Как и следовало ожидать, в Молдове по-разному восприняты проголосованные парламентом изменения в конституцию республики, которые повлекут перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом. Усиление позиций правительства и парламента одни назвали «конституционным переворотом», «путчем», «концом демократии и установлением диктатуры партийных олигархов», другие — «историческим голосованием», «важнейшим политическим решением кишиневского политикума», «конституционной реформой». Естественно, первые определения принадлежат в основном сторонникам президента Лучински, а вторые — симпатикам парламентской республики.
Если отбросить крайности с обеих сторон, нельзя не заметить, что среди победителей господствует осторожный оптимизм, а для побежденных не все надежды потеряны. Наверное, правы те, кто считает, что главную свою битву парламенту Лучински уже проиграл, но война не закончена и конфликт окончательно не исчерпан. Что имеется в виду? Во-первых, Лучински должен как президент подписать проголосованные парламентом изменения в конституцию или с собственными замечаниями вернуть их депутатам для пересмотра. Во-вторых, в Конституционном суде Молдовы положительные выводы сделаны во вторник по проекту, инициированному президентом и получившему поддержку избирателей республики во время консультативного референдума в мае прошлого года. В-третьих, совсем недавно появившаяся партия «Центристский союз Молдовы», с которой Лучински должен был идти на президентские выборы в декабре этого года, заявила, что обратится к народу за поддержкой с целью созыва гражданского форума, который стал бы подготовительным этапом к проведению референдума о доверии парламенту.
Понятно, президент и его ближайшее окружение будут делать все, чтобы затянуть время и заручиться поддержкой населения республики. Но вся сложность этой ситуации состоит в том, что это время нужно не тянуть, а ускорять. Населению же страны, недавно битому природными стихиями — смерчем, градом и наводнением, сейчас явно не до того. Совершенно очевидно, что шансов перехватить инициативу и изменить что-то в свою пользу у Лучински почти нет, но это не означает, что он не будет стремиться воспользоваться даже малейшим. Об этом свидетельствует хотя бы то, что на первых порах президент пообещал осуществить промульгацию (подписание и опубликование) принятого 5 июля закона с учетом того, что за него проголосовал едва ли не весь парламент, но затем пресс-секретарь главы государства А.Голя на очередном брифинге заявил, что Лучински несколько изменил свою позицию: «Глава государства считает, что принятые парламентом поправки в конституцию РМ фактически пренебрегают результатами консультативного референдума, ведут к становлению коллективной диктатуры без личной ответственности за управление страной». Не сложно предположить, что вдохновило президента в этом случае: в понедельник он уже знал, что во вторник по поводу инициированного им законопроекта конституционный суд Молдовы даст положительное заключение.
Большинство молдавских аналитиков убеждены, что эпоха Петру Лучински заканчивается, но не заканчивается кризисная полоса в жизни народа Молдовы. Нечего радоваться и депутатскому корпусу, т.к. его ждут чрезвычайно тяжкие времена. В борьбе с Лучински он достиг межпартийного согласия, но не следует забывать какой ценой: судьба конституционных поправок решалась не на переговорах парламентских фракций, а на пленуме центрального комитета Коммунистической партии Молдовы. Многих политических комментаторов именно это более всего и тревожит. Победа над Лучински для молдавских реформаторов может стать сомнительной победой, если в парламенте не удастся достичь консенсуса с коммунистами по кардинальным вопросам — продолжению рыночных преобразований и евроинтеграции. Было бы наивным думать, что коммунисты откажутся от своих программных принципов и будут голосовать в парламенте за прогрессивные законы. Фракционная пестрота высшего законодательного органа Молдовы, разновекторность идеологий и задач каждой партии, ни одна из которых не может рассчитывать только на себя, а обязательно должна заручиться поддержкой ситуативного или постоянного партнера, делает ситуацию в молдавском парламенте сложной и непредсказуемой. Проголосовав за парламентскую республику, депутаты сделали Молдове прививку от авторитаризма, но не получится ли так, что из полосы кризиса конституционного они попадут в полосу кризиса парламентского? При всей приблизительности и условности аналогий, не ждут ли парламент Молдовы трудности, подобные переживаемым сейчас так же фракционно пестрым израильским кнессетом?
Перспектива, как видим, далеко не простая. Какую линию поведения изберет каждая парламентская фракция и что привнесет каждая из них в новые правила игры в парламенте в период после Лучински, будет ясно лишь в сентябре, после депутатских каникул. Об одном можно сказать с уверенностью: это будет время тяжелых торгов и болезненных компромиссов.