руководству Румынии — страна так и не подписала договор о границе и базовый политический договор с Республикой Молдова, поддерживает прямой диалог с непризнанным Приднестровьем, исходя из тезиса об общности интересов Тирасполя и Бухареста.

Вот уже долгие годы Румыния проводит агрессивную экспансионистскую политику в Молдове, ежегодно предоставляя более 1000 стипендий в своих вузах для обучения выходцев из РМ, массово оформляя гражданство Румынии, спонсируя политические партии, общественные организации, печатные СМИ, телеканалы. Жалобы, в т.ч. слезные письма, президента Молдовы В.Воронина в ЕС по поводу такой политики Румынии вызывают только раздражение Брюсселя (срабатывает принцип солидарности), мол, о чем вы говорите, Румыния — член европейского клуба и идет в русле общей политики Евросоюза. Вояжи спецпредставителя ЕС в Молдове К.Мижея в Бухарест также прошли без следа — венгру там объяснили, что ему лучше сконцентрироваться на других вопросах, если он хочет, чтоб его мандат продлили в очередной раз.

США тоже, к сожалению, не отличаются принципиальностью в этом вопросе: иногда могут урезонить на словах румынского лидера, но на этом все и заканчивается, ведь Бухарест, как и Вашингтон, заинтересован в уменьшении российского присутствия в Молдове.

С выборами-2009 в Молдове руководство Румынии связывало значительные ожидания и рассчитывало закрепить свое присутствие уже не только на уровне кишиневской мэрии, а и на центральном уровне вернуть Молдову в «правильное» историческое русло. Бухарест активно взялся за избирательную кампанию с учетом уроков оранжевой революции в Украине. Это и схемы внешнего финансирования по принципу 1000 тоненьких ручейков, которые невозможно остановить, и ставка на взятие контроля над молдовской столицей и т.д.

Победа коммунистов на выборах — это провал прорумынских сил в стране. Угроза потерять еще четыре года в деле сближения двух берегов Прута вынудила их пойти ва-банк и начать массовые акции протеста с целью проведения повторного голосования.

Все начало разворачиваться по уже ставшему классическим сценарию революций на постсоветском пространстве. Основное, чего не хватило протестующим — поддержки Запада. Европейские институции, вопреки массовым свидетельствам условной демократичности избирательной кампании в Молдове, вынуждены были признать выборы легитимными (логика Запада вполне очевидна: сказать В.Воронину правду об избирательной кампании значит окончательно затолкнуть его в лоно Москвы).

Сопряженные с погромами действия оппозиции в Молдове вызвали массовое неодобрение на Западе, мол, если есть претензии, идите в суд, а не на баррикады. Это дало отмашку В.Воронину на зачистку акций протеста при помощи полиции, что, по сути, и предрешило судьбу неудачной революции.

Безусловно, провал прорумынского путча в Молдове приостановит на некоторое время экспансию Бухареста в регионе. Можно не сомневаться, что В.Воронин ощутит моральное право начать масштабную охоту на ведьм, под которую можно будет списать и расправу со многими политическими конкурентами, а заодно и экономические сложности, которые уже в скором времени охватят страну. Скорее всего В.Воронин предпримет и ряд законодательных инициатив, чтобы усложнить дальнейшую румынизацию Молдовы на ближайшую перспективу.

На борьбу с румынской угрозой будут призваны и внешние силы, в первую очередь российская сторона. Уже появились первые призывы к увеличению воинского контингента РФ в зоне приднестровского конфликта.

Тем не менее ползучая гуманитарная экспансия Румынии продолжит свое дело. Не сейчас, так через пять лет молдовский электорат скорее склонится в сторону Бухареста. Как ни крути, а общий язык и румынский паспорт, с которым можно свободно ехать на заработки в Евросоюз, аргументы более весомые для обывателя, чем призыв к укреплению государственности самой бедной страны в Европе.

Хотелось бы верить, что команда В.Воронина понимает: хрен редьки не слаще. Вряд ли мудро искать помощи против прорумынских сил в Москве, где спят и видят, как взять под контроль Молдову, урегулировав приднестровский конфликт на основе концепта Козака. Дай Бог, чтобы Кишинев по достоинству оценил роль Украины в регионе, которая не заинтересована в дезинтеграции Молдовы и является естественным союзником в урегулировании приднестровской проблемы. Кстати, Киев уже более года пытается уговорить Кишинев начать демаркацию приднестровского участка украинско-молдовской границы, но то ли в Молдове готовятся к выборам и не хотят дразнить Россию такими вещами, то ли Евросоюз, мягко говоря, не горит желанием поддержать этот проект.

Есть надежда, что команда В.Воронина в этих условиях все-таки решится урегулировать на взаимовыгодных началах оставшиеся проблемные вопросы украинско-молдовских отношений, что укрепило бы стабильность в регионе и прикрыло восточный фланг Молдовы.

Румынии дали по носу. Об идее возвращения исторических земель какое-то время придется говорить шепотом. Но нельзя исключать, что румыны попытаются теперь проявить себя в Южной Бессарабии и Буковине, поэтому Украине не стоит расслабляться.

Вызывают обеспокоенность и возможные попытки Москвы под прикрытием борьбы с «румынской угрозой» протянуть выгодный ей план приднестровского урегулирования. Это, конечно, снимет проблему с Бухарестом, но создаст у наших границ государство, чья жизнеспособность будет зависеть от России.