Очередная критическая дата в отношениях Молдовы и Приднестровья — первое сентября. В этот день посредники переговорного процесса ждут от Тирасполя решения школьного вопроса, от Кишинева — твердого намерения продолжить переговоры в пятистороннем формате и отказаться от санкций против экономических агентов ПМР.
Усадить за стол переговоров две стороны больше всех пытаются страны-гаранты молдавско-приднестровского урегулирования. Развернувшие в последний месяц бурную миротворческую деятельность Киев и Москва едва ли не каждую неделю призывают не допустить эскалации конфликта и искать выход из ситуации политическим путем. Уладить ситуацию на месте пытались спецпредставитель российского МИДа Игорь Савольский и специальный представитель Президента Украины Александр Моцык.
Неудивительно, что как только накал страстей по линии Кишинев—Тирасполь начал спадать (на сей раз Воронин назвал команду Смирнова «отморозками» и «членами транснациональной преступной группировки», а власти ПМР окрестили коллег на Правобережье «коммуно-фашистским режимом»), на Михайловской площади в Киеве не преминули заметить: «по оценкам руководства Приднестровья и Молдовы, только благодаря непосредственному вмешательству Президента Украины Леонида Кучмы удалось избежать дальнейшего обострения и без того опасной ситуации».
То, что официальный Киев пытается реанимировать посредническую активность в Приднестровье, безусловно, факт положительный. Другое дело, насколько самостоятельны украинские власти в выработке тех или иных предложений по молдавско-приднестровскому урегулированию. От представителей ОБСЕ, например, приходилось слышать, что ни одна значимая инициатива Киева по приднестровскому урегулированию сегодня не оглашается без согласования с Москвой. Более того, в аналитических кругах предполагают, что после провала меморандума Козака россияне боятся много светиться в Тирасполе и Кишиневе, поэтому предпочитают держать «на передовой» Киев. Действительно, получить еще раз пощечину от ОБСЕ для претендента на роль главного постсоветского миротворца было бы слишком. Поэтому для российского имиджа будет куда выгоднее, если заблокированными окажутся инициативы, озвученные Украиной.
Хотя в некоторых вопросах украинские власти имеют куда больше рычагов влияния на конфликтующие стороны по той простой причине, что Россия общей границы с РМ не имеет. А в том, насколько принципиальным для Молдовы является вопрос контроля над приднестровским участком украинско-молдавского кордона, никто уже не сомневается: после провалившихся попыток подбить Киев на создание совместных таможенных постов (имея, по нашей информации, в арсенале поддержку таких серьезных западных партнеров, как США), Кишинев согласен даже на ранее отбрасываемый им вариант международного мониторинга упомянутого отрезка. Кроме того, дипломаты все чаще приходят к выводу, что именно с помощью экономической блокады Воронин намерен сломать «приднестровский режим». С точки зрения кишиневских стратегов, добившись содействия Украины в этом вопросе, проблема «сепаратистского режима» будет решена в два счета. И нет ничего странного в том, что так много шума в Кишиневе вызвало заявление Игоря Смирнова о решении официального Киева пропускать приднестровский экспорт без таможенного оформления Молдовы. Или же высказывания посла Украины в России Николая Билоблоцкого, заметившего на пресс-конференции в Москве, что блокирование приднестровских грузов Кишиневом осложняет его отношения с Киевом. «Такой подход со стороны Молдовы нас не устраивает», — резюмировал дипломат.
В экспертных же кругах утверждают: молдавско-приднестровский конфликт сегодня — не что иное, как борьба за собственность непризнанной ПМР. И «школьный вопрос» на самом деле не был поводом для возникновения печально известного постановления молдавского правительства об экономических санкциях в отношении «восточных районов Молдовы» — отныне именно так кишиневские политики предпочитают именовать Приднестровье. «Просто молдавские власти не могут спокойно наблюдать, что ключевые предприятия Левобережья уходят с молотка, минуя Кишинев, а экономические агенты Приднестровья только за последние полгода (и только по официальным данным) экспортировали продукции почти на 200 миллионов долларов», — поделился в разговоре с «ЗН» один известный кишиневский политолог.
Тень приднестровской приватизации черным пятном ложится и на диалог Кишинева с Москвой: новые владельцы большинства промышленных объектов ПМР — россияне. Намерение же Воронина пересмотреть в будущем результаты приднестровской приватизации воспринимаются в Кремле как шаг, нацеленный однозначно против России.
Точно так же российские дипломаты воспринимают и угрозы официальных властей Молдовы отказаться от пятистороннего формата переговорного процесса в случае, если статус-кво по молдавским школам не будет восстановлен. Воронин даже определился с оптимальной для Кишинева формулой: кроме России, Украины и ОБСЕ в роли посредников должны также выступить Румыния, США и Евросоюз. Получается, что как только россияне начали вести сепаратные переговоры с Киевом в обход ОБСЕ (о чем свидетельствуют наши дипломатические источники), молдавская сторона, по сути, выступила за усиление роли этой организации, предлагая подключить к переговорам ее самого активного участника — Соединенные Штаты.
По всей видимости, теперь московским суфлерам Смирнова придется переключиться с дискредитации миссии ОБСЕ в Молдове на блокирование инициативы Воронина. Ведь где-где, а в Москве должны прекрасно понимать, что любое расширение формата усложнит реализацию навязчивой идеи кремлевских стратегов — проведение в Молдове российской военно-гарантийной операции. Благо позиция Киева в этом вопросе, как поделился с «ЗН» дипломатический источник, остается прежней: мы готовы подключиться к той миротворческой операции в Приднестровье, которая будет проходить под флагом ОБСЕ.